КРУПНЫМ ПЛАНОМ |Город, где я вырос, конфигурацией напоминает замочную скважину или открывалку пивной банки. Точнее, будет напоминать, если проект прирезания к Москве юго-западной «юбки» воплотится в жизнь. В столице сосредоточено слишком много всего: власть, бизнес, образование, культура… И вот возникает идея разгрузить город, которому давно уже не хватает инфраструктуры: перебросим часть функций на окраину. Причем эта идея неожиданно озвучивается на столь высоком уровне, что впору сразу бросаться исполнять, не задумываясь о научном обосновании, последствиях, побочных эффектах и точных затратах. Уверен, что функции передавать надо, но не перекладывать с одного места на другое, а полноценно развивать в других городах. Сейчас за образованием едут в столицу, за культурой в Москву, за покупками в Первопрестольную… А зачем ехать, если в Курске будет своя «бауманка», в Твери свои «золотые вавилоны», в Саранске свой МХАТ (кстати, МГУ там уже есть). Не изымать из Москвы деловую составляющую, а стимулировать развитие бизнесцентров в иных регионах. Это уже заметно освободит Москву. А еще – не удивляйтесь – разгрузить бы ее от жителей. Ведь и так большинство москвичей приезжают на работу с окраин в центр. Половина жителей Подмосковья трудится в столице. Это естественный процесс – расселяться от центра, оставив его для бизнеса, культуры и отдыха. Примеров тому не счесть: и сама Москва, и большинство американских городов, и многие, многие европейские. Так что давайте выносить за пределы МКАД не столичные функции, а жилищные. Не насильно, конечно. Строить дороги (это самое первое), метро, недорогое жилье… Боитесь, Москвы как города при этом не станет? А сейчас-то он есть? «Город стал анахронизмом. Первоначально город был пристанищем того или иного племени, которое собиралось вместе, чтобы обороняться. Со временем его обнесли стеной. Потом стена исчезла, а город остался как центр торговли и ремесла. И просуществовал до нашего времени, потому что люди были привязаны к месту работы, которое находилось в городе. Теперь условия изменились. В наше время сто миль – меньше, чем пять в тридцатые годы. Теперь нет больше необходимости жаться в городе. Начало положил автомобиль… Люди потянулись за город, подальше от духоты, на свой, отдельный участочек в предместье».Клиффорд Саймак, «Город» За рулем 09/2011КЛЮЧ ОТ ГОРОДААнтон Чуйкин, главный редактор3