206
207
СПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ «24 ЧАСА ЛЕ-МАНА»ВХОД В ИСТОРИЮЭта гонка не приносит официальных титулов и званий, но выиграть ее почетно и престижно. О событиях на кольце «Сарте» – Максим Вольнов. Фото «Ауди» и БМВ.Правила «24 часов» ныне довольно запутанные, особенно технический регламент. Это вполне объяснимо, ведь требуется как-то уравнять в правах технику, сильно разнящуюся прежде всего силовыми агрегатами. С недавних пор бензиновые конкурируют с дизельными. А теперь в гонки на выносливость постепенно приходят и гибриды. Ну а как же! Ведь машина, которая немного ест, потребует меньшего числа пит-стопов. Даже небольшая экономия топлива выливается в изрядные секунды преимущества, если гонка идет сутки. Так вот, по сегодняшнему регламенту автомобили, имеющие, помимо ДВС, вспомогательный электромотор, должны преодолевать пит-лайн на электротяге. Зачем – не вполне понятно. Все равно у редких экспериментаторов, заложивших в конструкцию машины KERS (система рекуперации энергии торможений) илиеще что-то передовое, пока что нет никаких шансов одолеть заводские команды «Ауди» и «Пежо» с их сверхнадежными турбодизельными монстрами. Тоже, кстати, весьма экономичными по гоночным меркам! Прогнозы на гонку строили, исходя не только из чистой скорости соперников. Прототип «Ауди» чуть выигрывает у «Пежо» в поворотах, чуть уступает на прямых, в целом они почти равны. По шинам – равенство, те и другие обуваются в сверхбыстрый «Мишлен», который вновь побил несколько мировых рекордов ходимости, а также максимальной и средней скорости. Однако новый «Пежо-908» менее прожорлив: бак машина опустошает за дюжину кругов по кольцу «Сарте» (круг – 13,6 км), тогда как «Ауди» – за одиннадцать. Если бы в Ле-Мане работала чистая математика, оставалось лишь посчитать, кто сколькосделает остановок в боксах за 350–400 кругов (их число зависит от погоды и количества аварий; в среднем лидеры проходят за сутки около 370 кругов). Но везение, удачу, ошибки и технические неурядицы никто не отменял. За 24 часа у каждого экипажа набираются десятки непредсказуемых эпизодов! Для команды «Ауди» главным источником досады нынче стали медленные экипажи из других классов, отставшие на много кругов. Два экипажа «Ауди-R18», в том числе звездно-ветеранский (Р. Капелло, Т. Кристенсен, А. МакНиш), завершили борьбу в отбойниках, и только чудом пилоты не получили серьезных травм. К авариям, случившимся вечером и ночью, привела гигантская разница скоростей. Давняя беда «Ле-Мана»: помимо прототипов, в гонке стартуют машины, построенные на базе серийных. И порой просто не успевают посторониться.206 За рулем 08/2011 Казалось, у «Пежо» все карты, но первую позицию удерживал последний уцелевший «Ауди-R18». И никакие попытки его обогнать результата не дали. Сильно помешали задержки, когда весь пелетон полз за «сейфети каром» – суммарно около 5 часов! Получилось лишь догнать: на последний питстоп два лидирующих экипажа прибыли одновременно, и на выезде их разделяли лишь 6 секунд – умопомрачительный финал! Однако Андре Лоттерер («Ауди») за оставшиеся круги нарастил отрыв от Симона Пажено («Пежо») еще на 7 секунд. И французу осталось лишь пенять на себя да вспоминать собственные недоработки – в частности, вылет с трассы в начальной стадии гонки, на котором Пажено потерял 40 секунд. Ошибки и аварии забудутся, а в историю вошла десятая победа «Ауди» за 13 лет участия в «Ле-Мане». По этому показателю немецкая марка обошла итальянскую: у «Феррари» девять побед. Но впереди еще достижение «Порше», которое долгое время выглядело недосягаемым, – 16 побед. Результаты гонки – в разделе «Паддок».  Самое  тяжелое время  «24 часов» –  граница ночи  и утра. Зрители  уходят спать  или спят прямо  на трибунах,  механики пребывают в состоянии между сном  и бодрствованием, а гонщики сохраняют  концентрацию.  Говорят, самое  нежеланное  для пилотов занятие  под утро – плестись за автомобилем безопасности.  Редчайший  случай! В гонке,  где выступало  полтора десятка  экс-пилотов  Формулы-1  и дюжина иных  грандов мирового  автоспорта, отличился экипаж  без звезд первой величины:  Андре Лоттерер,  Марсель Фёсслер  и Бенуа Трелюе.  Возвращение  команды БМВ  в «Ле-Ман»  с моделью М3  класса GT2  сразу принесло  успех – третье  место Энди  Приоля, Дирка  Мюллера  и Джои Хэнда  в своем зачете. Уступили  круг экипажам  на «ШевролеКорвет С6 ZR1»  и «Феррари-458  Италия».За рулем 08/2011 207