208
209
ГРУЗОВИКИ | «ГАЗЕЛЬ» НА ПРОПАНЕПЛАН Б«Группа ГАЗ» запустила в производство двухтопливную «ГазельБизнес», готовую работать на бензине и пропане. В новой машине на газ давил Максим Приходько. Фото Константина Якубова и Михаила Сорокина.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯГАЗ‑330250‑288До недавнего времени самой востребованной формой сближения «Газели» с бизнесом был самодеятельный перевод машины на газовое топливо. Цены на такую услугу достигали 30 тысяч рублей. Теперь с этим покончено. Стремясь укрепить позиции семейства «Газель-Бизнес» на отечественном рынке, завод начал выпускать авто, потребляющие как бензин, так и пропан. Такая модификация всего на 26 тысяч дороже бензиновой версии – при сохранении общей гарантии на машину. Учитывая, что Минтранс выступил с предложением снизитьтарифы ОСАГО для газобаллонных автомобилей на 15%, версия становится еще более привлекательной. Перевод «Газели» на пропан – это не только существенное увеличение в целом ресурса бензинового мотора (газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что продлевает срок службы двигателя; дольше живут и свечи зажигания). Главное – возрастает суммарный пробег двухтопливного авто: на 400 км, что очень неплохо. Вдобавок пропан дешевле бензина А92 примерно на 50%. Вот он, пресловутый резервный «план Б»,Размеры: длина×ширина×высота, мм 5480×2380*×2120** Колесная формула 4×2 Масса полная, кг 3500 Общее число мест 3 Топливо А92–95/пропан Запас топлива: бензин/газ, л 70/100 Расчетный расход бензина, л/100 км 15 Расчетный расход газа, л/100 км 12,5 Минимальный радиус поворота, м 5,5 Экологический класс Евро‑3 Дорожный просвет, мм 170 Грузоподъемность, кг 1460 ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р4, 8 клапанов, 2890 см³, 78 кВт/107 л.с. при 4000 об/мин; мощность двигателя при работе на ГСН*** – 73 кВт/99 л.с. при 4000 об/мин. Поставщик газового оборудования – ОMVL (Италия). ТРАНСМИССИЯ: задний привод; М5. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – зависимая рессорная/рессорная с амортизаторами; рулевое управление – типа «винт-шариковая гайка» со встроенным гидроусилителем; тормоза – дисковые/барабанные, шины – 185/75R16. ЦЕНА: 505 600 руб.*Ширина по зеркалам. **Высота по кабине. ***Газ сжиженный нефтяной.208 За рулем 06/2011 которым располагают все приличные стратеги. Президент «Группы ГАЗ» Бо Андерсон не исключение. На машине применяют газовую систему впрыска (ГСВ) четвертого поколения итальянской компании OMVL. Выбор поставщика ГБО не случаен – продукцию этой фирмы используют на сборочных конвейерах «Ситроена», «Пежо», «Фольксвагена» и многих других. Основа газовой составляющей – дополнительный контроллер, управляющий двигателем при работе на пропане. Помимо этого, он блокирует работу бензиновых форсунок и, базируясь на сигналах, поступающих к ним от основного контроллера, управляет газовыми клапанами. На стоянке или во время работы на бензине подачу газа, в свою очередь, перекрывает электромагнитный клапан, врезанный между баллоном и редуктором-испарителем. Из видимых снаружи следов газификации – столитровый красный бак с надписью «Пропан». Кстати, именно из-за него двухтопливные «газели» доступны пока как грузовик и фургон: на них разместить бак для газа проще и технологичнее. Двигатель переводят с бензина на газ переключателем вида топлива (расположен он на панели приборов неудачно, но об этом чуть позже). Одно нажатие кнопки – мотор работает на бензине, второе – переходит на газ.Теперь о ездовых ощущениях. На тест мне достался промтоварный фургон без колпака на крыше кабины, который некоторые остряки до сих пор называют аэродинамическим. Подстроил сиденье, завел двигатель и принялся искать газовый переключатель. Когда стоишь, найти его не проблема, но на ходу маленький пластиковый квадратик никак не попадался. Дело в том, что он находится практически в слепой зоне, хотя и под правой рукой. Переключатель маленький, но благодаря светодиодной индикации способен сообщать водителю, сколько газа осталось в запасе. Вот ее с места водителя и не видно! Выход один: возложить контроль за уровнем газа на напарника. В крайнем случае – проверять остаток во время остановок. Просто удивительно, почему на огромной приборной панели «Газели-Бизнес» не нашли более подходящего уголка. Что до общего восприятия, езда на газированной «Газели» практически не отличается от управления аналогичной машиной с традиционным топливом. Разве что разгонная динамика, если таковой вообще обладают грузовики категории В, еще скромнее, чем при езде на бензине. Впрочем, этот показатель для рабочей лошадки не первостепенный. Главное – сэкономить на топливе. А газовые заправки, кстати, встречаются чуть ли не чаще, чем бензин на обыкновенных АЗС.Блок электромагнитных клапанов и топливную газовую рампу со шлангами и штуцерами устанавливают на моторном заводе в Ульяновске. Окончательная сборка всей газовой аппаратуры проходит в Нижнем.Дмитрий ЧАХУТИН, Екатеринбург, частный предприниматель: – Приобрел двухтопливную «Газель» в декабре 2010 года. До этого у меня тоже был грузовик из Нижнего, который я сам перевел на газ. Однако, чтобы установить аппаратуру, надо было регистрировать изменения в конструкции, а это муторно, во всяком случае – в нашем регионе. Да и денег стоит. На новой машине пробег сейчас всего 10 000 км, пока меня все устраивает. В начале этого года прошел первое ТО: все показатели в норме. Расход газа на трассе примерно 20 л на сотню. На машине вожу пластиковые окна, полной заправки пропана хватает на 410 км. Бензин при этом почти не расходую – только чтобы завести «Газель». Несколько раз ездил из Екатеринбурга в Оренбург и обратно – на круг примерно 1800 км. Заправки пропановые на трассе встречаются часто. Цена газа колеблется от 10 до 12 рублей. На топливо я потратил всего 3600 рублей! Сами понимаете, выгода очевидна. Что касается городской эксплуатации, тут расход побольше, где-то 22–24 л. Много раз слышал, что на газе машина тянет хуже, чем на бензине. Я с полной загрузкой по уральским перевалам неоднократно ездил. Так вот, на некоторые из них на четвертой, а то и пятой передаче спокойно влезаю. Есть и минусы, хотя и не столь существенные. Скажем, краска с газового баллона уже слезла! Обидно, все-таки это не просто «Газель», а «Газель-Бизнес». Правда, дилер обещал перекрасить баллон по гарантии. А еще я закрепил бы крышку газовой заправочной горловины на цепочке: в запарке ее легко забыть на колонке. СПРАВКА ЗР: Являясь крупнейшей нефте- и газодобывающей страной, Россия располагает достаточной ресурсно-сырьевой базой для расширения производства сжиженных углеводородных газов. Запасы попутного нефтяного газа в российских нефтяных месторождениях составляют, по имеющимся оценкам, порядка 1,5 трлн. м3.Внутри защитного кожуха, расположенного на баллоне для хранения газа, – мультиклапан. Он позволяет заполнять баллон сжиженным газом, подавать его через магистраль к редукторуиспарителю и перекрывать выход газа из баллона в случае повреждения газовой магистрали.Салонный переключатель «газ-бензин» с индикацией уровня газа в баллоне расположен примерно на уровне замка зажигания. Искать его в движении очень неудобно.За рулем 06/2011 209