218
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВШПИОНСКИЕ ШТУЧКИЗа ответ на задачу «Аномальная зона» (ЗР, 2011, № 12)  Ярослав Волков из Наро-Фоминска получает навигатор MNS-520MP(Mystery Electronics) c высокопроизводительным процессором Samsungи GPS-модулем NXP (Philips Semiconductors).Вспомним ситуацию. Послеминутной остановки у булочноймотор «Логана» пускался легко,но если Агафоныч забегал ещеи за коньячком в магазин напротив,мотор отказывался работать. А стоилохозяину где-то погулять с полчаса,двигатель заводился как ни в чемне бывало. Не находя объяснения этимстранностям, наш герой назвал местоу магазинов «аномальной зоной».Немало читателей приняли шуткувсерьез. Многие решили, что порчуна нежную электронику «Рено» наводила высоковольтная ЛЭП. Кто жене знает, что электромагнитное излучение вредно! Жаль, что физику явлениясторонники столь привлекательнойверсии не пояснили.Были и другие догадки. Скажем,неподалеку от винного магазина кто-товключал «глушилку, способную свестимашину Агафоныча с ума». Чем не угодил злодеям старичок, непонятно.Некоторые ссылались на байки пробанкоматы, к которым опасно подъезжать. Другие посчитали, что все делов глюках иммобилайзера из-за радиопомех от неведомой, но мощной радиостанции. Ну а особо бдительные прямонамекали на некие шпионские штучкинового времени. Разве что об инопланетянах никто не вспомнил.Но аномалии возможны и безэлектроники. Пример: бензинав баке – на дне, а у винного магазинадорога с уклоном, вот электронасоси оголялся... Но если позже мотор заводился, то как? Итак, аномалии забавны,но уж очень редки.А что в нашей почте не про лукавого? Некоторые довольно толковорассказали о проблемах с карбюратором. Но у «Логана» впрыск, тут«травящей иглы поплавковой камеры»нет. А вот на редкость изящная идея:«С коньяком старик приносил в салонзапах из винного отдела, и алкогольныйдатчик это улавливал. Когда запахулетучивался, мотор заводился». Ещеодна теория: «После 10-минутногоостывания создавалась крайне неблагоприятная картина температур» – одничасти горячие, другие почти остыли.Показания датчиков сбивают ЭСУДс толку – мотор плохо заводится...В принципе, очень интересная версия.Даже жаль, что сегодняшняя ЭСУДуже избавлена от подобных проблем –исправный «Логан» в нормальныхусловиях заводится легко.А неисправный? В ситуациях вродеописанной нужно начинать с поискане экзотических неисправностеймашины, а наиболее типичных – какправило, простых и знакомых. Хорошоизвестны, например, отказы форсунок из-за плохого топлива. Цитируемпобедителя: «...вполне возможна негерметичность одной из топливных форсунок. Незаметная при работе двигателя,она проявлялась после его выключения:ЗАДАЧА № 51О СИЛЕ ЧУВСТВА«Еще в автошколе учили: тормозидо поворота, а не в повороте. Преподаватель пытался это обосновать, что-тоговорил насчет сил и трений, но я, есличестно, скучал. Сегодня на отсутствиеопыта не жалуюсь! На ЗИЛах, ГАЗах,МАЗах и КамАЗах тормозил и на любыхповоротах, и в любую погоду, летоми зимой. По-моему, главное – хорошочувствовать машину, теорию пустьучат те, кому это интересно. Несогласные пусть докажут, что я не прав».Вот такое письмо мы получилииз Красноярска. Хотите прокомментировать?Ответ с пометкой «Конкурс»отправьте до 1 мая 2012 года по адресу:107045, Москва, Селиверстов пер., 10,или по e-mail: [email protected]. Укажите вашконтактный телефон или иной способбыстрой связи.ПРИЗ!пока в рампе оставалось давление,бензин капал во впускной коллектори начинал испаряться. Но в первуюминуту паров мало – мотор заводитсялегко. А минут через десять, пока дедбегал за коньяком, бензина натекалов коллектор столько, что без основательной продувки мотор не заводился.При долгой стоянке давление в рампеисчезало, течь прекращалась, попавший в коллектор бензин успевал испариться – и мотор заводился легче».Автомобиль именно с такой неисправностью недавно побывал в нашемтехцентре. На графике показываемпримерный ход событий. Послевыключения зажигания, прекращенияработы насоса и форсунок коленвалне клинится мгновенно. Он еще успевает немного провернуться по инерции,в цилиндры поступает воздух. Дажепосле такой короткой продувки в коллекторе – практически чистый воздух.Коэффициент избытка воздуха в смеси(показатель λ) уходит к облакам! Но вотпервая капля бензина из неисправнойфорсунки попала на горячие детали…Перед впускным клапаном «больного»цилиндра образуется облачко пара.Течь продолжается, облачко расширяется – и постепенно распространяется по объему коллектора. Но принебольшой утечке ситуация с повторным пуском мотора через минуту ещене критическая: λ в норме. Эту бедузаметит не каждый. Вот когда форсунка льет ручьем, картина другая. Этонарушает работу мотора – и не можетостаться незамеченным. Но если послеостановки мотора пройдет минутдесять, то и слабая утечка может создать такую богатую смесь, которуюискра не зажжет; а ведь и форсунки своедобавят! Перед пуском придется искусственно продувать двигатель. Думаем,старичок это делать умел. Ну а послеполучасовой стоянки смесь в коллекторе, остывая и стремясь уменьшитьобъем, будет понемногу, через зазорыдросселя, подсасывать воздух. Пускмотора вновь нормализуется.Благодарим участников конкурса.Поздравляем Ярослава Волковас победой.218 За рулем 04/2012218_Konkyrs 04.indd 21809.03.2012 16:30:39