238
239
240
241
242
243
PORSCHE 911 CARRERAСПОРТ | ДРАЙВСЕНТИМЕНТАЛЬНОЕПУТЕШЕСТВИЕЗа рулем нового «Порше-911» Дмитрий Федоров не улыбнулся ни разу. Почему? Видимо, пыталсяразобраться, зачем из привычного «Порше-911» сделали совсем другой «Порше-911». По технической жечасти прошелся Максим Сачков. Фото Дмитрия Федорова и «Порше».Gonna make a Sentimental Journey,to renew old memories.Песня Фрэнка СинатрыУКРАДЕННЫЙ СМЕХ«Ты выглядишь наверняка по-идиотски.Нельзя выскакивать из машины,демонстрируя нежданно свалившеесясчастье. Кого волнует, что ее сделалив 1984 году, когда тебе было всегодесять лет! Сдержаннее надо. Аккуратно вылезаешь, равнодушно оглядываешь автомобиль и размереннымшагом отходишь в сторону. И не орина весь паркинг, что ты чувствуешьсебя Томом Крузом из «Человекадождя». Во-первых, он там не ездилна «Порше», во-вторых, восьмидесятыев моде только на танцполе, а в-третьих,этот 911-й из того времени, когда в компании «Порше» просто не знали, как быотделаться от чудно´го купе с моторомв заднице. Автомобиль, уже тогда жутконесовременный, пытались всяческиизничтожить, а он никак не сдавался.Американцы всё покупали и покупалиэто нескончаемое наследие «Жука»,и ничто их не могло остановить. Странный народ».Реально странный, подтверждаю.Калифорния – это страна «Порше»,важнейший потребитель крупнейшегорынка 911-х в мире. Но здесь все времяприходится ехать с оглядкой: полицейские патрули встречаются гораздочаще, чем в Европе. Нажал чуть крепчена газ, перещелкнул передачу – и тут жесбрасываешь скорость: законные55 миль в час далеко позади.Всё так, но машина была в кайф:жужжит, как стая адских пчел за спиной, брыкается при любом удобномслучае, кряхтит, если заправленнаятонким и длинным рычажком передача отправляется немного не туда, –в общем, живет и радует хозяина.Сил в жужжалке всего двести семь,но радости дарит до черта. Этот911-й меня завел, и потом я все времяоглядывался на рядок выставленных238 За рулем 02/2012238-243_Porsche991.indd 23808.01.2012 11:27:20 для короткого ознакомления старых911-х, вплоть до предыдущего поколения с индексом 997, и размышлял,какой автомобиль еще взять. Может,964-й – последнюю попытку удержаться за воздушный оппозитник? Или996-й – первое за тридцать с лишнимлет истории модели полное переосмысление концепции, вплоть до переходана жидкостное охлаждение?А как же новейший 911-й, тот самый,ради которого я мчался через семь морейи две пересадки в тихую калифорнийскую Санта-Барбару? Это совсем иной«Порше» – такой, какого еще не знал.Похожие ощущения испытал девять летназад на премьере «Кайена».Внешне новичок, конечно, похожна всех своих предков сразу. Как мнесказали по секрету, с внешностью911-го разрешается делать все чтоугодно при одном условии: не трогатьпереднюю часть – всемирно известнуюфизиономию удивленного лягушонка,попавшего под каток. Разработчикивздыхают, вспоминая единственноеотступление от правил – «бионические»фары модели 996: их причудливаяформа позволяла без особых усилийнапихать внутрь столько полезного!..Но тот подход признан вредительским –дорогая 911-я модель не имеет правапоходить на дешевый «Бокстер». Овалыфар вернули уже следующему, 997-мумодельному ряду.Эх, 997-й... Я поездил почтина всех твоих бесчисленных разновидностях. Еще вчера эта модель казаласьмне непревзойденным сверхмеханизмом управления человеческими эмоциями. Но сегодня она в ряду старичков, и мне кажется, что разница междуней и машиной первого поколения,той самой, что была рождена в 1963-ми выпускалась (пусть с многочисленными изменениями) до 1989 года,гораздо менее заметная, чем при переходе от 997-й к новейшей модели подномером 991. Здесь произошел квантовый скачок, закат юрского периода.В чем кардинальная разница?Во всем: в габаритах, увеличеннойколесной базе, моторе, перенесенномближе к центру машины, электрическомусилителе руля, внедрении системыборьбы с кренами... Да что перечислять,такого толстого пресс-релиза «Порше»я еще не видел. Если у вас это первый«Порше-911», он станет эталоном.Но если были заднемоторные «порше»предыдущих поколений, то здесьвозможны самые разные варианты –в зависимости от того, собираетесьлюбоваться им или ездить.ИСТОРИЯ ИГРУШЕККоллега, присевший на правое сиденье, любит именно ездить и поэтомубез конца просит перепроверитьего наблюдения: стало ли сцепление работать чуть более точно,укоротился ли ход рычага коробки,исчезли ли паразитные шумы на рулевом колесе... Словно убеждая себя:да, стало лучше, однако не настолько,чтобы менять свой 997-й на новоепоколение. Подобные нюансы онзнает куда лучше меня и обращаетмое внимание на определенные улучшения (от голоса двигателя до звучания аудиосистемы) – с уточнениями:едва, чуть-чуть, немного.Может, и «чуть-чуть»,и «немного», и «едва» (согласитесь,трудно кардинально улучшить ходовые качества «Порше»), но я отличнопомню момент: подойдя к стоянке, гдестоял наш 911-й коньячного цвета,коллега попросил дозволения заглянуть в салон – и тихо замер в восхищении. Машина оказалась не из егопривычного мира. Возможно, именнов тот момент в его голове и в моейсинхронно заскрипела одна мелодияродом из этих обласканных богоми его последователями калифорнийских мест:За рулем 02/2012 239238-243_Porsche991.indd 23908.01.2012 11:27:25 | ДРАЙВPORSCHE 911 CARRERAOh Lord, won't you buy me a MercedesBenz?  My friends all drive Porsches, I must makeamends.В свое время Дженис Джоплин былаправа. Ее 356-й – прямой отпрыск простолюдинного «Жука». Даже 997-йпо количеству электронных примочекеще далеко не «Мерседес». Но машинас индексом 991 совсем иной «Порше» –из эпохи «кайенов» и «панамер».Если бы это поколение 911-го появилось в 1971 году или чуть раньше,в репертуаре Дженис стало бы на однупесню меньше.С точки зрения маркетинга этолучший «Порше-911» на свете. В неместь всё, что сейчас полагается автомобилю премиум-класса. И протянувшаяся через салон наклонная консольв стиле «Панамеры» безапелляционноотделяет новую эпоху 911-го от прежних времен.997-й на этом фоне устарел в одинмомент. Он тесный, простенькийи ни фига не гламурный. Плоские дверные панели, какая-то дурацкая россыпьклавиш на крохотной центральной консоли, минимум возможностей менятьнастройки силового агрегата и шассидаже в максимальной комплектации,гуляющий на неровностях руль. Тутдаже ручник, представляете, приходится затягивать и отпускать самому –ужас! А звук двигателя... Какой-то онжиденький. Не то что сейчас, когда тыпо желанию делаешь его более грознымодним нажатием клавиши. Тогда в деловключается мембрана, передающаяпо специальному каналу воздушныеколебания от впускной системы прямиком в салон. И это не говоря о масседругих любопытных гаджетов 991-го,вплоть до возможности наблюдатьна дисплее, справа от тахометра,ЭЙ, НА КОРМЕ!Базовый двигатель стал меньше по объему: 3,4 л вместо 3,6 л. Но его мощностьувеличилась – 350 л.с. вместо 345 – за счетболее высокооборотного характера,а аппетит стал умереннее. «Шестерка»объемом 3,8 л, предназначенная «Каррере S», сохранила прежний литраж.При этом максимальные обороты вырослидо отметки 7800, а вместе с ними и мощность: 294 кВт/400 л.с. Помогли новые форсунки с многоточечными распылителями,точнее дозирующие топливо, а такжемодернизированные воздушный фильтри выпускной коллектор.В среднем около 0,6 л/100 км экономитвладельцу система «старт-стоп» (редкостьна спорткарах); более эффективно подзаряжать батарею, терзаемую частыми пускамидвигателя, помогает рекуперация при торможении. Свою лепту в экономию вноситинтеллектуальное управление тепловымрежимом. Суммарно все эти конструктивные изыски дали неплохой результат: расход базовой версии в смешанном цикле –всего 8,2 л/100 км.Еще одно любопытное новшествов системе охлаждения – компактные радиаторы, расположенные по краям переднегобампера. Их изюминка – в конструкциитрубок, прижатых плотно друг к другу.Теплоотвод пары основных радиаторов оказался столь эффективным, что отпала необходимость в дополнительном, центральном.Конструкторы выиграли не только в массе(около 6 кг), но и в геометрии, сделав болеекоротким передний свес.  Массивная центральная консоль в стиле «Панамеры» сильно изменила восприятие внутреннего мира 911-го. Из-за нее изменилась и эргономика: рычаг коробки теперь выше и ближе к рулю.  Семь ступеней – не только ради экономиитоплива и снижения шума двигателя, здесьеще и чисто производственный прагматизм:ручная семиступка максимально унифицирована с роботом PDK. Даром что сцепление туттолько одно.  «У всех есть, а у 911-го почему-то нет» –к последнему поколению это уже не относится. Вдобавок к заднему парктроникус акустической индикацией новая модельнаконец-то получила передний, с отображением картинки на центральном дисплее.240 За рулем 02/2012238-243_Porsche991.indd 24008.01.2012 11:27:29 за бешено скачущими точками, обозначающими продольные и поперечныеперегрузки. Но зачем это владельцу«Порше»? Бог мой, неужели он сталпотакать поколению PlayStation и NeedFor Speed? Зачем «Порше» подростковые игрушки?Зачем? Да просто чтобы было.Как большинство приложений для«Айфона» – почему бы их не скачать,если они предлагаются бесплатно илиза символический один доллар? Кучаподобных развлечений теперь естьи в 991-м, причем практически за ту жецену, какую просили за ставший  Клавиши включения спортивного и сверхспортивного режимов, ужесточения амортизаторов, отключения системы динамическойстабилизации и управления антикрыломтеперь расположены за рычагом трансмиссии. Здесь же приютили и новые примочки –«расширение» звука двигателя и отключение«старт-стопа».неожиданно «голым» прежний 997-й.Неужели им я восхищался лишь годназад?..Восхищался, было дело. И буду восхищаться впредь. Он чист и свят передавтомобильным алтарем. Хотя и новый911-й, при всем его сибаритстве, великолепен именно как автомобиль.Он идеален... и этим начинаетутомлять. Я пытался придратьсяк электроусилителю руля, пришедшему на смену гидравлике, но вынужден был отступить. Ну да, руль сталзаметно легче на парковке, но разве этоплохо? Во всех остальных ситуациях я  Ряд приборов вроде такой же, как прежде,но «волшебный экран», что справа от тахометра, показывает кучу новомодной чертовщины(навигация, давление в шинах и прочие необходимые вещи), а вдобавок может позабавитьводителя подсказками момента оптимальногопереключения передач для наилучшего ускорения или записать данные перегрузок.ВНУТРЕННИЕ ПРЕМЬЕРЫЕще одна новинка: впервые на легковомавтомобиле появилась семиступенчатаямеханическая коробка. Многие деталипозаимствованы у роботизированного агрегата PDK с двумя сцеплениями. Новинка,естественно, немного тяжелее и массивнеепрежней шестиступки. Зато высшая передача понижает обороты на 19%, экономятопливо и улучшая акустический комфорт.Одна из любопытных особенностей – блокировка включения седьмой передачи. Чтобыисключить ошибку, переход на нее «разрешен» только с пятой или шестой.У роботизированной PDK появился режимдвижения накатом: убираете ногу с педалигаза – и сцепления разъединяются, прерываясвязь между колесами и двигателем. Онивновь включаются, стоит водителю нажатьодну из педалей либо перейти в ручнойрежим переключения. Любопытно, что длябезопасности трансмиссия не разъединится,если машина движется под уклон. Разработчики обещают, что нововведение сбережетдо литра бензина на 100 км пробега.Ради экономии топлива в «Порше»замахнулись даже на святое – заменилигидроусилитель руля электрическим. В теории преимущества очевидны: компактность,легкость, экономия топлива – 0,1 л/100 км.Но сможет ли он обеспечить такую же прозрачную связь с дорогой? Разработчикине только сохранили информативность,заодно уменьшив усилие на руле, но и наделили рулевое управление дополнительнымифункциями. Электроусилитель слегка подталкивает руль, как бы подсказывая водителю, в какую сторону его довернуть, чтобыостаться на траектории. А если тот вовремяне среагировал на подсказку, электроникасделает это самостоятельно. Переработалии кинематику передних колес, – несмотряна удлинившуюся базу, радиус поворотасравним с показателями предшественника.  Компоновка модели немного иная: водителя и пассажира сдвинули вперед, передняяи задняя оси отступили от центра машины,а двигатель большей своей частью находитсятеперь внутри базы – эти изменения придаютуправляемости центральномоторные повадки.За рулем 02/2012 241238-243_Porsche991.indd 24108.01.2012 11:27:32 | ДРАЙВPORSCHE 911 CARRERAчувствую дорогу и колеса куда чище,чем прежде. И руль уходит в нулевоеположение с большей охотой и точностью. Чтобы подтвердить ощущения,возвращаюсь на базу и перепрыгиваюв 997-й – да, здесь все не так отточенно,не так выверено, но общее впечатлениеот машины хуже не стало. Она простоестественнее. Ее «шумы» не очищеныцифровой обработкой, – между водителем и дорогой нет буферной прокладкив виде софта.СЕДЬМОЕ НЕБОЧуть позже я окончательно смирился.Собственно, а зачем искать проблемытам, где их нет? Машина-то сталареально лучше. А как это достигнуто – дело десятое. Зато она ещеменьше скользит носом в быстрыхповоротах, чутко и быстро ставитна место пытающуюся обогнать автомобиль заднюю ось да и вообще оченьпокладисто реагирует на любые твоижелания. Особенно когда выбранамашина с роботизированной коробкой передач PDK. Хочешь – онабудет ласковой и станет экономитьтопливо, размыкая сцепление при езденакатом и выключая двигательна каждом перекрестке, а хочешь –обернется злой стервой, мгновенноперекидывающей три-четыре ступенивниз и подзуживающей тебя плюнутьна высвечиваемые на панели приборов ограничительные знаки. А междуэтими положениями множестводругих вариантов взаимоотношенийс автомобилем, комбинируемых набором клавиш на той самой панамеровской консоли. При этом тебя окружаетзаметно меньше не нужных современному «Порше»-драйверу шумови вибраций.В общем, здорово, да?Но почему-то все кажется, что тебяпытаются обмануть. Против воли втянуть в некий клан или секту, обещая  Самые совершенные и дорогие кресла «Карреры»ничем не хуже аналогов у представительских машин. Здесьесть всё, вплоть до принудительной вентиляции. При наличии сервоприводов кресел электроподгонку получаети руль, – раньше за 911-м такого тоже не замечалось.  Места для ног во втором ряду стало больше ажна 6 мм. Спинки кресел теперь можно откинутьпо отдельности, смоделировав багажную полку необходимой величины.НАДЕЖЕН НА ЛЮБОЙ СКОРОСТИНа беглый взгляд, архитектура подвесокосталась прежней: спереди «Мак-Ферсон»(хотя рассматривали и другие схемы, например на двойных поперечных рычагах), сзадимногорычажная. Однако практически всеэлементы переработали. Удлинили на 100 ммбазу и расширили переднюю колею (на 46 ммдля «Карреры» и на 52 мм для «Карреры S»),автомобиль стал устойчивее и послушнее.Компактные амортизационные стойки позволили снизить массу на 5,5 кг и разместитьв нишах 20-дюймовые колеса. Улучшилиантиклевковые свойства: при резком торможении передняя часть кузова меньше проседает. Озаботились охлаждением тормозныхмеханизмов, направив часть воздуха из-подднища в колесные ниши. На «Каррере S»впервые установили шестипоршневыесуппорты и 340-миллиметровые (на 10 ммбольше, чем у предшественника) тормозныедиски, сзади на всех 911-х по четыре поршняи диски диаметром 330 мм. Еще одно  нововведение – электромеханический  стояночный тормоз.За аббревиатурой PDCC (PorscheDynamic Chassis Control) скрывается системапротиводействия крену: установленныена концах стабилизаторов гидроцилиндрыпрепятствуют наклону кузова в поворотах.Ощущение, будто едешь на карте: цельноешасси, точное управление, безграничноеудовольствие.242 За рулем 02/2012238-243_Porsche991.indd 24208.01.2012 11:27:39 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬPorsche 911Сarrera Carrera SCoupeCoupeОБЩИЕ ДАННЫЕРазмеры, мм:длина/ширина/высота/база4491/1808/ 1303/24501532/15184491/1808/ 1295/24501538/1516колея спереди/сзадиОбъем багажника, л135Снаряженная/полная1380 (1400*)/  1395 (1415)/ масса, кг1795 (1815) 1830 (1850)Время разгона 0–100 км/ч, с4,8 (4,6)4,5 (4,3)Макс. скорость, км/ч289 (287)304 (302)Топливо/запас топлива, лА98/64Расход топлива:12,8 (11,2)/  13,8 (12,2)/ городской/загородный/6,8 (6,5)/ 7,6 (6,7)/ смешанный цикл, л/100 км9,0 (8,2)9,5 (8,7)ДВИГАТЕЛЬРасположениесзади продольноКонфигурация/B6/24число клапановРабочий объем, смз34363800Степень сжатия12,5Мощность, кВт/л.с.257/350  294/400 при об/мин74007400Крутящий момент, Н.м390 440 при об/мин56005600ТРАНСМИССИЯТипзаднеприводнаяКоробка передачМ7 (Р7)ХОДОВАЯ ЧАСТЬ«Мак-Ферсон»/Подвеска: спереди/сзадимногорычажнаяРулевое управлениереечное с электроусилителемТормоза: передние и задние дисковые вентилируемые  245/35ZR20,  Размер шин: спереди, сзади 235/40ZR19,285/35ZR19 295/30ZR20КАК НА КРЫЛЬЯХРазработчики впервые переработали кузовнастолько, что ни одна деталь не перешлапо наследству. Несмотря на то что новинка прибавила в размерах, силовая структура кузовастала легче на 48 кг. Причина не только в оптимизации конструкции, но и в более активномприменении легких металлов. Из алюминиявыполнены почти все элементы днища и большинство наружных деталей (суммарно 44%).Например, помимо крышки багажника, котораябыла легковесной и у модели 997, и дверей(у предшественника – только на версии «Турбо»)из крылатого металла штампуют крылья. Впервые каркас панели приборов отлили из магния.В общей сложности удалось скинуть аж 80 кг,при этом жесткость кузова на кручение повысилась на 13%. Однако полностью от сталине отказались. Ее используют в основных силовых элементах: детали передней части изготавливают методом глубокой вытяжки (17% массы),усилители дверей и передние стойки – из высокопрочных сталей (7%), а каркас крыши и центральные стойки – из боросодержащей стали,чье сопротивление разрыву достигает колоссальных 1500 МПа.*В скобках – данные для автомобиля с роботизированной трансмиссией PDK.  Помимо базового купе в новом семействеуже объявился кабриолет. Осенью дебютируют полноприводные версии.райскую и беспроблемную жизнь.К примеру, зачем совершенствоватьнавыки вождения? За тебя все сделает умная электроника, а ты простонаслаждайся ездой и жизнью, новообращенный «Порше»-драйвер. Ведьздесь даже седьмая передача в механической коробке не только для лучшейэкономичности, – есть в ее расположении некая оговорка по Фрейду.Уж больно часто, втыкая эту скорость,я касался рукой колена попутчика…Учитывая, что наибольшее количество«ручных» машин заказывают, какни странно, американцы, я подозреваю, что в ближайшем будущем в этойстране заметно возрастет количествосудебных исков за сексуальные домогательства. Или, напротив, вырастет рождаемость. Что для «Порше»только во благо. Кому когда мешалилишние клиенты? Тем более отправленные в жизнь на экономичной седьмой скорости.За рулем 02/2012 243238-243_Porsche991.indd 24308.01.2012 11:27:44