140
ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯКОМПОНЕНТЫ | ОСмотрите на iPad:как добывали электричествоПОЛТОРА ЛИМОНАКак получить ток, имея кислоту и пару электродов? Очереднойэксперимент ставят Алексей Воробьев‑Обухови Михаил Колодочкин.Под лимоном в последнее времяпонимают вовсе не цитрусо­вый плод, а аппетитную пачкуденег – на покупку аккумулятораее точно хватит. Однако же и обыкно­венный лимон способен вырабатыватьток – даром что кислота в нем не сер­ная, а… Какая, кстати? Лимонная?СОБИРАЕМ БАТАРЕЮРецепт известен: две пластинки из раз­ных металлов, например из медии цинка, воткнуть в беззащитныйфрукт. Почему обязательно из разных?Для протекания тока нужна асимметрия:одинаковые электроды поведут себяодинаково, толку от их соседства будетпонадобится 15 лимонов, включен­ных один за другим. И всё бы хорошо,но ток, рождаемый одним, даже самым«сильным» лимончиком, составляетот силы 1 мА! Чтобы выжать хотя бысотню ампер, нужно увеличить числоплодов в сто тысяч раз – получаетсяполтора миллиона лимонов. Неуди­вительно, что под капотами вместоящиков с цитрусовыми обосновалисьсвинцовые аккумуляторы.Электроды свинцового аккуму­лятора тоже разные: отрицательныйсделан из порошкообразного свинца,а положительный – из пасты его дву­окиси. Они погружены уже не в мякотьлимона, а в раствор серной кислоты –  Скромнаяэнергетикалимонной батареикомпенсируетсявнешностьюи запахом.мало. А вот цинк и медь растворяютсяв кислоте с разной скоростью, и соот­ветствующие электроды приобретаютразличные электрические потенциалы.У меди он ниже, к ней и двинутся элек­троны. Если соединить пластинки междусобой, то вольтметр, подключенныйв такую цепь, покажет наличие напря­жения. Забавный факт: за направлениеэлектрического тока в электротехникеусловно принимают не движение толпыэлектронов, а прямо противоположноеему. Таким образом, в нашем экспери­менте медный электрод получает знак«+», а цинковый – знак «–».ЗАПРОСЫ РАСТУТЧетырех лимонов хватит для пробужде­ния к жизни индикаторного светодиода.А сколько их потребуется, чтобы крута­нуть стартер? Давайте прикинем. Испы­танный нами цитрус выдал примерно0,8 В – значит, для напряжения в 12 Вэлектролит. По мере разряда оба элек­трода постепенно становятся одинако­выми, превращаясь в так называемыйсульфат свинца PbSO4, потребляя серуиз электролита, чья плотность умень­шается. С течением времени он всёближе к дистиллированной воде. Когдаоба электрода станут одинаковыми,никакого тока из аккумулятора ужене выжмешь (как и из лимона с двумяодинаковыми пластинками внутри).Чтобы зарядить аккумулятор,к нему подключают внешний источникэлектроэнергии. Происходит обратныйпроцесс: сера возвращается в электро­лит, а оба электрода постепенно вос­станавливаются до первоначальногосостава. Но лимон так не подзарядить.Конечно, все описанное – сильноупрощенная модель современной бата­реи. Для придания ей вибростойкости,долговечности, снижения саморазрядав свинцовый сплав вводят небольшиеколичества сурьмы, кальция, ряд дру­гих присадок. Очень важна чистотаэлектролита: даже ничтожные примесимеди и особенно железа резко уско­ряют саморазряд, поэтому воду из-подкрана доливать никак нельзя.Так называемые кальциевые акку­муляторы – по сути, те же свинцовые,но с небольшой добавкой упомянутогометалла. Их преимущества: очень низ­кий саморазряд (это позволяет хранитьна складах уже залитые и готовыек работе батареи) и меньшая склон­ность к выкипанию электролита призарядке (аккумулятор становится прак­тически необслуживаемым).ЭТО ПРИГОДИТСЯНа морозе химические процессы зами­рают, поэтому батарея не только хужеотдает ток, но и отказывается при­нимать заряд. Отсюда и неожиданныеотказы крутить стартер: если поездкикратковременны, электролит не успе­вает прогреться – заряд не восстанав­ливается. При этом генератор рабо­тает исправно, но красная лампочкаотсутствия зарядки не загорается. Ещеодна зимняя особенность. Помните,мы говорили о падении плотностиэлектролита и превращении активноймассы электродов в сульфат свинца?И то и другое увеличивает внутрен­нее сопротивление аккумулятора –при большой нагрузке изрядная частьвольтов останется в батарее, а не пой­дет на стартер.Что еще стоит знать о стартерныхбатареях? Во‑первых, никогда не допу­скайте глубокого разряда. Это приведетк необратимой сульфатации пла­стин – при заряде большая их часть таки не восстановится до исходного состо­яния, что равноценно потере емкости.Такая батарея вроде бы заряжается,выдает 12,6 В, но накапливает при этомтак мало энергии, что ее может не хва­тить даже на однократный пуск.А слабо поставить на машинумощную батарею – от танка? Если она,конечно, влезет. Эффект будет скром­ным: при коротких зимних поездкахтакой аккумулятор все равно малопомалу разрядится, разве что позжештатного. В заряженном состояниион, конечно, сможет дольше крутитьстартер. Но это нужно лишь тем, у когомашина неисправна: то ли свечи зали­вает, то ли искры нет… Обладателям жемощной «музыки» лучше озаботитьсяподбором генератора, соответству­ющего энергопотреблению: в нормаль­ном режиме именно он обеспечиваетвсех потребителей, а вовсе не батарея!Лимоны же оставим для чаепития.Каждый должен заниматься своимделом.140 За рулем 03/2012140_Seminar.indd 14003.02.2012 17:15:57