40
41
42
43
УПРАВЛЯЕМОСТЬ HYUNDAI SOLARIS АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТНе успели «солярисы» примелькаться на дорогах, как среди их владельцев нашлось немало категорически недовольных поведением машины, особенно на высоких скоростях и неидеальных покрытиях. При поддержке одного из читателей объективно оценить набирающий популярность автомобиль на фоне двух прямых конкурентов взялся Сергей Воскресенский. Фото Александра Кульнева.40За рулем 08/2011НА ТОМ СТОИМ Симпатичная, отлично оснащенная и действительно яркая модель расколола автомобильное сообщество. Одни довольны и уверены в ее возможностях. Другие же собирают подписи под петициями с рекламациями и утверждают, что автомобиль попросту небезопасен. Тестируя все семейство «солярисов»-седанов (ЗР, 2011, № 7), мы тоже почувствовали неладное в настройках подвесок. Чем хуже становилась дорога, тем более вертлявым и ненадежным в управлении оказывался автомобиль. Даже при замерахна ровном покрытии полигоновской «динамки» машины начинали неприлично плавать, едва стрелки спидометров переваливали за 120–130 км/ч. Опасно? Да! Но с оговоркой, что все эти нюансы поведения проявлялись на скоростях выше разрешенных Правилами. Не скрою: на окончательное решение всерьез заняться «Солярисом» повлияла волна нелестных отзывов из регионов, где дороги изобилуют многочисленными колеями, рытвинами и глубокими волнами. Водители утверждают: быстро пробивает заднюю подвеску, машина при этом рыскаетиз стороны в сторону, пугая ездоков. Доходит даже до аварийных ситуаций. Чтобы объективно охарактеризовать поведение автомобиля, мы призвали в качестве аналогов «РеноЛоган» и «Фольксваген-Поло Седан», а к своему недавно купленному «Солярису» для полной беспристрастности добавили машину одного из недовольных читателей. В программе – упражнение «переставка», позволяющее выразить особенности автомобилей в числах, и экспертная оценка на дорогах полигона с разной нагрузкой.За рулем 08/201141 | СПЕЦТЕСТ УПРАВЛЯЕМОСТЬ HYUNDAI SOLARISнипочем. Даже на очень разбитых дорогах машина – как упругий каучуковый мячик: может и встряхнуть хорошенько, но обязательно пропрыгает, где надо, причем без лязга сработавших ограничителей. С этих позиций «Логан» – однозначно эталон в тестируемой группе: его подвески очень грамотно адаптированы к нашим условиям. Для управляемости характерны надежность, стабильность поведения именно на посредственных покрытиях. Здесь «Логан» в своей стихии. Остается лишь восхищаться его способностью противостоять дорожным коллизиям даже в очень быстрых поворотах. Хорош он и на ровном асфальте, временами по-своему игрив – настолько упругих потряхиваний, присущих более плотным подвескам «Логана». Хороша и управляемость: четкие, выверенные и правильные реакции, информативный руль, примерное поведение на прямой и в поворотах. Здесь нет активно, по-логановски подыгрывающей водителю задней оси, зато есть почти идеальное следование заданной траектории, в том числе в быстрых виражах. Естественно, надежен «Поло» и на переставке. Быстрый, четкий, напористый, он, достигнув предела возможностей, просто перестает попадать в границы размеченного коридора, потихоньку выскальзывая из него. На первый взгляд, явный лидер. Но стоит асфальту приобрести «солярисов» здесь не вызывают серьезных нареканий, а по предельным возможностям они вполне сравнимы с «половскими». Вроде бы подвески не выделяются какими-то сверхъестественными способностями или, наоборот, откровенно провальными чертами. Но это пока под колесами ровный асфальт. Жесткие, гулкие на швах и стыках, они, тем не менее, обеспечивают очень неплохой комфорт. Единственное, что настораживает: задняя часть машины с ростом скорости даже на ровной дороге вдруг начинает «дышать». Уже на 80–90 км/ч заметна склонность к вертикальной раскачке кузова. Именно в этот момент некоторые водители начинают чувствовать себя неуверенно. Но пока «Солярис» лишь предупреждает. Действительно сильно ситуация меняется на высоких (более 120 км/ч) скоростях, когда автомобиль начинает откровенно плавать на дороге, особенно если попадает хоть на небольшие неровности. Здесь он может вильнуть задняя ось стремится помочь быстрому водителю в выборе траектории. Однако здесь иногда проявляются большие крены кузова и связанные с ними запаздывания, возникающие, как правило, при коррекции скольжений. Но это лишь в действительно экстремальных режимах – например, при выполнении переставки, в которой «Логан» на своих длинноходных подвесках не самый быстрый. В основном из-за склонности к заносу задней оси и запаздываний реакции на коррекцию рулем. Но даже при этих недостатках автомобиль – лучший из тех, что мы собрали сегодня для испытаний. В первую очередь благодаря действительно честной, грамотной адаптации к нашим условиям. характерный для дорог российской глубинки профиль, раскачка задней части кузова становится неизбежной. Затем появляются рыскания в поворотах, особенно мешающие на глубоких волнах. А там уже и до пробоев подвесок недалеко. Штормит сильно, так что о комфорте приходится забыть. Да и управляемость в этих условиях по надежности заметно уступает логановской. Однако при этом, невзирая на колебания кузова, за дорогу «Поло» держится по-прежнему очень цепко – никаких сюрпризов. Тем не менее в итоге ставим его на второе место – в основном из-за стандартных настроек подвесок, не идеальных для российских реалий. в сторону на метр-полтора! Словно подхваченный порывами бокового ветра, «Солярис» гуляет из стороны в сторону – и напрягает, особенно на фоне конкурентов, не позволяющих себе даже намека на подобное. На более серьезных неровностях или в колеях при больших ходах задней подвески (а «рулит» именно она!) рыскания могут оказаться по-настоящему опасны. Тем более что «Солярис» – автомобиль быстрый и владелец справедливо ждет от него многого. А здесь – ощущение неуверенности, усиленное не очень слаженной работой задней подвески, которой, бесспорно, не хватает энергоемкости. Это заметно по пробоям, стоит появиться настоящим ямам и колдобинам. С полной нагрузкой «Солярис» почти сразу садится на ограничители хода сжатия и, кстати, не перестает при этом рыскать. Какая уж тут адаптация! Такое впечатление, будто инженерам и испытателям не хватило времени, чтобы грамотно довести машину.«РЕНО-ЛОГАН», скорость на переставке 89,1 км/чСтойкости, энергоемкости его подвесок позавидует иной кроссовер. Ямы, колдобины, глубокие колеи «Логану»«ФОЛЬКСВАГЕН-ПОЛО СЕДАН», скорость на переставке 92,4 км/чНа ровной, гладкой дороге он в своем классе едва ли не образец для подражания. Не допускает характерных«ХЁНДАЙ-СОЛЯРИС», скорость на переставке 92,1 км/чПоначалу разговоры про плохую управляемость показались домыслами. На переставке оба «соляриса» вселяют уверенность в своих возможностях, демонстрируя стабильность поведения. Согласен, если сравнивать с конкурентами, заметно, что у машины куда больше недостаточная поворачиваемость. Да и усилители руля вдруг неожиданно начинают «закусывать» по мере приближения к пределам возможностей автомобилей. И это на базовых 15-дюймовых шинах! Но в остальном повадки42За рулем 08/2011 ЖЕСТКИЙ ПОДХОДон стал куда интереснее и однозначно быстрее. Свою задачу мы видели в том, чтобы попытаться ощутимо, на 20–30%, увеличить вертикальную жесткость задней подвески. Правда, с настройками получился перебор: например, с полной нагрузкой плавность хода «Соляриса» стала неудовлетворительной из-за того, что мощные амортизаторы не позволили слабым на их фоне пружинам нормально работать. Но с частичной нагрузкой автомобиль поехал ровно, правильно, без рысканий и подруливаний, причем в самом широком скоростном диапазоне. Да, он стал жестче и теперь ощутимо потряхивает на неровностях. Зато стабилен, энергичен, быстр в поворотах и, главное, не вызывает тревоги, неуверенности. А это пусть маленькая, но победа. Наверняка специалистам фирмы «Хёндай» удастся сделать больше. Надо только захотеть, а для этого признать ошибки и их исправлять. Ну а пока фирма «Хёндай», знающая о нашем тесте, от комментариев воздержалась...С явно неудачной кинематикой задней подвески «Соляриса» (а именно в этом основной источник рысканий) должны разбираться заводские инженеры. Я сознательно не называю модель и производителя задних«ХЁНДАЙ-СОЛЯРИС» НА ЖЕСТКИХ АМОРТИЗАТОРАХ, скорость на переставке 96,4 км/чамортизаторов, которые удалось подобрать для читательского «Соляриса», обойдясь минимальными переделками. У них больше ход отбоя, а значит, хорошенько подпрыгнув где-нибудь на кочке, можно расстаться с пружинами подвески. Кроме того, характеристики амортизаторов не совсем подходят этому автомобилю – хотя в управляемостиМихаил ЕВДОКИМОВ, владелец «Хёндай-Солярис»: – Новый автомобиль с самого начала плохо держал дорогу, даже на ровном покрытии. На неровностях же начиналась сильная вертикальная раскачка, которая приводила и к очень неприятным боковым колебаниям. Ехать не просто неприятно – временами страшно! После замены амортизаторов мой «Солярис» стал другим – жестче и собранней; он прекрасно ведет себя в городе и на ровных шоссе, отлично проходит повороты. Теперь машина позволяет ехать быстрее и, главное, увереннее, чем прежде. Однако на хорошо известной мне, не раз проутюженной трассе Москва – Брянск она по-прежнему заставляет нервничать. Боковые колебания несколько уменьшились, но вертикальная раскачка сохранилась, а удары подвески при любой загрузке стали ощутимо жестче. Словом, до желаемого результата еще далеко.Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ: – Пока вели эту работу, над полигоном грозно витали два вопроса: «что делать?» и «необходим ли отзыв уже выпущенных «солярисов»?». Очевидно, разобравшись с кинематикой, нужно обязательно увеличить энергоемкость задней подвески. Полагаю, перенастройкой одних только амортизаторов не обойтись, это лишь косметическая мера. Для лучшей адаптации к российским условиям автомобилю в первую очередь нужны другие пружины и только потом – амортизаторы. Ну а после того, как «Солярис», надеюсь, научится ездить не только быстро, но и безопасно, станет очевиден утвердительный ответ на второй вопрос – об отзыве.Сергей КАНУННИКОВ: – Конечно, можно проездить на «Солярисе» по ровным дорогам с умеренными скоростями очень долго, не почувствовав дискомфорта. Но это вовсе не извиняет фирму. В определенных, причем типичных для России, условиях автомобиль требует от водителя предельной осторожности, собранности, наконец, опыта и умения, присущих далеко не всем. Но даже подготовленный шофер, единожды испытав неприятные ощущения, потеряет уверенность в автомобиле, что само по себе опасно. Чтобы вернуть доверие водителей к «солярисам», а заодно и к их производителю, необходимо срочно модернизировать модель и исправить уже выпущенные машины.HYUNDAI SOLARIS ТРЕБУЕТ ОТ ВОДИТЕЛЕЙ ЖЕСТКОГО СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ, ОСТОРОЖНОСТИ (ОСОБЕННО НА ПЛОХИХ ДОРОГАХ), А ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – АДАПТАЦИИ ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКИ К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ.За рулем 08/201143