208
209
ИТОГИ 2011 ГОДАЭКОНОМИКА | СТАТИСТИКАШТОРМ ВО ВРЕМЯ ШТИЛЯКризис стран еврозоны негативно повлиял на продажи автомобилей в Старом Свете. Россия на этом фонедемонстрирует устойчивый рост. Итоги прошлого года анализирует Игорь Моржаретто.ЕВРОПА НАМ НЕ УКАЗГерманский авторынок, самый крупныйв Европе, штормило весь год – толькоосенью он смог вновь набрать обороты.В целом за год продажи в Германиивыросли на 9% (продано 3,2 млн. авто‑мобилей). А вот французский рынокупал на 2% (2,2 млн. машин). Неожи‑данно плохо расходились националь‑ные марки – по сравнению с 2010 годомони потеряли 7%. Еще глубже прова‑лился итальянский рынок: минус 11%.В 2011 году там купили 1,75 млн.автомобилей. По данным же испан‑ской ассоциации автопроизводителейANFAC, в стране продано всего 810 тыс.машин – падение на 18%.На других континентах ситуациятоже не слишком радостная. Япон‑ский рынок хоть и демонстрировалв течение последних месяцев поло‑жительную динамику, по итогам годатак и не смог выйти в плюс. Дажетемпы роста китайского рынка, нынекрупнейшего в мире, замедлились.И только США после нескольких летспада сумели показать положительнуюдинамику – рост на 10%!А вот российский рынок на фонекризиса европейской валюты, долго‑вых скандалов в Америке, чередыгражданских войн в Африке, цунамив Японии рос как на дрожжах и по ито‑гам года показал немыслимый при‑рост в 39%. По данным Ассоциацииевропейского бизнеса, за 12 месяцевв России продано 2 653 408 легковыхи легких коммерческих автомобилей.И только в декабре рынок чуть сба‑вил темп, но все равно прибавил 23%(251 414 машин).Причин несколько. Главные – всёеще остающийся неудовлетвореннымспрос (в Европе 400 автомобилейна 1 тыс. населения, у нас чуть более220) и рост доходов россиян в про‑шлом году. Пользуясь ростом мировыхцен на нефть, правительство в пред‑выборном году буквально накачивалострану бумажными деньгами. Наби‑рало обороты и автокредитование:в 2011‑м оно помогло купить каждыйтретий автомобиль, причем кредит накаждый десятый из них субсидировалогосударство. Сограждане, похоже,пришли к выводу, что копить деньгисегодня рискованно (да и непонятно,в какой валюте хранить: все шата‑ются) – так не лучше ли вложить деше‑веющие бумажки в мечту всей жизни?Нет, не в квартиру – жилье в нашейстране чудовищно дорого, но хотя быв машину… И рынок рос, несмотряна «всемирный штиль».ПАРАД ПЛАНЕТКакие же машины выбирали рос‑сияне? Бессменным лидером остаетсяАВТОВАЗ. Правда, жил он по своимзаконам, отличным от рыночных.В начале года – бурный рост, но в июнеспрос на «лады» стал падать: завер‑шилась государственная программаутилизации. В самом конце – ещеодин спад: покупатели замерли в ожи‑дании бюджетной «Гранты». ТемСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МОДЕЛИНА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ в 2011 годуне менее за 2011 год АВТОВАЗ реали‑зовал 578 тыс. автомобилей – на 11%больше, чем годом ранее.Лидером продаж впервые стала«Калина» (142, 9 тыс. машин, ростна 31%). На вторую строчку опу‑стилась лидировавшая много лет«Приора» (рост на 11%). Оченьсильно – на 19%! – сократился сбыт«классических» моделей АВТО‑ВАЗа, сборка которых переехалана «ИжАвто». Не помогают дажеогромные скидки, которые даюти завод, и дилеры. Стало окончательноясно, что держались эти модели толькоблагодаря госпрограмме утилизации,теперь место им – в истории. Видимо,и в Ижевске «классика» доживаетпоследний год: скоро ее оконча‑тельно подвинет «Гранта». Другойветеран сдаваться не собирается:на 36% выросли продажи «Лады 4×4»(в народе – «старая» «Нива»). Но и ейобещают замену уже через год.В лагере иномарок значитель‑ные перемены, хотя лидерствосохранил «Шевроле» со 173,5 тыс.машин (плюс 49%). Но конкурентыне дремлют! Гораздо быстрее про‑гнозов выросли продажи «Хёндай»(плюс 88%), «Рено» (60%), «Киа»(47%), «Ниссана» (74%). А «Фольксва‑ген» прибавил вдвое! «Хёндай» и «Киа»резко рванули в прошлом году благо‑даря появлению в России двух доступ‑ных моделей – «Соляриса» и «Рио».«Солярис» вообще добился фено‑менального успеха. Седан, впервыепоказанный публике осенью 2010 года,появился в продаже в феврале 2011‑го,хэтчбек – в июле, но по итогам годановинка стала самой популярной ино‑странной моделью: 97 243 проданныемашины. «Форду-Фокус» пришлосьуступить лидерство, которое он удер‑живал много лет. Формально на третьеместо переместился «Рено-Логан».Расклад поменяется, если суммироватьпродажи седана «Логан» и хэтчбека«Сандеро» (французы, в отличиеот корейцев и американцев, позици­онируют их как разные модели). Тогдаполучится, что бюджетная модель«Рено» – первая (в сумме 127,8 тыс.машин). Но это уже нюансы. Главное,что «россиян» стремительно теснят«иностранцы», пусть и нашей сборки.В затылок «Калине» и «Приоре»дышат сразу три-четыре иностранныемодели, причем некоторые из них208 За рулем 03/2012208-209(1_3V)_ITOGI.indd 20803.02.2012 10:45:42 ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХКОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙВ РОССИИ в 2011 году (по данным АЕБ)Марка«Лада»«Шевроле»«Хёндай»*«Рено»*«Киа»«Ниссан»*«Тойота»*«Форд»*«Фольксваген»«Дэу»ГАЗ*«Мицубиси»«Шкода»«Опель»УАЗ*«Пежо»*«Мазда»«Сузуки»«Мерседес-Бенц»«Фиат»*БМВ«Ситроен»*«Aуди»«СанЙонг»ЗАЗ«Вольво»«Хонда»«Лифан»«Лексус»«Ленд-Ровер»*«Субару»«Фольксваген»(коммерч. авт.)«Вортекс»«Богдан»«Чери»«Инфинити»«Грейт Уолл»«Джили»ИЖ«Хайма»«Мерседес-Бенц»(коммерч. авт.)«Кадиллак»«Порше»«Джип»BYD«Mини»ТагАЗ*«Ягуар»СЕАТ«Исудзу»*«Додж»«Крайслер»ИТОГО2011 год 2010 год Разница,%578 387 522 92411173 484 116 23349163 44787 08188154 73496 46660152 873 104 23547138 82779 61474119 50579 31551118 03190 16631118 00358 98910092 77874 4192589 77376 6471774 16645 5386374 07445 6316267 55540 8756557 14849 0431744 31135 7342439 71824 9265935 46928 6902429 05819 7244728 25421 9432928 16520 5843727 63317 4195923 25018 5102622 69212 5268120 04917 5411419 2091 06508019 10118 159517 910770013313 69810 9812513 18399703212 37185524512 345722771121038683727870426777606051633114101007612890946743637194448902014–185186212956–2703212327222614592202157220938092007574200210011840728411828581127955371330158273761792 653 408 1 912 794*С учетом легких коммерческих автомобилей.208-209(1_3V)_ITOGI.indd 2095340159250100–75381812–42–5839по итогам нескольких месяцев ужеобгоняли «Ладу»…Другие подробности: самым популярным иностранным кроссоверомостается «Ниссан-Кашкай», а самойпродаваемой премиум-моделью –«Мерседес-Бенц» С‑класса. И еще:похоже, китайцы снова выступилив поход на российский рынок. Некоторые марки показали очень приличныйрост за прошлый год: «Лифан» – 133%,«Грейт Уолл» – 86%, «Джили» – 212%.Выглядит впечатляюще, но в абсолютных цифрах – не очень.И еще один маленький, но многозначительный факт. Если по общемуобъему продаж мы недотянулидо рекордного 2008 года, когда россияне приобрели 2,9 млн. автомобилей, то по средней стоимости покупкидокризисный уровень уже превзошли.Как рассчитал партнер аналитическойкомпании PWC в России Стэнли Рут,средняя цена нового легкового автов 2011 году составила 23,5 тыс. долларов, а это на 5,4% выше прежнегорекорда, установленного в 2008‑м, –22,3 тыс.На правах рекламыВ 2011 году на территории России собраноболее 1,7 млн. автомобилей – рост 45%. Этоисторический рекорд! Из них 800 тыс. – ино‑марки. То есть примерно 65% проданныхна нашем рынке машин – российского про‑изводства. По прогнозам Минэкономразви‑тия, в 2012 году в России соберут 2,6–2,8 млн.автомобилей, а к 2018‑му – до 3,5 млн.НЕТ ПРОРОКАПо прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, в России в 2012 годупродажи вырастут еще на 12% –до 2,8 млн. автомобилей. Но в прошлом году, например, эксперты этойорганизации меняли свой прогнозтрижды и все-таки, хоть и незначительно, ошиблись в конечном результате. Происходит это не от непрофессионализма аналитиков, – рынокв России зависит от множества политических и экономических факторов;на него могут повлиять как итоги очередных президентских выборов, таки мировые цены на нефть.По осторожным прогнозам, в этомгоду цена барреля будет колебатьсяоколо 100 долларов; рост российскогоВВП в таком случае составит около 3%,а уровень инфляции – не выше 6,5%.Это неплохие показатели, и тот жеСтенли Рут прогнозирует, что «в текущих экономических условиях игрокиавтомобильного рынка могут рассчитывать на долгосрочный рост».Но он же подчеркивает: в целом ситу­ацию на российском рынке оченьтрудно предсказать даже на короткийпериод, поэтому надо (на всякий случай!) «быть готовыми быстро отреагировать на возможные изменения».03.02.2012 10:45:44