194
195
196
ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯЯРКО-ГОЛУБОЙ СВЕТСвет фар должен быть ярким, и с этим вряд ликто поспорит. А вот какой оттенок лучше – желтоватый или голубой? Тут начинаются тонкости.До сих пор было известно, что чувствительностьглаза к слегка желтоватому свету выше, – сталобыть, проще обеспечить требуемую субъективную освещенность дороги. Однако на «Осраме»копнули глубже, и появились неожиданныенюансы.Известно, что в темноте нас начинает клонить в сон – опасное для водителей состояние.Но почему? Причина в выработке эпифизомособого гормона мелатонина (до 70% суточногоколичества – в ночное время), а запускают процесс специальные рецепторы в глазах. Так вот,чтобы наш организм понял, что пора вставать,они должны зафиксировать не абы какой свет,а именно голубоватый, дневной! Получается, еслиприблизить спектр света фар к естественному, этоТРЕХМЕРНЫЙ СПИДОМЕТРНаверное, это очень здорово – наблюдать продвинутую 3D-графику через спицы баранки. Отдельное спасибо компании «Джонсон контролс» за то,что она нашла способ добиться нужного эффекта,не заставляя водителей надевать специальныеочки! Концепция, названная Multilayer InstrumentCluster, очень скоро перестанет быть выставочнойэкзотикой и еще на шаг приблизит автомобильк игровой приставке. А какой простор открывается для креативных дизайнеров!Идея же заключается в том, чтобы ранжировать информацию по важности, располагая второстепенную как бы вдали и приближая к водителюсамую необходимую в данный момент. Третьеизмерение позволило разместить индикаторыболее компактно, бегать глазами вправо-влево  Слева – зимник,освещенный стандартным ксеноном,справа – фарамис лампой OsramXenarc Silverstar.поможет снять усталость и сонливость, а сталобыть, уменьшит количество ДТП, последствиякоторых, заметим, в темное время особеннотяжелы.Но и видеть водитель должен хорошо. Получается, нужно одновременно обеспечить повышенную яркость фар. Как раз такую лампу подназванием Xenarc Silverstar и создали на «Осраме».При цветовой температуре 4200 К она выдаетна треть больше света в зоне 75R (то есть на правой обочине в 75 м от авто), а луч простираетсяна 20 м дальше обычного. При этом ослепляющеевоздействие остается в пределах допускаемого нормативами. Сегодня эта лампа – самая яркая из разрешенных к использованию в головных фарах.Добиться такого результата удалось, укоротивдугу газового разряда и отказавшись от покрытияколбы, которое раньше как раз и давало голубоватый оттенок, снижая, увы, яркость. А чтобылампа выдержала повышенную интенсивностьразряда, подобрали новые состав газа и материалэлектродов.уже не нужно, хотя появилась необходимостьв аккомодации зрения по глубине. Впрочем,вице-президент компании Джефф де Бест полонэнтузиазма и считает, что лишь с новой системой наконец-то раскроется огромный потенциал3D-графики в автомобиле.  К сожалению, технология печати ЗР еще не настолькопродвинутая, чтобы показать новую комбинацию приборов во всей ее трехмерной красоте. Поверьте на слово:впереди идущий автомобиль реально приближается илиудаляется от водителя куда-то в глубину.194 За рулем 04/2012194-(1_2V)-196_Novinki4.indd 19409.03.2012 16:35:32 Сегодня уже никого не удивляет, что электронные мозги различных автомобильных узловобъединены в единую мультиплексную сеть. Такбыло уже лет пятнадцать тому назад. Правда, в тудалекую пору у «Ауди-А8», например, было всегопять контроллеров, а сегодня их число достигло…сотни! Казалось бы, чем автомобиль умнее, темлучше, однако потребление мощности вырослос 10 до 200 Вт! А эти ватты пересчитываются(примерно) в 0,2 л бензина на сотню, причемзначительная часть «стакана» расходуется почемзря: далеко не все контроллеры нужны в каждыймомент времени. Например, когда вы уже сидитев автомобиле, вполне можно выключить тот,что отпирает замок двери без ключа. Не нужнына ходу ни контроллер автономного отопителя,ни электроника, управляющая подъемомопусканием крыши… И вообще, если посчитать,то окажется, что 100 мл бензина вполне можносэкономить, применив селективное выключениенеиспользуемых контроллеров. Разработчикиутверждают также, что одновременно увеличивается и ресурс дорогой электроники: обесточенная, она не изнашивается. Хотя тут еще нужнопосмотреть: в некоторых случаях включениевыключение процессора дается ему тяжелее, чемработа вхолостую.На правах рекламыОТКЛЮЧАЙ ТО, ОТКЛЮЧАЙ ЭТО  Если бы мы могли заглянуть под обшивку современного авто, то поразились бы, обнаружив сотни (!)электронных устройств, реально работающих лишькороткое время.Идея проста, реализация, однако, требуетполного пересмотра архитектуры цифровойCAN-шины, новых подходов к программированию. При этом сложнее не отключить, а пробудить при необходимости уснувшее устройство.На «Ауди» использовали два сценария: отключение целых сегментов шины и отключениеотдельных контроллеров. Совместив оба подхода, инженерам удалось уменьшить потреб­ление тока на целых 10 А! А это, согласитесь,уже серьезно и стоит затраченных усилий.Внедрить новые подходы в серию рассчитываютк 2014 году, и тогда электронные мозги перестанут работать вхолостую, сжигая топливо, а будутпросто лежать в машине, как на складе. Вдругпригодятся?194-(1_2V)-196_Novinki4.indd 19509.03.2012 16:35:33 ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯРЕЙКА, КОТОРАЯ РУЛИТНовая конструкция электромеханического рулевого управления RCEPS (Rack Concentric ElectronicPower Steering) разработана непосредственноконцерном «Фольксваген» – довольно редкоесобытие в нынешнем автопроме, чьи заводы лишьсобирают машины из готовых узлов. Интересенв данном случае не принцип электроусилителяруля, а его конструктивное исполнение. Инженерам удалось надеть полый ротор синхронногоэлектродивгателя с постоянными магнитамипрямо на рейку, часть которой сделана круглой,с нарезанной на ней резьбой. При вращенииротор, подобно своеобразной гайке, двигает рейкуи, соответственно, поворачивает колеса. Заметьте:  Новыйусилительв разобранномвиде: естьвозможностьоценитьтехнологическии конструктивноизящноерешение.В ЦЕНТРЕ ПОЛЯ  «Делфай» обещает зарядить все, что окажется в салоне. Будем надеяться,без вреда для здоровья пассажиров.никаких дополнительных редукторов – темне менее развиваемое усилие достигает 15 000 Н!Причем питается мотор от обычной 12-вольтовойсети, не перегружая ее.Обмотки трехфазного двигателя размещенына статоре, а на роторе укреплены неодим-боржелезные магниты. Здесь нет изнашивающихсящеток, но для управления таким двигателемнеобходимо генерировать вращающееся магнитное поле. С этим справляется контроллер,расположенный также прямо в корпусе моторана рейке и реализующий все задумки программистов: от переменного коэффициента усиления до помощи при парковке и подруливанияпо командам системы стабилизации.Интересно, что среднее потребление токане превышает 0,8 А, если, конечно, не крутитьруль туда-сюда постоянно, как это делали героистарых кинолент. Экономия топлива (по сравнению с обычными гидроусилителями) – до 0,3 л.К 2014 году с легкой руки компании «Делфай»седоки автомобиля могут оказаться в центреполя. Электромагнитного. Зато не запутаютсяв проводах и не будут искать в магазинах разветвители для гнезда прикуривателя (пожароопасные!). Потому что все ноутбуки, планшетники,мобильники, плееры, телевизоры, навигаторы,регистраторы – да мало ли что еще появитсячерез пару лет! – станут заряжаться дистанционно от спрятанных в недрах кузова излучателей. Говорят, так даже безопаснее, ведь естьриск запутаться ногами в салате из проводови упустить момент для экстренного торможения. Delphi Wireless Device Charging System (такназвана новинка) не потребует даже класть прибор на определенное место – высокочастотноеполе достанет его везде. И притом практическине будет ограничений на количество одновременно заряжаемых гаджетов.Интересно, не повлияет ли постоянное пребывание в центре поля на здоровье пассажировв длительной перспективе? Точно мы это узнаемгораздо позже, чем в 2014 году…196 За рулем 04/2012194-(1_2V)-196_Novinki4.indd 19609.03.2012 16:35:34