80
81
82
84
ТЕСТRENAULT FLUENCE Z.E., SKODA OCTAVIA GREEN E LINEАВТОМОБИЛИ | ВИРТУАЛЬНЫЙПО НУЛЯМСовременные технологии позволяют дистанционно решать сложныевопросы. Попробуем провести сравнительный тест автомобилей,находящихся на расстоянии нескольких тысяч километров: речьо «Рено» и «Шкоде» с нулевым выхлопом. Юрий Тимкин полетелв Португалию, а Максим Сачков – в Чехию. Фото авторов и фирмпроизводителей.ТЯГА К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУФранцузская и чешская фирмысерьезно взялись за такие автомобилиеще несколько лет назад. «Рено» пред‑ставила электрический «Флюэнс»в 2009‑м, а электрическая «Октавия»появилась годом позже. Правда, фран‑цузы действуют активнее – не только«Флюэнс», но и «каблучок» «Кангу»уже выпускают серийно. Более того,в ближайшее время компанию им соста‑вят малолитражки «Твизи» и «Зое», –они в течение года уже поступят в про‑дажу. Электрические «флюэнсы», каки другие модификации этой модели,выпускают на заводе в Турции. Марке‑тологи посчитали, что 70% спроса при‑дется на корпоративные парки крупныхкомпаний, остальные машины будутраскуплены частными лицами.А что «Шкода»? Пусть вас не вводитв заблуждение облик серийной машиныи привычный интерьер – в отличиеот близкого по размерам и ценам(по крайней мере, в комплектациях80с ДВС) конкурента, на конвейере такойавтомобиль мы не увидим. «Октавия»с электронами вместо бензина – лишьконцепция, проба сил. Всего сделалиполтора десятка таких машин, боль‑шинство передадут в подконтрольнуюэксплуатацию. Она поможет выявитьнедочеты и устранить их при разра‑ботке серийных моделей. На вопросы,когда это случится и что это будетза модель, председатель совета директо‑ров фирмы «Шкода» Винфрид Фаландответил лаконично: «Ориентировочнов 2014 году. А размером – меньше«Октавии».  В сравнении со стандартными версиямимоторный отсек имеет более плотную компоновку.  Из-за вертикального аккумулятора полв багажнике остался глубоким, однако егообъем сократился почти вдвое. Да и заднийдиван в Z.E. откинуть нельзя.ИЗУЧАЕМ ЭЛЕКТРОСХЕМЫВнешне электроверсия «Флюэнса»отличается от стандартной рисункомради­аторной решетки, шильдиками (онивыполнены в голубом цвете), но глав‑ное – увеличенным на 130 мм заднимсвесом. Объясняются такие метамор‑фозы просто: литиево‑ионную бата‑рею разместили в багажнике. ПричемЗа рулем 03/2012080-082.084_ElectroCar-4.indd 8002.02.2012 19:15:10   Под капотом – электродвигатель, инвертор, блок управления мощностью, зарядноеустройство, динамик для имитации звука ДВС.  Единственное отличие багажного отделения электрической «Октавии» – приподнятый примерно на 150 мм пол, под которымуложена часть батарей.вертикально, что лишило возможностискладывать спинки задних сиденийи сократило объем отсека почти в двараза – до 317 л, что для седана таких раз‑меров мало. Почему выбрана именнотакая схема? Потому, что производительпредусмотрел смену батарей на специ‑альных сервисных пунктах, которыеуже функционируют в Дании и Израиле.За три минуты автоматика через люкв полу багажника меняет использован‑ную батарею на заряженную. Аккуму‑лятор формально не входит в стоимостьавтомобиля – его вы арендуете у «Рено»за 82 евро в месяц. Прокат позволяетне заботиться о долговечности и рабо‑тоспособности батареи: как толькоона ослабла, обновят без проблем. Этозабота «Рено», равно как и утилизация.Кстати, установка аккумулятора в багаж‑нике (его масса 280 кг, емкость 22 кВт.ч)помогла добиться идеального распре‑деления массы по осям – 50:50, редкогодля автомобилей с передним приводом.По компоновке электрическая«Октавия» во многом похожа на «Флю‑энс». Шасси заимствовано у «ненуле‑вых» модификаций, электродвигатель,инвертор и блок управления мощно‑стью – спереди, привод на передниеколеса, даже развесовка 51:49. Правда,несмотря на большую массу (315 кг)и емкость (26,5 кВт.ч), литиево‑ионнаябатарея «Шкоды» крадет у грузовогоотсека меньший объем и не мешаеттрансформациям салона. Секрет в том,что ее 180 ячеек уложены не тольков багажном отделении, но и в централь‑ном туннеле. Правда, быстро поменятьбатарею, как у «Рено», не получится.Многие компоненты «Октавия»позаимствовала у родственника –питающегося от розетки «ГольфаБлю-е‑моушн», который в 2013 годупланируют запустить в серию. Этои 60‑киловаттный электромоторс водяным охлаждением, и управля­ющая электроника, и литиево‑ионнаябатарея. Взаимовыгодное партнерствопродолжится: концерн «Фольксваген»планирует активно продвигать электро‑мобили, чтобы к 2018 году занятьлидирующие позиции на этом рынке.ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОНОВВ движении «Флюэнс» с шильди‑ком Z.E. воспринимается обычнымавтомобилем. Электромотор выдает70 кВт/95 л.с. и 226 Н.м крутящегомомента. Параметры вроде бы не самыеголовокружительные, но на делетакой «Флюэнс» даже шустрее версиис 1,6‑литровым бензиновым двигателеми автоматом. До 50 км/ч он разгоняетсяна 2 с быстрее! При этом ускоряетсяплавно, без рывков и перебоев. НаборЗа рулем 03/2012080-082.084_ElectroCar-4.indd 818102.02.2012 19:15:18 ТЕСТ| ВИРТУАЛЬНЫЙRENAULT FLUENCE Z.E., SKODA OCTAVIA GREEN E LINE  Владелец «Рено» можетпрограммировать часы зарядки,чтобы воспользоваться дешевымночным тарифом.  «Флюэнс Z.E.» не дороже обычного «Флюэнса», ведь в большинстве стран ЕСпокупателю электромобиля компенсируют около 5000 евро.ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ RENAULT И SKODA НА ХОДУ ПОЧТИНЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ОБЫЧНЫХ МАШИН, А В ЧЕМ-ТО ИХДАЖЕ ПРЕВОСХОДЯТ.скорости идет в почти полной тишине,в салон проникают разве что аэродинамические шумы. Максимальнаяскорость ограничена 135 км/ч – еслиехать быстрее, заряд быстро иссякнет.Для замедления достаточно снять ногус акселератора: автомобиль начинаетдовольно интенсивно сбрасывать скорость, пополняя при этом запас энергии.«Октавия» на электротяге тожемаксимально похожа на обычныйавтомобиль. Причем до 50 км/ч из-подкапота даже слышен тихий рокот двигателя внутреннего сгорания… Этоаудиоимитация ради безопасностипешеходов: чтобы они слышали приближающееся авто.Разгон – одно удовольствие:«Октавия» тихо и уверенно выходитна разрешенные 90 км/ч. По динамикеона напоминает машину с наддувным1,4‑литровым 122‑сильным TSI. Толькоускорение, словно у самолета, ровное,но чувствительное, хотя под капотомэлектромобиля в полтора раза меньшесил, чем у бензинового. Правда, есливдавливаешь акселератор в пол, то мощность с 82 л.с. кратковременно вырастает до 116 «лошадей». Но вскоре послестарта интенсивность разгона падает,и стрелка спидометра пересекаетотметку 100 км/ч на пару секунд позже,82чем у бензиновой версии. В целом электромобиль очень похож по характеруна обычную «Октавию». Комфортноешасси хорошо гасит неровности и цепкодержится за дорогу, а электроусилитель руля точно передает информациюс колес. Но тормоза менее понятные –рабочий ход будто поделен на две части.Поначалу приходится давить на педальочень аккуратно, чтобы не заставлятьпассажиров постоянно кивать головой,а во второй части хода, наоборот, будтопродавливаешь плотную резиновуюпрокладку.РАЗРЯД-ЗАРЯДВ «Рено» подсчитали, что европейцыпроезжают в среднем не более 60 кмв день. Поэтому запас хода в 185 кмфирма считает более чем достаточным. Однако такой результат достижим не всегда, – он зависит от скорости, стиля вождения, типа дороги(движение в горах требует большеэнергии), погоды… В спокойномритме с отключенным кондиционеромудалось проехать по ровной дороге85 км, потратив примерно половинузаряда. Если бы не пара резких ускорений, уложились бы в заявленныйпоказатель. Экономичной езде способствуют также шины «Бриджстоун»  У эковерсии нет ручного режима управления трансмиссией.  Только панель приборов выдает электрическую сущность «Флюэнса». Из привычныхшкал – лишь спидометр.За рулем 03/2012080-082.084_ElectroCar-4.indd 8202.02.2012 19:15:23 ТЕСТ| ВИРТУАЛЬНЫЙRENAULT FLUENCE Z.E., SKODA OCTAVIA GREEN E LINE  Для удобства доступа розеткиу «Шкоды» находятся как под переднейэмблемой, так и на месте горловиныбензобака.  На центральный дисплей можновывести данные о среднем расходе энергиина 100 км, запасе хода или картинку,иллюстрирующую работу электроустановки.  Этой кнопкой водитель выбирает однуиз трех настроек. Normal – двигатель развивает полную мощность. В Eco климатконтроль переходит в экономичный режим,а максималка ограничена 120 км/ч. В режиме Range машина не разгоняется быстрее90 км/ч, кондиционер не включается.84  Внешне электрическую «Октавию»отличают лишь зелено-белая раскраскаи надписи.с пониженным сопротивлениемкачению и система рекуперации, возвращающая энергию в батарею приторможении.Запас хода у «Шкоды» скромнее:150 км. Для пущей экономии водительможет задействовать дополнительныефункции – например, подрулевымипереключателями регулировать эффективность рекуперации. Ощущение, будтоподтыкаешь пониженные передачи.Батарея «Флюэнса» полностью зарядится от бытовой розеткиза 12 часов – долго. У «Октавии» на этоуходит в полтора раза меньше времени.Зато чешский электромобиль вдвоедольше стоит на зарядке от трехфазнойсети: два часа против одного. И батареяу него несъемная.Концепция «Рено» с быстросъемными батареями, на первый взгляд,привлекательнее. Но пунктов по заменеаккумуляторов ничтожно мало, а государства выделяют деньги в основномна развитие сети именно зарядныхстанций. Поэтому в ближайшем будущем хозяев электромобилей будетинтересовать в первую очередь скорость «заправки» – а тут «Рено» явнопроигрывает. Если же оценивать автомобили в целом, трудно отдать какомулибо предпочтение. Ничья – справедливый финал. Возможно, более строгиеоценки применим через пару лет, когдаэлектромобили станут сколько-нибудьмассовым явлением.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬОБЩИЕ ДАННЫЕРазмеры, мм:длина/ширина/высота/базаколея спереди/сзадиОбъем багажника, лСнаряженная масса, кгВремя разгона 0–100 км/ч, сМакс. скорость, км/чЗапас хода, кмДВИГАТЕЛЬМощность, кВт/л.с.Крутящий момент, Н.мТРАНСМИССИЯТипSKODARENAULTOCTAVIAFLUENCE Z.E. GREENE LINE4748/1813/4570/1770/1458/27011470/2580н.д.1540/1510317н.д.1543н.д.11,612135135185150переменного переменноготока,тока,синхронный синхронный70/9560/82 (85/116)*226270передне­приводнаяпередне­приводнаялитиево‑ионная22литиево‑ионная26,5БАТАРЕЯТипЕмкость, кВт·чХОДОВАЯ ЧАСТЬПодвеска: спереди/сзадиРулевое управлениеТормоза: передние/задниеРазмер шин«Мак-Ферсон»/ «Мак-Ферсон»/упругаямного­поперечнаярычажнаябалкареечноес электро­усилителемдисковыевенти­лируемые/дисковые205/55R16реечноес электро­усилителемдисковыевенти­лируемые/дисковые225/40R18*В скобках – максимальная мощность (в течение не более чем 60 с).За рулем 03/2012080-082.084_ElectroCar-4.indd 8402.02.2012 19:15:29