248
249
250
251
252
КЛАССИКИ BUICK 29-27 SERIES 116 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ248 За рулем 06/2011 Дерево в автомобилях не считали престижным, вполне хватало механических тормозов, а прогрессивный четырехлитровый мотор развивал внушительные 74 л.с. В эпоху Великой депрессии укатил на «Бьюике» Сергей Канунников. Фотокамерой руководил Георгий Садков.АМЕРИКАШЕСТИЦИЛИНДРОВАЯЗа рулем 06/2011 249 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ BUICK 29-27 SERIES 116В1929‑м в США было уже 377 зданий выше 21 этажа. Внушительный, а для старушки Европы просто фантастический показатель. Но американская мечта рисовалась, как правило, не пентхаузом в каменных джунглях, а пусть и неболь‑ шим, но отдельным домиком в тихом пригороде. На фоне такого часто фото‑ графировались всей семьей: немного располневшая, но жизнерадостная хозяйка, веселые, смышленые, с при‑ лизанными по такому случаю головами детишки, хозяин дома в новом пид‑ жаке – и свежий, блестящий никелем на солнце «Бьюик». Вполне прилич‑ ный, просторный, не самый дешевый, но все же доступный трудолюбивому американцу автомобиль. Средний класс для среднего класса.К СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЕЗа год до рождения этого пятиместного седана серии 116, в 1928‑м, компания «Бьюик» начала пышные торжества по случаю серебряной годовщины союза с покупателями: фирму основали в 1903‑м. В 1929‑м торжества продол‑ жили юбилейными машинами (первый автомобиль построили‑то в 1904‑м). Их, в частности, отличала измененнаяэмблема с дополнительным декором. А четырехдверному седану фирмы «Фишер» (крупнейший в те годы про‑ изводитель кузовов) придали к тому же несколько иную форму – округлили бока. Юбилейные «бьюики» появились в далеко не лучший для американской экономики год. Первые признаки спада стали очевидны уже в августе. А 24 октября, в знаменитый «черный четверг», на биржах рухнули акции... В тот день еще никто не осознавал, что на следующей неделе будут «чер‑ ные» понедельник и вторник, а потом темные еще несколько лет. Невесе‑ лую картину дополняли гангстерские войны, сухой закон, падение произ‑ водства и колоссальный рост безра‑ ботицы.Набор приборов по современным меркам богатый: указатели температуры воды, давления масла, амперметр и особо крупные спидометр и датчик уровня бензина. Лючок у левой ноги водителя – вентиляционный. Такой же у правой ноги переднего пассажира. Сзади в машине довольно просторно. А уж как уютно!250 За рулем 06/2011 На руле управление опережением зажигания и (по тогдашней американ‑ ской традиции) наружным освещением. Каждая деталь сделана основатель‑ но, на века. В машине есть даже часы. Работают!АМЕРИКАНСКИЙ ДЕДУШКАНо этому «Бьюику» повезло. Его не продырявили лихие американские джентльмены удачи, не разбили убегающие от полиции бутлегеры, не заездил в поисках хоть какой-то работы вмиг обнищавший отец еще вчера благополучного семейства. Машина ушла на экспорт в Европу, где числилась уже не обыкновенной массовой, а вполне солидной и даже престижной. Кстати, «бьюики» к тому времени продавали во многих странах, а в 1929-м открыли представительство даже в Шанхае. В Старом Свете, конечно, тоже жилось не очень сладко. Но американский автомобиль в Европе – признак респектабельности. Тот, кто купил его в 1929-м, вероятно, был уверен в своем будущем.По системе того времени «бьюики» обозначали четырехзначными индексами, где первые две цифры – модельный год, последние – тип кузова. «Бьюик» серии 29-27 – четырехдверный пятиместный седан 1929 года. Существовала также экспортная версия с кузовом 27х. В том году строили автомобили трех серий: 116, 121 и 129. Эти числа обозначали округленную колесную базу. То есть 116-е автомобили имели базу 115¾ дюйма – примерно 2940 мм. Рядный шестицилиндровый мотор при 2800 об/мин развивал 74 л.с. Коробка передач трехступенчатая, механические тормоза на все колеса. Кузова поставляла в основном фирма «Фишер». В 1929-м компания построила почти 188 000 автомобилей. Серия 116 была самой массовой – 90 626 экземпляров, в том числе 44 345 таких четырехдверных седанов для американского рынка и 3262 – экспортных.ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТДвигатель работает негромко, но басовито. Кузов покачивается на длинных рессорах, поскрипывает деревянными деталями. Их в изделии самой крупной в то время американской кузовной фирмы «Фишер» – двадцать три. Каркас обшит стальными листами. Даже колеса у «Бьюика» еще разборные – с деревянными спицами и стальным ободом. Модель 29-27, вообще-то, переходная: одна из последних американских машин с механическими, причем наружными, ленточными тормозами. Учитывая ритмы того времени, работают они пристойно. Хотя, конечно, надо не забывать давать машине запас по времени и расстоянию. Хуже всегоДаже указатели поворотов в 1929‑м уже были. Механические, правда, зато очень выразительные.За рулем 06/2011 251 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ BUICK 29-27 SERIES 116Все на благо среднего американца, вплоть до подставки для ног задних пассажиров. Колеса с деревянными спицами скоро сменят куда более технологичные – стальные. Бампер с тремя планками – признак юбилейных «бьюиков». Между запасной шиной на стальном ободе и кузовом – чемоданообразный багажник. тормоза держат при движении назад, поэтому, остановившись на горке, лучше затянуть ручник, действующий, разумеется, на трансмиссию. «Шестерка» «Бьюика» – прогрессивная, верхнеклапанная. Но сцепление многодисковое, а коробка передач без синхронизаторов. Мотор тянет вполне прилично. На третьей легко едет уже с 40 км/ч до примерно семидесяти. Нет, «Бьюик» готов, хотя и не очень охотно, разгоняться и дальше, но узкие шины, зависимые подвески и отстраненное рулевое управление делают такую поездку напряженной и неприятной. Все-таки эта машина для другого ритма жизни. Разгоняйся – несуетливо, тормози – с достоинством. Неспешно, но с душой выжал тугое сцепление, вытолкнул вторую, отпустил и вновь нажал сцепление – аккуратненько включил третью. И, удовлетворенный проделанной работой, едешь себе, расслабившись на мягком диване, как писал в знаменитой энциклопедии А потом попал в добрые руки, благодаря которым ведет себя как молодой. За окнами современный город, модные автомобили, суетливые пешеходы. Но время, отмеренное старыми, надежными часами, что на потолке над ветровым стеклом, движется будто с иной скоростью. С тех пор как «Бьюик» был юным, изменилось, конечно, очень многое. Хотя не всё. Скажем, тот же Роберт Уоррен писал, что для американцев рубежа 1930-х «запах бензина и горящих тормозных колодок и красный стоп-сигнал слаще мирры». Находятся чудаки, которые и сегодня не отказываются от подобных ценностей, особенно если речь о таком автомобиле, как этот «Бьюик». Небоскребов повыше тех, которыми козыряла Америка в 1929-м, ныне по всему миру не счесть, но жить большинство из нас по-прежнему хотело бы в домике за городом. Ну а «Бьюик» за эти годы сильно подорожал.американской жизни – романе «Вся королевская рать» Роберт Пенн Уоррен, «под вежливый шепот восьмидесятисильного верхнеклапанного»…ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИПредставьте: этот «Бьюик» – современник Рузвельта и Маяковского! Марлен Дитрих еще не сыграла свою первую кинороль, а Сименон лишь начал создавать эпопею о Мегрэ. Наш «Бьюик» застал Великую депрессию и не сгинул на Второй мировой…Редакция благодарит Гунара Дортанса за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.252 За рулем 06/2011