318
319
БЕЗ ГРАНИЦ | ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОЛОСЫПОЛОСАОСОБОГОНАЗНАЧЕНИЯДаже в Москве выделенные полосы не являютсяизобретением нынешнего мэра: резервная полосадля спецтранспорта на Кутузовском, например,существует уже очень давно. Вопрос в том, когосчитать достойным такой полосы и как именноее выделять. С мировым опытом знакомилсяАлексей Воробьев-Обухов.ГДЕ И СКОЛЬКОСамой загруженной в мире выделенкойсчитается маршрут к туннелю Линкольнав Нью-Йорке: здесь ежечасно проходит до 700 автобусов с интерваломв 5,1 секунды.Вот небольшая таблица, показыва­ющая, где и сколько километров выделенодля общественного транспорта.ДлинаНаселение, Количество выделенныхмлн. чел.автобусовполос, кмБогота6,7108084Гонконг6,81976822Лондон7,56800240Мадрид7202250Москва10,66185*279**Сан-Паулу10,914900155Сантьяго6,54600200Сеул10,48910282Сидней4,3190090Сингапур4,53775155Хельсинки0,647044Город*Автобусы ГУП «Мосгортранс».**По первоначальному плану на 2011 год.  В Лондоне велосипедисты зачастую делятприоритет с автобусами.  Въезд на выделенную полосу голландцыоборудовали автоматическим шлагбаумом.Найти аналог упомянутойрезервной полосы для автомобилей с мигалками не удалось:в Европе таковую положенообразовывать самим автомобилистамдля проезда скорой и полиции к местуДТП, сдвигаясь к противоположнымлиниям разметки в своих полосахдвижения. Они так и поступают! Чтовполне логично: чем скорее спецслужбы ликвидируют последствия, темраньше все поедут.Что же касается общественноготранспорта, то его приоритет в крупных городах сомнению обычно не подвергается: ведь в каждом автобусеможет ехать гораздо больше человек,чем в самом большом лимузине.Таким образом, выделив особуюполосу, власти более эффективноиспользуют проезжую часть по ееосновному назначению. Но делают этотолько после тщательного изученияпассажиропотоков, причем буквальнопо дням и часам. Нередко под знаком,обозначающим такую выделенку, виситтабличка с указанием дней и часов,когда на нее можно заезжать лишьавтобусам. Другое распространенноерешение �– прокладка автобусныхмаршрутов по трамвайным путям,которые для этого заделываютсяв асфальт заподлицо. У нас, напротив,пытаются устроить на них ямы, дабынеповадно было заезжать.Иногда на выделенные полосыразрешают заезжать таксистами даже… велосипедистам. Тоже справедливо: они едут достаточно быстрои не мешают автобусам.Интересен американский опытс выделенными полосами на междугородных трассах. Там сначала(в 1976 году) решили допуститьна них легковушки при условии, чтов них едет не менее трех человек.  В Израиле не поскупились на такие вотпереходы к автобусным остановкам на капитально выделенной полосе.318 За рулем 04/2012318-319(1_3V)_Vydelenka.indd 31809.03.2012 15:59:34 На правах рекламы  На Тайване с дисциплиной не очень:автобусные полосы выделили высоким бордюром.  Дания: всем красный, а автобусу – можно.Законопослушные американцы дажене подумали нарушать это правило(а кто подумал, пожалел!). Позднее,в 2000-м, решили в виде эксперимента снизить квоту до двух седоков –и что же? Средняя скорость сразу упаласо 105 до… 32 км/ч! Пришлось вернуться к старому правилу, и водителивновь стали задавать потенциальнымпопутчикам вопрос: «Третьим будешь?».Наконец, немного о том, какименно выделяют полосы. Если речьидет о новых мегаполисах, то такуюорганизацию движения проектируютсразу при строительстве дорог; автобусную полосу помещают в центр  В Амстердаме трамвайные рельсы автобусам не помеха.  Гонконг: а вот не надо было по трамвайным путям шпарить!и отделяют поребриком. Разумеется,приходится организовывать проходык остановкам – по мостикам или подземлей. Иногда заезд на такие полосыперекрыт автоматическим шлагба­умом, срабатывающим от имеющегосяна автобусе датчика. Но чаще всего применяется просто разметка с надписьюBUS. К сожалению, в Москве первыйспособ можно будет реализовать лишьна присоединяемых территориях(если вовремя сообразят), а вот заставить водителей безусловно уважатьприоритет, обозначенный не мигалкойна крыше, а линией на дороге, смогут,вероятно, только камеры и штрафы.  Прага: тут все четко расписано, кому и когда.  Сидней: все полосы пронумерованы, тут вам и реверсивное движение, и автобусное, причем и не в центре, ине с краю.За рулем 04/2012 319318-319(1_3V)_Vydelenka.indd 31909.03.2012 16:03:10