158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
ТЕХНИКА | TOKYO MOTOR SHOW 2011Смотрите видеоwww.zr.ru/tags/tokio-2011/  Автомобиль из послезавтра – концепт «Микро Комьютер» (Micro Commuter) от «Хонды».Кузов в длину не превышает 2,5 м, электромотор разгоняет машинку до 60 км/ч, а умныесредства связи на борту позволяют получать множество полезной информации.158 За рулем 02/2012158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 15808.01.2012 12:03:29 ТРИ ВРЕМЕНИТОКИОСегодня, завтра, послезавтра! Все премьерыТокийского мотор-шоу логично разделилисьна группы, относящиеся к разным временныминтервалам: серийные машины – на них дилерыуже начали принимать заказы; прототипы,которые через пару-тройку лет встанут на конвейер;концептуальные разработки – как указателинаправлений, в которых предстоит развиватьсяАвтомобилю. Яркие впечатления из Японии привезлиМихаил Гзовский, Сергей Канунников,Максим Сачков и Юрий Тимкин.Второй раз токийский автосалон был под угрозойсрыва. Два года назад вмешался экономическийкризис, ударивший по всем отраслям промышлен‑ности, в том числе по автомобильной. На сей разпланы попыталась разрушить природная стихия. Если быне мужество японцев, счет самым восточным автовыстав‑кам наверняка прервался бы. Но шоу продолжается; болеетого, нынешний, 42‑й по счету автосалон в Токио вполнесоответствует своему статусу международного. Стендыиностранных производителей встречались куда чаще, чемпару лет назад. Правда, пересчитать яркие мировые пре‑мьеры хватило бы пальцев одной руки. Иностранцы явноберегут козыри до весенней Женевы. Да и масштаб пока‑занных ими премьер оказался не столь уж велик. В основ‑ном это производные от сыгранных ранее громких дебю‑тов: пятидверная версия модели «Ауди-А1», по традицииполучившая приставку «Спортбек», гибридная модифика‑ция БМВ 5‑й серии, приподнятая версия «ФольксвагенаПассат» по имени «Олтрак».А что же хозяева? Они, естественно, оказалисьна коне. Среди японских премьер нашлось в достаткеавтомобилей и на сегодня, и на завтра, и на послезавтра.Любопытно, что самые далекие от нынешней реальностимодели точно соответствовали представленной в соседнемпавильоне концепции «умного городского движения»(Smart Mobility City). В двух словах о ее сути: автомобильбудущего – это экологически чистое, безопасное и умноетранспортное средство передвижения. Разглядыватьтакие забавно, а когда вспоминаешь, что в них нашебудущее, – становится жутковато. Могли ли предпо‑лагать отцы-основатели, что их изобретение через векс небольшим превратится в нечто, назвать которое авто‑мобилем даже у самих производителей язык не повора‑чивается. Для них придумали новый термин «комьютер»(commuter) – совершающий регулярные поездки. Хотя,возможно, все обойдется и они окажутся лишь несостояв‑шейся концепцией. Ведь это грядет лишь послезавтра –до него еще далеко. Жить лучше сегодняшним днем,думать о завтрашнем. Что нас ждет – смотрите на следу­ющих страницах.За рулем 02/2012 159158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 15908.01.2012 12:03:36 сегодня| TOKYO MOTOR SHOW 2011  «Мицубиси-Мираж» похожна концепт «Глобал Смол» (GlobalSmall), показанный в прошломгоду в Женеве. Убрав некоторыештрихи, дизайнеры заставилисерийный автомобиль выглядетьболее сдержанно и недорого.Обоснованно, ведь его позиционируют как малобюджетный и планируют продавать в первую очередьв третьих странах. Поэтому и производство запускают в Таиланде.Там же стартуют продажи, а черезнекоторое время «Мираж» появится на других рынках. Пятиместныйхэтчбек компактнее нынешнего«Кольта» (длина 3710 мм, ширина 1665 мм, высота 1490 мм),под капотом трехцилиндровыйбензиновый двигатель MIVECобъемом 1,0 л, который благодарясистемам «старт-стоп» (AS&G)и рекуперации энергии расходуетвсего 3,3 л/100 км. Не исключено,что новинку повезут и в Россию,но не раньше чем через год.  Главный минус гибридов – высокая цена. Пионер и лидерв разработке бензоэлектрических моделей – компания«Тойота» пытается опровергнуть этот постулат, предлагаяотносительно недорогую модель «Аква». Она меньше «Приуса»(длина 3995 мм, база 2550 мм), салон вмещает пятерых,а гибридная установка Hybrid Synergy Drive – хорошо спевшийся  дуэт 1,4‑литрового бензинового двигателя мощностью55 кВт/75 л.с. и 45-киловатного электромотора – по конструкции аналогична тем, что работают на прочих моделях «Тойоты»и «Лексуса». Средний расход топлива обещают на уровне3 л/100 км. И наконец, о цене: в Японии чуть больше 20 000 долларов. То есть автомобиль ненамного дороже одноклассниковс обычными силовыми агрегатами. Интересно, сколько будетстоить «Приус С» (именно так планируют называть новинкуза пределами исторической родины) на европейском рынке?  Чем дальше в ХХI век, темближе коммерческий транспорт по комфорту к легковымавтомобилям. При этом онне растрачивает, а, наоборот,приумножает свои професси­ональные качества. Несколькодоказательств на примерелегкого фургона «НиссанNV350». Как вам системадоступа без ключа? Диковинкана машинах такого класса! Оченьудобная вещь, особенно когдапри погрузке руки заняты. Иликамера заднего вида – она разглядит опасность, спрятавшуюсяза перекрывающим обзор грузом. Половинки задних сиденийскладываются и сдвигаютсяпо отдельности, позволяя раци­онально распределить местамежду грузом и пассажирами.По бокам – приспособления,помогающие закрепить поклажу.Кстати, в NV350 помещаютсятрехметровые длинномеры –завидный результат для такихавтомобилей.160 За рулем 02/2012158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 16008.01.2012 12:03:44   Полку гибридов прибывает с каждым днем. Линейка БМВ попол‑нилась еще одним образцом, на сей раз на базе пятой серии. Баварцыпредставили модель «Эктив Гибрид 5» (ActiveHybrid 5), оснащенную3‑литровой рядной «шестеркой», которая выдает 306 л.с. и 400 Н·м,и 8‑ступенчатым автоматом, в чьем корпусе установлен 40‑киловатт‑ный электродвигатель. Суммарная мощность гибридной установки340 «лошадей», а максимальный крутящий момент 450 Н·м. На электро‑тяге можно проехать до 4 км не быстрее 35 км/ч. Литиево‑ионные бата‑реи емкостью всего 0,675 кВт·ч сокращают объем багажника до 375 л.В режиме принудительного холостого хода до 160 км/ч электроникаради экономии топлива разрывает связь между двигателем и колеса‑ми – такую программу все чаще зашивают в блоки управления.  В 1971 году «Исудзу» заключила договор с компанией «Дженералмоторс» и стала выпускать дизельные моторы и вседорожники.Плодотворное сотрудничество продолжается по сей день, один из приме‑ров перед вами. Новый пикап «Исудзу D‑MAX» и «Шевроле-Колорадо»(последний дебютировал несколькими месяцами раньше) сделанына одной платформе, схожи внешне и выпускаться будут на одном таи‑ландском заводе. Правда, набор силовых агрегатов разный. Для D‑MAXпредусмотрели три турбодизеля: объем от 2,5 до 3,0 л, мощность от 115до 177 сил. К ним приписаны 5‑ступенчатые механика и автомат, можновыбрать задне- или полноприводную трансмиссию, а также версию с оди‑ночной либо полуторной кабиной. Пару лет назад компания «Соллерс»даже планировала завозить предыдущий D‑MAX в Россию. Может, кто-топовторит попытку?  Еще одна мировая премьера БМВ, уже от тюнингового ателье«Альпина», – «B6 Битурбо Купе». Необычно, что первым увидел миркабриолет (во Франкфурте) и лишь потом показали закрытую версиюзаряженной «шестерки». Но для того и нужны мелкосерийные произво‑дители, чтобы удивлять. Доработанный 4,4‑литровый V8 наддули с 407до 540 л.с. Такая мощь позволяет стрелке спидометра миновать сотнючерез 4,4 секунды и в итоге упереться в отметку 320 км/ч. Быть послуш‑ным купе помогают амортизаторы с регулируемой жесткостью и систе‑ма, подавляющая крены. В распоряжении водителя четыре вариантанастроек подвески. Рядом с B6 ярким окрасом останавливала взглядеще более мелкосерийная мировая премьера – B3 GT3 для чемпионатаGT ADAC. Всего подготовят 99 таких спорткаров.  Неожиданно встретить среди современных и перспективных автомо‑билей исторический экспонат. Этот автобус компания «Ишикаваджимааутомотив уоркс» (Ishikawajima Automotive Works), родоначальницанынешней корпорации «Исудзу», выпустила в конце 20‑х годов прошлоговека. Кузов смонтирован на шасси одной из моделей «Сумида» – этопервые грузовики, разработанные японцами самостоятельно. Названиеони получили в честь реки, на которой стоит Токио, и абсолютно заслужен‑но: выпущенные компанией автобусы сыграли одну из ключевых ролейв развитии транспортной сети тогдашней Японии. Пятиметровую машинуприводит в движение 2,7‑литровый бензиновый двигатель мощностью30 кВт/41 л.с. В уютном салоне, немного тесноватом по современным мер‑кам, 14 посадочных мест, еще четверо могут ехать стоя, компанию допол‑няют водитель и кондуктор.За рулем 02/2012 161158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 16108.01.2012 12:03:51 сегодня| TOKYO MOTOR SHOW 2011По любвиПринципиально новые автомобили нынче показывают нечасто, а ведь купе, созданное «Тойотой»и «Субару», именно таково. Машины с обозначениями GT-86 и BRZ практически параллельно опробовалиЮрий Тимкин и Сергей Канунников.По словам конструкторов обеихфирм, над этой парой трудилисьединомышленники, влюбленныев спортивные машины. Поэтомуработа спорилась. Некоторое времяназад проект приостановили: посчитали, что кризис снизил интерес к спортивным купе. Однако вскоре доводкупродолжили. Правильно сделали!И к «Субару», и к «Тойоте» на токийской выставке было не протолкнуться.Но нам локтями работать не пришлось – смогли, пусть и не в полноймере, опробовать купе в деле.«Тойоту GT-86» и «Субару-BRZ»различить можно лишь по эмблемам и передку кузова. Причемна фото «лицо» американской версии«Субару», – к нам машина дойдетс иными фарами и некоторыми деталями. Смотрится купе, что и говорить,великолепно! Кстати, за дизайн отвечали специалисты «Тойоты».Двери купе без рамок стекол –чистота жанра! В низкое сиденьепогружаться не очень удобно. Но это жеспорткупе! Зато кресло скроено превосходно: тело впечатывается в него,словно японский меч катана в ножны.Идеальный по диаметру и сечениюруль, регулируемый в двух плоскостях,ложится в руки так, что отпускать егоне хочется. Магия какая-то! А скорее,отличная работа специалистов по эргономике.Салон отделан добротными материалами, но производит впечатлениедовольно аскетичного. Это не экономия «на шпильках», а опять жеследование жанру породистого авто,которое не только кажется спортивным, но и вправду такое. Интересныпрямоугольные клавиши на центральной консоли, как и регуляторыклимат-контроля, стилизованныепод гайки. Центральное место щиткаприборов занимает, конечно, тахометр,чья красная зона начинается с отметки7400 об/мин. Спидометр же размечендо 260 км/ч. Для спорткупе у «Тойоты/Субару» приличная обзорность: крупные наружные зеркала, обзор череззаднее стекло не хуже, чем в иныххэтчбеках. А благодаря «загривкам»по бокам капота легче контролироватьгабариты спереди. Для столь низкоймашины – ценное достоинство.В салоне есть розетка, пара подстаканников, в дверных кармашкахвыштамповки под бутылки, а в бардачок можно положить бумаги формата А4. На водителя среднего ростапотолок не давит, но двухметровомубудет все же впритык. А вот на заднемсиденье усядется разве что дошкольник, да и то если передние не отодвигать до упора.Даже не очень длинных поездокна закрытых трассах достаточно, чтобысказать: автомобиль удался! Мощныйразгон сопровождается победнойпесней оппозитного мотора. Шестиступенчатый автомат подкупает скорострельностью и сообразительностью.Коробку можно перевести в зимний  «Субару» в фирменном синем колересумели отличить от оранжевой «Тойоты»,лишь внимательно осмотрев.162 За рулем 02/2012158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 16208.01.2012 12:03:59 ВЫВЕДЕНИЕ ПОРОДЫ  Сзади автомобили практическине различить. Оригинален треугольныйстоп-сигнал в гоночном стиле.Подробных технических характеристик покане дают, остановимся на основных особенностях. Купе классической компоновкиделали максимально низким. Для этогоинженеры «Субару» создали специальнуюверсию мотора FB (84 × 90 мм), знакомогопо «Импрезе». «Сплющенный» двигательFA (86 × 86 мм, 2 л, 200 л.с.) сместили назади максимально опустили – его центртяжести всего в 430 мм от земли. При этомобещан дорожный просвет 120–130 мм –для спорткупе неплохо. Тем более что подмотором довольно мощный аэродинамический щиток (он же увеличивает жесткостькузова и защищает картер). Центр тяжестиавтомобиля в 940 мм над дорогой. Развесовка по осям близка к идеальной – 53:47.Передняя подвеска – «Мак-Ферсон»,задняя – двухрычажная. Шины – 215/45R17,но будут и 18-дюймовые. Предполагаем, чтоинженеры не остановятся на достигнутом;возможно, через некоторое время появитсямодификация для истинных гурманов –с шильдиком STI.За рулем 02/2012 163158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 16308.01.2012 12:04:05 | TOKYO MOTOR SHOW 2011ИЗ ЖИЗНИ МУЛОВКомпании нечасто показывают своих«мулов» – прототипы, с которых начинаетсядоводка ходовых качеств. Поскольку аналогав линейке «Субару» не было, первый образец  Интерьеры у «Субару» и у «Тойоты»тоже почти одинаковые. Интересно смотрятсярычажки управления климатом в духе классических спортивных авто 1960-х.представлял собой укороченный «Легаси»с заваренными задними дверями и расширенными арками колес. Следующим стало черноекупе, и вновь с довольно кустарными деталями кузова – уже более близкого по формек закамуфлированным машинам, которыеиспытывали не только в Японии и не толькона закрытых дорогах.или в спортивный режим. В последнемсмена передач происходит на болеевысоких оборотах. Автомат работаетнастолько четко, что переход в ручной режим, показалось, ничего особоне дал. Но для гурманов предусмотренаи по-настоящему спортивная шестиступенчатая механика. Ходы рычаганастолько коротки, что водителю,привыкшему к более свободным гражданским механизмам, поначалу даженеудобно. К очень короткому свободному ходу педали сцепления тоже приноравливались. Но зато теперь можносполна прочувствовать силу автомобиля, а заодно проверить, насколько тыей соответствуешь.Стащить машину с траекториинепросто – цепляется за сухое покрытие, как кошка за кресло, не желаяего покидать. Отключив системустабилизации, получите автомобиль,которым интересно управлять в скольжении. Разумеется, при определенных  Багажник очень приличный для спорткупе.Его можно увеличить, сложив заднюю спинку.  Заднее сиденье скорее декоративное,хотя по форме вполне приемлемое.навыках. Руль с электромеханическим усилителем тугой, мужской.Даже на малых скоростях автомобильне позволит разгильдяйски вращатьбаранку одним пальцем. Зато точностьего работы отменная, и, разумеется, этоособенно ценишь с ростом скорости.Конечно, подвеска жесткая. Бываети жестче, но и эта ощутимо передаетдаже небольшие неровности на кузови сиденье, что тоже в рамках жанра.В России купе появится под обеимимарками уже летом. Цены пока не объявляют, но есть надежда, что новинкабудет дешевле европейских именитыханалогов. В общем, автомобиль получился интересным: по-настоящемуспортивным, породистым. «Тойота»и «Субару» действительно родилидитя по любви. Ценители жанра связывают жизнь с таким созданием, следуятому же чувству.164 За рулем 02/2012158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 16408.01.2012 12:04:11 сегодняHonda CR-V: молодо. Зелено!Хотя формально премьера нового «паркетника» CR-V состоялась на автосалоне в Лос-Анджелесенесколькими неделями ранее, дебют ее азиатской версии прошел в Токио. Михаилу Гзовскому удалосьраздобыть экземпляр на короткий тест-драйв.Хондовский полигон Twin RingMotegi не лучшее место дляобычного тест-драйва: ни тебеухабов, ни шершавого асфальта,да и скорость приходится держатьсмешную. И все же несколько круговна CR-V четвертого поколения позволили составить первое впечатление.Сведу его к двум словам: просторно,тихо!Новая CR-V, вопреки общейтенденции, компактнее предшественницы – ее длина 4529 мм (– 41 мм),высота 1654 мм (– 21 мм), а ширинаи колесная база остались прежними(1820 и 2620 мм). Но длина салонапри этом выросла на 225 мм, поэто­му на заднем диване места предо­­с­таточно. Выходить тоже удобнееблагодаря распахивающимся на 80ºзадним дверям (ранее 67º). Сиденьеводителя плотнее поджимает бока,хотя спинка стала шире.Машину приводит мотор серииK24Z7 – по сути, модернизированная версия того, что установлен  «Хонда» всегда славилась легкостьютрансформации салона. И теперь – потянулручку и получил 955 л объема. В пятиместном варианте CR-V вмещает 524–623 л.на третью CR-V. Рабочий объемне изменился (2354 см³), зато доработке подвергли впускной коллектор,применили электронную дроссельнуюзаслонку. Мощность японской версии125 кВт/170 л.с., момент – 220 Н.м.Упор сделали не на прирост сил,а на снижение расхода путем оптимизации сгорания и снижения потерьна трение. Ту же цель преследовали,модернизируя 5-ступенчатый автомат:ему подправили передаточные числаи оснастили системой Grade LogicControl, верно угадывающей моментпереключения. В итоге заявленныйсредний расход – 11,6 л. Но и этоне предел. Справа у руля примостили«экологическую» кнопку, нажатиекоторой, как и у нового «Сивика»,перестраивает работу дросселя и климатической установки, чтобы сэкономить дополнительные граммы бензина.Что касается полного привода,то в многодисковой муфте заднихколес отныне один насос вместодвух, а управление ею электронное,а не механическое. По идее, это должноускорить подключение задних колеспри пробуксовке передка. Проверитьэто, увы, не смог. А вот что CR-Vна всесезонных шинах ощутимо тишеи мягче, отметили все коллеги. У CR-Vспереди «Мак-Ферсон», а место заднейдвухрычажки заняла компактная многорычажная подвеска. Передний подрамник усилен, наклон стоек изменен,чтобы уменьшить крены.Получилось ли у японцев сделать идеальный «паркетник»? Заявканеплоха! В любом случае на доводкуевропейской версии еще есть время –машина поступит в продажу в СтаромСвете осенью 2012 года.За рулем 02/2012 165158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 16508.01.2012 12:04:17 завтра| TOKYO MOTOR SHOW 2011  Электромобили ассоциируются у васс неуклюжими погрузчиками или троллейбусами? Как насчет прототипа «ХондаEV-STER», разгоняющегося до 100 км/чза 5 секунд? Двухместная машина с легким углепластиковым кузовом длиной3570 мм – настоящий спорткар! Интерьерфутуристичный: водительское местос джойстиками вместо руля и приборнойпанелью с разнесенными по бокам «ушами»мониторами напоминает скорее кокпиткосмолета. Сиденья будто вклеены в кузов,водительское выделено яркой обивкой –видимо, чтобы не перепутать. Пилоту разрешено менять настройки шасси и мотора,дабы получить максимальное удовольствиеот вождения. Зарядка батареи емкостью10 кВт·ч от сети в 220 В занимает менее3 часов, после чего EV-STER в состояниигонять на электромоторе мощностью 58 кВтсо скоростью до 160 км/ч при запасе хода160 км. Тошихико Нонака, президент подразделения исследований и разработок«Хонды», намекнул: машина в том или иномвиде вполне может стать серийной черезнесколько лет.  Одно из направлений, ведущих к серийному экологически чистому автомобилю, –совершенствование топливных элементов.«Тойота», пионер и лидер в разработкегибридомобилей, пытается и здесь обставитьконкурентов. Серьезная заявка на лидерство – концепт FCV-R (Fuel Cell Vehicle –Reality & Revolution). При его разработкеруководствовались теми же принципами, чтои для гибридных автомобилей (кстати, судяпо размерам, этот образец сделан на платформе «Приуса»): экомобиль ни внешностью,ни поведением на дороге не должен отличаться от других машин. Первое удалось, второе…Узнаем после 2015 года, когда появитсясерийный продукт. По крайней мере, запасаводорода, закачанного в баллоны под давлением 70 МПа, хватает на 700 км. В салоневольготно четверым, а багажник вместит приличную горку вещей.  Представление о будущем универсалекомпания «Субару» отразила в концепте«Эдвансид Турер» (Advanced Tourer).Только послужит ли он прообразом однойиз серийных моделей? Для «Форестера»нового поколения он больно приземистыйи низкорослый, для «Аутбека» – коротковат.Скорее всего, это некий сборник дизайнерскихи инженерных решений для перспективных«субару». Выглядит концепт вполне современно и привлекательно: интересные формы,смелые линии. А чего стоят двери без оконных рамок и проем без центральной стойки!Серьезная претензия одна: ничего родственного с прошлыми моделями, чьи лица пускайне самые симпатичные, зато узнаваемые.Но традиции все-таки не забыты: постоянныйполный привод и оппозитный двигательна месте. Последний ради экологии зажатпо объему (всего 1,6 л), зато с турбонаддувоми непосредственным впрыском. Нехватку сили крутящего момента компенсирует электромотор.166 За рулем 02/2012158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 16608.01.2012 12:04:26   «Мазда» обновляет модели как перчатки. Едва отгремели фанфарыпри дебюте последней «шестерки» (осень 2007‑го), а перед публи‑кой уже предстал прототип следующего поколения, который в этомгоду должен стать серийным. Концепт «Такери» (Takeri) не тольконамекнул на облик будущей «Мазды‑6», но и немного поведал о тех‑нических новинках. В частности, о дальнейшем развитии технологий«Скайэктив», помогающих снизить расход топлива и вредные выбросыи улучшить ходовые качества. Некоторые из них уже засветилисьна серийном CX‑5, например дизельный двигатель «Скайэктив‑D» с ори‑гинальным «старт-стопом» (i‑stop), любопытные решения по облегчениюкузова и шасси, улучшению аэродинамики. На «Такери» дебютироваласистема рекуперации i‑ELOOP, преобразующая при торможении кине‑тическую энергию в электричество, которое потом питает бортовое обо‑рудование.  В числе наиболее плотно оккупированных посетителями оказаласьновинка от «Фольксвагена» – концептуальная модель «Кросс Купе»,чьи особенности вынесены в название. Одно из направлений, в которомстанут развиваться автомобили концерна, – симбиоз разных типов кузо‑ва с высоким полноприводным шасси. На выходе получаем универсал,купе и даже кабриолет с примерным поведением на дороге, высокойпосадкой и увеличенным дорожным просветом. Основой послужитновая, специально разработанная для кроссоверов модульная плат‑форма (MQB) с короткими свесами. «Кросс Купе» чуть длиннее «Гольфа»и компактнее «Тигуана» (длина 4345 мм). В движение его приводятэлектромоторы на передней и задней осях и бензиновый наддувныйдвигатель TSI. Восемь модулей литиево‑ионных батарей емкостью9,8 кВт·ч спрятаны в центральном туннеле кузова. При полном зарядеможно проехать до 40 км, не загрязняя атмосферу.  Есть ли будущее без гибридов? «Сузуки» отвечает на этот вопроснеординарным концептом «Регина». Его наддувный бензиновый дви‑гатель без поддержки электромоторов выбрасывает в атмосферу всего70 г/км СО2 и расходует около 3 л/100 км. В чем залог успеха? Во‑первых,в низкой снаряженной массе. Автомобиль длиной 3,5 м (это причисляетего к классу А) весит всего 730 кг – почти на полтора центнера легчесравнимого по размерам нынешнего «Альто». Во‑вторых, благодарякаплевидной форме, максимально приближенной к аэродинамическомуидеалу, коэффициент Сх примерно на 10% ниже, чем у одноклассни‑ков. Стремление к совершенству определило облик – неординарныйи заметный.  Концепт «Субару» PX-MiEV второго поколения внешне не сильноотличается от предшественника, показанного два года назад здесь же,в Токио. Очевидно, концепт скоро превратится в серийный автомобиль, темболее что «Аутлендеру» и впрямь пора переродиться. Хотя именно внеш‑ностью первый PX-MiEV больше напоминает реальное авто. Гибриднаяустановка концептуально осталась прежней, изменилась лишь мощность.Передние и задние колеса в движение приводит 2‑литровый бензиновыйдвигатель MIVEC и пара 60‑киловаттных электромоторов. Запаса элек‑тричества на борту хватает на 50 км в режиме троллейбуса, потом батареюначинает подзаряжать бензиновый двигатель. Впрочем, пополнить зарядможно и от розетки.За рулем 02/2012 167158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 16708.01.2012 12:04:31 завтра| TOKYO MOTOR SHOW 2011Энергию –  в мирных целяхВ аудитории, где проходил семинар, посвященный перспективнымразработкам «Ниссана», вдруг погас свет. Лектор быстро успокоил:«Сейчас мы перейдем на резервное питание от «Ниссана-LEAF».Волнение сменилось удивлением, а когда вспыхнули лампы,специалисты поделились подробностями, которые записал и осмыслилМаксим Сачков. Фото автора и «Ниссан».Отключение электричества оказалось частью импровизированного спектакля для журналистов.Правда, припаркованный рядомLEAF действительно снабжал энергиейвсе здание. Это не просто демонстрация возможностей модели, а одноиз направлений глобальной программыс участием многих автопроизводителей.Ее главный девиз: электромобиль –неотъемлемая часть всей энергосистемы. Например, емкость литиевоионных батарей «Ниссана-LEAF»составляет 24 кВт.ч. В среднем хозяеванебольшого частного дома в Япониирасходуют 10–12 кВт.ч в сутки. Такимобразом, электромобиль обеспечитавтономное питание жилища на парудней – вполне достаточно, чтобы устранить последствия аварии в сети илипереключиться на другую подстанцию.Возможна и обратная ситуация:электромобиль способен не толькозаряжаться от домашней сети,но и накапливать в себе энергиюот возобновляемых источников –ветряков, солнечных батарей. Такимобразом, машины становятся элементом глобальной энергосистемыи позволяют отказаться от дополнительных «хранилищ» электричества.Правда, это актуально для Японии, гдебольшинство автомобилей 90% времени проводят во дворе дома. Вряд лиэтот опыт смогут перенять Европаи Америка, не говоря уже о России.Для подключения LEAF к домовому электрощиту используют разъемдля быстрой зарядки. Он рассчитан на нагрузку до 6 кВт – такогопотребления вполне достаточнодля комфортного пребывания. За энергопотреблением следит блок контролямощности (Power Control System), который будет либо прилагаться к электромобилю, либо приобретаться отдельно.Экология и безопасность – этомубыли посвящены почти все стендыс новинками. «Ниссан» разработал«Зеленую программу-2016», направленную на снижение выбросов нынешнихмоделей и производство автомобилейс нулевым выхлопом. И вот примеры:усовершенствованные двигателивнутреннего сгорания, вариаторы,гибридные трансмиссии, а также ноухау для автомобилей на электротягес топливными элементами. Что касаетсязащиты водителей, пассажиров и пешеходов, то речь не столько о пассивнойбезопасности (не считая новейшей ультрапрочной и легкой стали с пределомпрочности на растяжение до 1,2 ГПа),а о системах, предупреждающих аварии.Активным круиз-контролем, который не только поддерживает дистанцию,  Новое поколение топливныхэлементов почтивдвое компактнееобразцов 2005 года.Более того, примерно на 25% уменьшились в размерахи остальные деталиэнергоблока. Чтоне менее важно,удалось на четвертьсократить массуиспользуемойплатины – катализатора химической реакции;за счет этого почтина 20% снизиласьстоимость элемента.При этом удельнаямощность выросла:сейчас с одноголитра получают2,5 кВт противпрежнего 1 кВт.  Уже скоро бесконтактные заправки мощностью 3–6 кВт появятся на улицах. Ониудобнее, чем колонки с проводами: водителю надо лишь, следуя подсказкам камерызаднего вида, точно припарковаться надконтактной пластиной, и ток потечет в батарею. Правда, при такой передаче энергиинеизбежны потери около 10–15%.168 За рулем 02/2012158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 16808.01.2012 12:04:35 На правах рекламы  «Ниссан» ужеобкатал гибридную трансмиссиюна заднеприводном«Инфинити-М35».Теперь готовитпохожую схемус двумя сцеплениями для моделей с приводомна передние колеса.Первое размыкаетсвязь между двигателем и электромо­тором, второе –между электромотором и вариатором XTRONIC.Переднеприводныегибриды начнут  выпускатьв 2013 году на заводе «Ниссан» в США.  Система MultiSensing, распознающая объекты, переднимии задними камерами умеет различатьразметку, автомобили, пешеходов.Сначала она подаеттревожный сигнал,а потом приводитв действие тормоза,вплоть до полнойостановки. Однаиз горячих новинок,которая в этом годупоявится на серийных машинах, –устройство, определяющее подвижныеобъекты (например, пешеходов)при езде заднимходом.но и может при необходимости экстренно затормозить, уже никого не удивишь. «Ниссан» предлагает системуследующего поколения – PredictiveForward Collision Warning, смотрящую,подобно опытному водителю, сквозьмашину. Радар на носу следит не толькоза впереди идущим автомобилем, но ещеи за тем, что происходит перед ним (сигнал проходит под днищем ближайшегоавто). Это мне рассказал техническийспециалист «Ниссана», пока ехализа возвышавшимся перед нами вседорожником. (А за ним, как потом выяснилось, скрывался седан.) Вдруг в салонераздался зуммер, и машина началатормозить. Спросить я ничего не успел –вседорожник резко шарахнулся в другойряд, открыв глазам замедлившийсяв нашей полосе автомобиль. Сработалочетко: даже без экстренного торможениямы остановились за несколько метровдо кормы с алеющими стоп-сигналами.158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 169Другой электронный помощникпособит малоопытным водителям, путающим от растерянности газ с тормозом.Японцы подсчитали: около 7000 происшествий в год случаются именно по этойпричине, причем больше половиныиз них – на парковках. Система получает информацию от датчиков парковкии камер кругового обзора (Around ViewMonitor) о расстоянии до препятствийи разметке для стоянки. Если при заездена машиноместо водитель продолжаетутапливать педаль газа, включается звуковой сигнал и вспыхивает предупреждающая лампа. Дальше электроникаубирает тягу и задействует тормоза.Спасены бампер и железо, а хозяинотправляется в магазин тратить сэкономленные деньги и время.Судя по обилию новинок, энергииу разработчиков «Ниссана» хоть отбавляй. Пояснения к наиболее интереснымиз них – в подписях к фотографиям.08.01.2012 12:06:46 послезав| TOKYO MOTOR SHOW 2011  Робот Асимо, фирменная завлекалочка «Хонды», предстал перед публикой в новом теле. Его ростне изменился – 130 см, вес 48 кг (похудел на 6 кг), а так называемая степень подвижности – 57 еди­ниц против прежних 34. Это означает, что Асимо теперь умеет не только ходить и бегать со скоростьюдо 9 км/ч, но и прыгать, полностью отрываясь от земли, и не терять равновесие на неровной поверх­ности. А главное – Асимо реагирует на действия окружающих людей или предметов и выбирает линиюповедения для решения поставленной задачи. Признаться, наблюдать за человеческой артикуляциейробота вживую и даже просто сидеть рядом – жутковато. Кстати, система распознавания голоса, соз­данная для Асимо, использована в новой навигационной системе, реагирующей на команды не тольководителя, но и пассажиров, невзирая на шум в салоне и снаружи авто. Ее дебют на серийных «хондах»ожидают в этом году.  Фирма «Хино», находящаяся под крылом «Тойоты», специали­зируется на грузовиках и автобусах (в том числе гибридных) и пред­лагает свой взгляд на будущее коммерческого транспорта. Концепт«eZ-Карго» (eZ-Cargo) – это легкий, компактный, экологически чистыйфургон. Электродвигатель, приводящий передние колеса, расположенв носовой части, что позволило сделать пол низким и ровным. Забавновыполнена силовая структура кузова: для описания мудреной японскойконструкции точнее всего подходит русское слово «плетень». Перевитыеполоски из композитного материала придают корпусу жесткость и лег­кость. Благодаря нулевым выбросам фургон может передвигаться дажевнутри помещений.  В отличие от тезок из первого и второго поколений, концепт«Ниссана» ПИВО 3 (PIVO 3) более реалистичен. Причем он служитне только прообразом городского автомобиля будущего, но и носи­телем перспективных технологий. Например, вместо зеркал – камерыкругового обзора Around View Monitor, снимающие проблему мертвыхзон. Все поворотные колеса позволят развернуться на пятачке ради­усом 2 м. Знаете, почему имя автомобиля созвучно с названием пенногохмельного напитка? Потому, что он помогает сэкономить время хозяинадля общения с друзьями: на специально оборудованных стоянках маши­не можно смело доверить самостоятельно найти место и припарковать­ся. А утром вызвать четырехколесного друга к подъезду через смартфон.  В оранжевых тонах видит будущее городского авто фирма «Сузуки».Концепт Q придется по душе тем, кто в детстве мечтал о мопеде, а роди­тели упорно прививали страсть к автомобилю. Размерами (длина 2,5 м,ширина 1,3 м) он чуть больше мотоцикла, четыре колеса и крыша делаютпоездки не столь романтичными, зато уж точно более комфортными.Формы найдены, конечно, забавные, но вот ездить на таком согласи­лись бы далеко не все нынешние водители. Место за шофером можноиспользовать не только для багажа: тут свободно разместится одинвзрослый или двое детей. Скорость ограничена 60 км/ч, а запас ходаоколо полусотни километров – достаточно для коротких городскихпоездок.  Из чего думают изготавливать в будущем наружные панели кузова?«Тойота», представляя концептуальный «Фан-Vii» (Fun-Vii, Vehicle interactive internet), предлагает использовать жидкокристалличе­ские мониторы. Любопытно, а самое главное – многофункционально.Захотели, чтобы машина сочеталась с вашим гардеробом? Подгружайтеиз Интернета нужный софт и меняйте облик авто хоть несколько разна дню. Вздумали послать предупреждение водителю в соседнем ряду илиоставить сообщение соседу по стоянке? Несколько голосовых команд –информация дошла до адресата. А при необходимости транспорт быстропревратится в телевизор на колесах. Только для некоторых рынков потре­буется антивандальная версия с пуленепробиваемыми стеклами.170 За рулем 02/2012158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 17008.01.2012 12:04:46 На правах рекламыв тра  В мегаполисе будущего понадобятся не только сверхкомпактные легковушки, но и универ­сальные фургоны. Концепт «Дайхатсу-FC Шо Кейс» (Daihatsu FC Sho Case) короче серий­ных автомобилей класса A, но благодаря двухметровой высоте здесь с комфортом разместятсячетверо седоков и останется место для груза. Кроме того, все сиденья за несколько секундможно сровнять с полом, получится абсолютно плоская площадка длиной более 2,5 м. Самоеинтересное спрятано под полом – компактная установка на топливных элементах нового поко­ления. Для заправки используют жидкое горючее на основе гидразин-гидрата, используемогои в составе ракетного топлива (им еще заправляли самолеты «Мессершмит-163» во время войны).Подробности пока не сообщают, однако доподлинно известно, что все производные гидразинаочень ядовиты. Может, лучше по старинке – на водороде?  А вот и персоналка от «Дайхатсу» – модель «Пико» (Pico). Ее даже автомобильчиком можноназвать с натяжкой. Посмотрите хотя бы на габариты: всего метр в ширину. Некоторые водите­ли сравнимы по размерам, – их сразу вычеркивайте из списка, ведь они даже двери не смогутзакрыть. Точнее, две взмывающие вверх и опускающиеся, подобно крыльям чайки, поперечины,больше напоминающие обрубленный шлагбаум. Интересно, в зимнем пакете предусмотрены закры­вающие проем утепленные занавески? И снабжены ли они электроприводами? Эмоциями можетеподелиться с окружающими: по вашему желанию они появятся на бегущей строке рядом с преду­преждениями об опасностях, показаниями скорости и режимами движения. Под конец самоенеожиданное: у этого таракашки есть грузовые варианты исполнения – пикап и карго.158-171(2X1_3V)_Tokio2011.indd 17108.01.2012 12:07:01