214
215
СПОРТ | ИЕРАРХИЯ ГОНОЧНЫХ ФОРМУЛЛЕСТНИЦА В НЕБОВ сложной классификации европейскихформульных серий разобрался Сергей Зиновьев.Формула‑1Шасси: оригинальное у каждой команды.Моторы: V8, 2,4 л, свыше 800 л.с.Официальный чемпионат мира FIA, абсолютная вершинаформульного мира по мощности двигателей, стоимостиавтомобилей и участия в чемпионате.МСРЕДНИЙ КЛАСС(возрастная категория: 19–24)Формула‑3Шасси: «Даллара», «Лола» и др.Моторы: 2,0 л, до 240 л.с. («Мерседес», «Фольксваген», «Тойота» и др.).Вероятно, самый массовый класс в мире. Помимо многоэтапнойЕвросерии проходят чемпионаты Великобритании, Франции, Германии,Италии, Финляндии, а также престижные разовые гонки «Мастер Ф‑3».В когорте победителей Евросерии – Л. Хэмильтон, П. ди Реста, Р. Грожан,Н. Хюлькенберг.«ШКОЛА»(возрастная категория: 15+)Серия GP2 (Grand Prix 2)Шасси: «Даллара».Моторы: V8, 4,0 л, 612 л.с. («Рено»).Статуса FIA не имеет, но считается кузни‑цей кадров для Формулы‑1. Этапы прохо‑дят совместные с нею. Славится неоправ‑данно высокой стоимостью участия. Сериювыигрывали Н. Росберг, Л. Хэмильтон,Т. Глок, П. Мальдонадо, Н. Хюлькенберг,Р. Грожан.МЛАДШИЙ КЛАСС(возрастная категория: 17–21)ногообразие гоночных формул в Европе несколькодезориентирует. Например, что круче – F2 или AutoGP? Какой класс и турнир предпочтительнее длявчерашнего картингиста? Откровенно говоря, дажесоставив такую схему, во всем не разберешься. Тем более чтов ней уместились не все формулы Старого Света, а лишь самыезначимые. Кстати, во многих нынче стартуют россияне – ихоколо двух десятков.Формула-«Абарт» (Abarth)Шасси: «Татуус».Моторы: 1,4, турбо, 180 л.с. («Фиат»).В этом году дебютирует в России подназванием Формула-Russia. ПроводитсяЕвросерия и чемпионат Италии.Ходят слухи о переименовании в GP4.Победителем Евросерии был нашС. Сироткин.Формула-«Рено 3,5»Шасси: «Даллара».Моторы: V8, 3,4 л, 530 л.с. («Зетек»).Главный турнир Мировой серии«Рено». Фактически дает пилотамвсе необходимые навыки для дебю‑та в Формуле‑1. В серии побеждалиР. Кубица, М. Алешин.Формула‑2 (FIA Formula Two)Шасси: «Вильямс».Моторы: 1,8 л турбо, система «овер‑буст», 425–480 л.с. («Ауди»).Официальный чемпионат FIA, учреж‑денный три года назад в качествепрямого потомка Формулы‑3000. Средипилотов пока не очень популярен.Формула-«Рено 2,0»Шасси: «Татуус».Моторы: 2,0, 210 л.с. («Рено»).Прямой и главный конкурент Ф‑3 по части массовости,младший класс Мировой серии «Рено». Подходит длядебюта после картинга. Имеет филиалы в виде наци­ональных и региональных чемпионатов. Победителямистановились Ф. Масса, К. Кобаяши.Формула-БМВШасси: «Мигейл» (Mygale).Моторы: 1,2 л, 140 л.с. (БМВ).Очень популярна в Германии, многиекартингисты начинают формульнуюкарьеру в чемпионате ADAC, которыйвыигрывали Т. Глок, Н. Хюлькенберг,С. Феттель.Формула-«Рено 1,6»Шасси: «Татуус».Моторы: 1,6 л, 150 л.с. («Рено»).Существует только в виде наци­ональных чемпионатов, напримерво Франции.214 За рулем 06/2012214-215_Vse Formula.indd 21411.05.2012 14:22:18 АМЕРИКАНСКАЯСИСТЕМАВ США все намного проще,чем в Европе. Классов немного,и они четко выстроены по мощ‑ности моторов. U.S. F2000 –гонки поддержки у серии «СтарМазда». Молодым пилотампонятно, куда стремиться. Если,конечно, нет желания попастьв Формулу‑1.IRL IndyCarШасси: «Даллара».Моторы: V8, 4 л, свыше 700 л.с.(«Шевроле», «Хонда», «Лотос»).Формула-«Инди» (чемпионатCART) ведет свою историю с начала XX века, и сейчас, после объ­единения серий IRL и ChampCar, этоглавный турнир для обеих Америк.IRL Indy LightsШасси: «Даллара».Моторы: V8, 3,5 л, 420 л.с. («Инфинити»).Вторая лига главной американской фор‑мулы, где набираются опыта таланты.Существует с 1986 года. Гонки проходятсовместно с IndyCar.Auto GPШасси: «Лола».Моторы: V8, 1,8 л, 550 л.с. («Зетек»).То, во что с годами превратиласьФормула‑3000. Ныне используетмашины разорившейся серии А1 GP.Одним из победителей серии былР. Грожан.Формула-«Мазда»(Star Mazda)Шасси: Star Race Car.Моторы: 1,3 л, 250 л.с.(«Мазда»).U.S. F2000Шасси: «Ван Диемен».Моторы: 2,0 л, 170 л.с.(«Мазда», «Форд»).КАК ОНИ ШЛИСерия GP3Шасси: «Даллара».Моторы: 2,0 л, 280 л.с. («Рено»).Турнир из числа самых моло‑дых, фактически готовит пилотовк переходу в GP2, этапы проходятсовместно с европейскими Гран-приФормулы‑1.Внимательно изучая карьеры звезд Формулы‑1, приходишьк мысли, что одни добыли славу трудом и упорством, а некоторымв какой-то момент просто повезло. Это, впрочем, ничуть не умаляетих гоночного таланта.Л. ХЭМИЛЬТОН20012002200320042005200620072008Формула-«Рено 2,0» UKФормула-«Рено 2,0» UKФормула-«Рено 2,0» UКФормула‑3 ЕвросерияФормула‑3 ЕвросерияGP2Формула‑1 «Мак-Ларен»Формула‑1 «Мак-Ларен»5‑е место3‑е месточемпион5‑е месточемпиончемпион2‑е месточемпионФ. АЛОНСО1999200020012002200320042005Формула-«Ниссан»*Формула‑3000Формула‑1 «Минарди»Формула‑1 «Рено»Формула‑1 «Рено»Формула‑1 «Рено»Формула‑1 «Рено»*Прародитель современной «Рено 3,5».В. ПЕТРОВС. ФЕТТЕЛЬФормула-«Форд»Шасси: «Форд».Моторы: 1,6 л, 165 л.с. («ФордЭкобуст»).Один из старейших классов, разбро‑сан по всему миру, но в Европе уцелеллишь в Великобритании, Бенилюксеи скандинавских странах, хотя разыг­рывают и Еврокубок. Желая оживитьпроцесс, «Форд» представил машину2012 модельного года.200320042005200620072007200820092010Формула-БМВФормула-БМВФормула‑3 ЕвросерияФормула‑3 ЕвросерияФормула-«Рено 3,5»Формула‑1 (7 гонок)Формула‑1 «Торо Россо»Формула‑1 «Ред Булл»Формула‑1 «Ред Булл»2‑е месточемпион5‑е место2‑е место5‑е место14‑е место8‑е место2‑е месточемпиончемпион4‑е место23‑е местотест-пилот6‑е место4‑е месточемпион2003 Формула-«Рено 2,0» UK (зима)2004Формула-«Рено 2,0»2005Формула‑1600 RUS*2006 Формула‑3000 Евросерия2007GP22008GP22009GP22010Формула‑1 «Рено»2011 Формула‑1 «Лотос Рено»4‑е местоотдельныестартычемпион3‑е место13‑е место7‑е место2‑е место13‑е место10‑е место*Ныне не существует.За рулем 06/2012 215214-215_Vse Formula.indd 21511.05.2012 14:22:22