184
БЕЗОПАСНОСТЬ | НОВЫЕ ШТРАФЫНАЛОГ НА БЕЗЫСХОДНОСТЬЧерез год мы забудем про пробки. Водителей ждет свободный трафик, а жителей Москвы и СанктПетербурга – еще и огромные парковки. Госдума в это искренне верит, а Сергей Смирнов почему-то нет.Вмайском номере мы уже писали, что депутаты Государственной думы собираются повысить штрафы за нарушения, провоцирующие заторы и пробки (ЗР, 2011, № 5). Тогда законопроект прошел только первое чтение, и мы понятия не имели, какой крапленый туз держат в рукаве авторы проекта: совершенно неожиданно для всех они предложили отдельные штрафы для жителей российских столиц! Например, за стоянку и остановку при запрещающем знаке или разметке придется заплатить 1500 рублей, а если нарушение случилось в Москве или Санкт-Петербурге, автовладелец заплатит вдвое – 3000! Почему такая разница? Откуда она взялась? А как же равные права для всех, вне зависимости от места проживания? Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство независимо от места парковки. Тогда почему за одно и то же нарушение в столице и в провинции человек должен платить по-разному? Авторы закона обосновывают свою позицию различной тяжестью нарушения в зависимости от дорожной ситуации (в столицах трафик куда плотнее, чем, скажем, в Саранске) и… общемировой практикой. Мол, в разных штатах США разные законы. Пикантность ситуации заключается в том, что идея эта принадлежит партии с говорящим названием «Единая Россия». Да, в нашей Конституции предусмотрена возможность ограничения прав, но только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Какую угрозу безопасности страны несут нарушители правил парковки, депутаты не пояснили. И если следовать их логике, впору узаконить отрубание рук за воровство, скажем, в Ростовской области – там эти показатели выше, чем по стране в целом. Голосуем? На самом деле, по слухам, повышенные штрафы для двух столиц введены по настоятельной просьбе их градоначальников: для Москвы и Санкт-Петербурга проблема пробок (и стихийных парковок как одной из основных причин их возникновения) стала чуть ли не главной. Понятно: то, что копилось на протяжении двух десятилетий,не решить за месяц или год. Например, в пределах московского Садового кольца нет ни одного муниципального паркинга – ни платного, ни бесплатного. Есть лишь обочины и дворы, где оставлять машины не запрещено. Пока. Несложно предсказать, что к лету 2012 года, когда новые правила вступят в силу, эти территории украсят запрещающими знаками. А высочайшие штрафы из меры воспитания превратятся в отличный способ пополнения городских бюджетов, а также карманов разных служивых людей…Иначе быть и не может: Москве, к примеру, сегодня недостает «всего» 3 000 000 мест для парковки. И это если считать только местные машины, без транспорта приезжающих на работу жителей Подмосковья и гостей столицы… В планах московской мэрии – за год организовать свыше 500 000 машино-мест. Отлично, такого не было никогда! Только вот появятся они большей частью на месте уже существующих – во дворах, причем спальных районов. Общую проблему это мероприятие никак не решит. Планов строительства новых парковок в центре города как не было, так и нет. Высокие штрафы, тем не менее, – с 1 июля! В последнее время идея навести порядок на дорогах с помощью больших штрафов превращается в фарс. Депутаты давно рассматривают административные наказания для водителей как единственную и самую действеннуюмеру решения всех дорожных проблем. А как же обещание параллельно с этим строить дороги и подземные переходы, менять организацию движения и структуру ГАИ? Они остались за кадром. Можно наказать ребенка, если он не убрал вовремя свои игрушки, – скажем, не купить мороженое. Но бить ремнем трехлетнего малыша за то, что он не знает португальского языка... Маразм, скажете? Садизм? А как объяснить логику депутатов, которые вводят высокие штрафы за неправильную парковку для водителей, которым просто негде оставить машину, потому что «правильных» парковок не существует в принципе? И чтобы совсем добить «наглых» нарушителей, депутаты решили поменять правила эвакуации. Напомню, что сейчас транспортирование автомобиля-нарушителя и первые сутки хранения на штрафстоянке бесплатны – все расходы ложатся на местные бюджеты. Но ведь крупные города объявили непримиримую войну пробкам, на которую тоже нужны деньги. И вот в развитие принципа «собрать с водителей как можно больше средств» с 2012 года за эвакуацию неправильно припаркованных авто платить будут сами водители. И не важно, что задержание автомобиля как обеспечительная мера по административным делам не может быть, на мой взгляд, платной. Так недолго дойти до взимания платы за доставку в полицию, содержание под стражей, еще и за рассмотрение дел в судах с водителей можно собирать деньги. Да, арест на 15 суток тоже должен быть платный! Логичнее было бы ввести крупный штраф, который покрывал бы и затраты на эвакуацию, но, повторюсь, только при условии наличия парковочных мест. Вот тогда нарушителей, чьи машины мешают движению, станет не жалко. Пока неизвестно, во что обойдутся эвакуация и хранение задержанной машины. Дело в том, что по новому положению тарифы вправе устанавливать региональные власти. Смею предположить, цену назначат немаленькую. И пусть карманы автомобильной братии оскудеют – зато как выиграет от этого городской бюджет! А депутатам что – их все равно не мы выбираем.184 За рулем 08/2011