232
233
234
235
«ДАКАР»CПОРТ | РАЛЛИ-РЕЙДНАРКОТИКПО ИМЕНИ «ДАКАР»Тридцать четвертый по счету марафон завершился без сенсаций – во всех категорияхпобедили пилоты, считавшиеся фаворитами; неожиданностью стала разве что неудачадружины «КамАЗ-Мастер». Игорь Моржаретто побывал на последних двух этапахв надежде понять, какая составляющая тут главная: спорт, шоу или бизнес.ОТ СТАРТА ДО ФИНИШАЭти цифры говорят о многом:за 15 дней гонщики преодолели 14 этапов и почти 9 тыс. км. Стартовалов Аргентине более 440 экипажей,до финиша добралось только 247!Я видел два не самых тяжелых спецучастка: по каменистой перуанскойпустыне Наска (375 км) и по песчанымбарханам от города Писка до финишав Лиме (283 км). Представьте: бескрайняя пустыня, по ней в клубах пыли, буквально перепрыгивая с одного барханана другой, на бешеной скорости (дажеу грузовиков свыше 100 км/ч!) несутсямотоциклы, внедорожники, грузовики…Жара под сорок, но кондиционерыв боевых машинах не предусмотрены.Неудивительно, что после завершенияочередного этапа пилота и штурманабуквально вытаскивают на руках(мотоциклисты просто падают рядомсо своей машиной) и бережно кладутна массажные столы. Кому-то хватаетполучаса, а кто-то и через час ещене в силах встать, чтобы поужинать…Конечно, каждый из тех, кто решилсяна участие в одном из самых тяжелых в мире ралли, а тем более дошелдо финиша, – уже герой. Поэтому никтоне стесняется слез на подиуме: я доехал,я победил! И совсем не важно, когои что победил – пустыню, капризнуюмашину, соперников или собственныекомплексы, какое занял в итоге место,главное – дошел!При этом, думаю, любой из пилотов ближе к финишу мечтает, чтобынечеловеческая пытка бездорожьемпобыстрее закончилась, «и больше –клянусь! – никогда в жизни не соглашусь участвовать в этом ужасе»…Но через месяц после финиша (или чутьраньше) снова включится в подготовкук новому старту. «Дакар», видимо, одиниз видов наркотической зависимости –для участников. И не только для них.ШОУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!Я не бывал на этом ралли в те времена,когда оно проходило по Северной232 За рулем 03/2012232-235(1_2g)_Peru.indd 23203.02.2012 12:40:18 ФИЛОСОФИЯ И ПОБЕДАУход заводской команды «Фольксвагена»из ралли-рейдов открыл путь к победампилотам частных команд. Фаворитом«Дакара» сразу стала немецкая «Х‑Рейд».Формально она не заводская, но многиегоды работает только с техникой БМВ – руказавода все-таки видна. Обыграть «Х‑Рейд»нынче было нереально, все пять ее прототипов «Мини» добрались до финиша, причемв первой десятке! А на подиуме, что логично,сплошь привычные лица ранее выступавшихи побеждавших в составе команд «Фольксвагена» и «Мицубиси».Леониду Новицкому, чтобы попастьв тройку призеров, не хватило совсемнемного. Причем не столько скорости, скольковезения: нередко в группе лидеров сходовбольше. Отметим и Робби Гордона, блиставшего в прошлом в американских кольцевыхгонках. За шесть лет стартов на гигантском«Хаммере» он впервые получил шанс отличиться – и какое-то время держался вторым.Неудача команды «КамАЗ-Мастер»отчасти объяснима омоложением состава:ветераны-победители Владимир Чагини Фирдаус Кабиров передали руль новойсмене. Сход Айрата Мардеева из-за поломкина 11‑м этапе – что же, бывает. Но осталсявопрос о корректности снятия с дистанцииэкипажа Эдуарда Николаева, шедшего средилидеров. Остановившись, чтобы оказатьпомощь пилотам перевернувшегося джипа,камазовцы заменили колесо на своей машине(иначе не получалось к нему подъехать).Судьи компенсировали нашему экипажупотраченное время (речь всего-то об одиннадцати с половиной минутах), но лишь длятого, чтобы через сутки дисквалифицировать.Дескать, во время оказания помощи нельзяремонтировать свою машину, а уж есличинили, то незачем просить о компенсациивремени.Нельзя отрицать, однако, что голландцына ИВЕКО были на этом «Дакаре» сильны какникогда. А КамАЗ отнесся к поражению философски – невозможно выигрывать всегда! –и обещает через год вернуться за победой.Африке, но лично убедился, чтов Латинской Америке это национальный праздник для жителей всех трехстран, по территории которых проложенмаршрут. Местные занимали с ночи лучшие точки для наблюдения, выезжалицелыми семьями – с детьми, бабушкамии дедушками. В городах, если колоннапроходила по улицам, из домов высыпали абсолютно все – чтобы увидетьлегендарные машины. Свои «кусочкиславы» доставались и нам, журналистам, – видимо, потому, что мы носилимайки и бейсболки с символикой ралли.Во время остановок в городках Наскаи Писка перуанцы подходили на улицахи просили сфотографироваться с нимина память. В такую минуту воображаешь себя ровней Марку Коме или Стефану Петеранселю…Чтобы почувствовать себя прикоснувшимся к великому событию, надопопасть в один из бивуаков, где отдыхают и ночуют команды, посмотретьна гонщиков и их машины, на то, каких готовят к следующему дню. Обстановка в каждом лагере спартанская.Пилоты и штурманы, как правило, всетаки ночуют в гостиницах (если ониесть поблизости), но члены команд –в машинах или палатках; ужинают всевместе в общей открытой столовой;«удобства» – ряд пластиковых кабиноки знакомый многим по службе в армииумывальник на несколько десятков«сосков». Из роскоши – шатер, где каждый вечер чествуют победителей очередного этапа, а потом все желающиемогут пообщаться под аккомпанементместной самодеятельности. Но примерно в девять вечера жизнь в лагерезамирает: надо выспаться передначалом следующего этапа. Толькомеханики ночь напролет устраняютполомки.По традиции вместе со спортсменами (вернее, параллельно их маршруту) кочуют многочисленные поклонники ралли со всего света. Для нихгонка – это своеобразная религия,и они ежегодно бросают все свои дела,За рулем 03/2012 233232-235(1_2g)_Peru.indd 23303.02.2012 12:40:34 | РАЛЛИ-РЕЙД«ДАКАР»  Если что-то случилосьна трассе, на помощь бросаются не только механики, но и многочисленныезрители, оказавшиесянеподалеку.  Бивуак в пустынеНаска. За несколькочасов пилоты и штурманыдолжны хорошо отдохнутьперед следующим этапом,а механики – подготовитьмашины. И, если надо,отремонтировать их.Карлос СОУЗА,пилот команды «Грейт Уолл»(седьмое место в зачете внедорожников):– Этот «Дакар» стал для меня тринадца‑тым по счету. Всего один раз я не дошелдо финиша – на «Дакаре» 2000 года.В Ливии, в пустыне, в 600 км от ближай‑шего жилья… Пейзаж был совершеннооднообразный, я забыл об осторожностии гнал как сумасшедший. Но дюны коварны,одна не похожа на другую. Кончилось тем,что мы грохнулись с 15‑метровой высоты.Я сломал себе все, что можно, с тех пору меня проблемы на спецконтроле в аэро‑портах: я весь на болтах… Тем не менеепродолжил участвовать в гонках, хотя ужене так молод (сейчас Соузе 45 лет. – И.М.),не готов ночами ремонтировать машиныв пустыне, приезжать на бивуак в шестьутра, чтобы в девять стартовать снова…Помню, однажды ночью, в Африке, я осталсяодин в пустыне и у меня не было нужнойгайки, какой-то крепежной детали, чтобыпочинить автомобиль. Тут я увидел КамАЗи говорю своему штурману: «Похоже, намповезло». Мы обратились за помощьюк русским ребятам. Но они не говорилини на каком языке, кроме своего родного,пришлось общаться знаками. Я им пока‑зываю: мне нужна эта деталь, вот эта гайка,а они машут – залезай в наш грузовик!Там было много всего, они подобрали мнедеталь нужного размера. Это нормальнаяситуация на «Дакаре»: тебя не бросятодного. С тех пор я дружу с камазовцами.чтобы побывать рядом с кумирами.Я беседовал с несколькими русскими,которые год копят деньги, чтобы двенедели ночевать в палатках на биву­аках«Дакара», а если повезет – постоятьу подиума, где любимая команда получит свою награду. Ради этого, считаютони, стоит жить!..Для тех, кто побогаче, предлагаютспециальные туры на разные этапыралли. Цена (не считая стоимостиавиабилетов) начинается с 4 тыс. евро.За эти деньги богатый поклонникавтоспорта получит возможностьна нескольких этапах наблюдать, какмимо пролетают экипажи, – сидя подтентом, который установлен в живописном месте, и попивая холодноепиво. Естественно, все переездыи ночевки в комфортабельных отелях входят в счет. Отбоя от клиентову туроператоров нет.А еще за ходом гонки внимательно следят телезрители по всемумиру. События ралли освещают свыше200 телеканалов, не считая новостных!ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТЕсли зайдете на официальный сайтралли, увидите немало интересныхи познавательных цифр. Например,баннеры с названиями компанийспонсоров растягиваются на целых200 км! За год продается свыше 2 млн.самых разных товаров с символикой«Дакара» – маек и ветровок, сумоки кружек… Всего свыше тысячина­именований!Таковы реалии сегодняшнего дня:чтобы жить и развиваться, любое234 За рулем 03/2012232-235(1_2g)_Peru.indd 23403.02.2012 12:40:41   Трасса соревнований проходит по безлюдным местам,где нет дорог; по шоссеперемещались лишь автомобили сопровождения.Но даже проезд техническойколонны местные жителивстречали ликованием.«Дакар» для них – праздник!  Для любого, даже самогоподготовленного спортсменакаждый этап – тяжелейшее испытание. И массаждля релаксации после этогообязателен.спортивное мероприятие должно зара­батывать деньги. «Дакар», похоже,вполне доходное предприятие. Деньгив копилку приносят все. Хочешь уча­ствовать в соревнованиях? Толькоза автомобиль придется заплатить40 тыс. евро. Да по нескольку тысячза каждого члена команды – механика,доктора, пиарщика… Основные вли­вания делают, конечно же, спонсорыгонки – крупнейшие международныеи национальные компании. Эти вложе­ния, видимо, затем неплохо окупаются.Как, впрочем, и затраты професси­ональных команд.Главная статья расходов – подго­товка автомобиля, который зачастуюлишь внешне напоминает серийногопрародителя. Она обойдется в круглуюсумму: 100–500 тыс. долларов. А ещепотребуется доводка на трассах, трени­ровки пилотов и штурманов. Прочиерасходы – всевозможные «вступи­тельные взносы», оплата проживания,перелетов и т. д.Что же это такое, «Дакар», – спор­тивное соревнование, телевизионноешоу, современный бизнес? Понемногуи то, и другое, и третье… Что будетс «Дакаром» через год, где пройдет егомаршрут? Об этом пока говорить рано.Но главное – гонка продолжается!Результаты гонки – на с. 264На правах рекламы232-235(1_2g)_Peru.indd 23503.02.2012 12:40:48