195
ЭКОНОМИКА | СТРАХОВКА И НАЛОГНЕ В КОНЯ КОРМПри расчете стоимости страховки и транспортного налога в нашейстране используют внесистемную единицу – лошадиную силу. Как этосказывается порой на кармане потребителя, выяснялаЮлия Тер-Мкртичьян.Мы уже рассказывали, чтов разных странах «лошади»обладают разной силой (ЗР,2011, № 11). Напомним, самыемощные живут в Америке и Англии(1 л.с. = 745,7 Вт), а хилые – в Азиии большинстве европейских стран,включая Россию (735,5 Вт). Так сложилось из-за разных подходов к методикерасчета. Казалось бы, что здесь особенного? Уживаются ведь футы с фунтами в одной конструкции и метрыс граммами – в другой. Так-то оно так,но есть один подвох.Как известно, любой автомобиль,поставляемый на наш рынок, обязанпройти сертификацию. Одним из пунк­тов является перевод мощности двигателя из киловаттов в лошадиные силычерез коэффициент 1,35962. Но официально этот коэффициент нигде не прописан, поэтому его округ­ляют до второго знака после запятой. То есть, щадясвои калькуляторы, умножают киловатты на 1,36. А вдобавок еще и конечный результат округляют в большуюсторону. Например, 100,61 л.с. приравнивают к 101 л.с. («Форд-Фокус II»с двигателем Zetec-SE, 1,6 л, 74 кВт).Не беда, что в результате пересчетавместо, например, 98 л.с. получится99, – заплатите лишних 7 рублей в годтранспортного налога (по московскимтарифам). А если вместо 100 окажется101? Тогда извольте перейти в следу­ющую категорию, где ставка с одной«лошадки» уже 20 рублей. Переплатаза год составит уже 1320 рубликов,ОСАГО подорожает на 873 рубля18 копеек, а каско – на 1551 рубль.Итого без малого 3745 рублей из-залишней «лошади»! Согласитесь, выглядит нелепо. (Данные для некоторыхавто приводим в таблице.)Россия осталась чуть ли не единственной страной в мире, где длярасчета транспортного налога используют лошадиные силы. В прошломв некоторых европейских странах(Великобритания, Германия, Бельгия,Франция, Испания) размер налогазависел от мощности двигателяв лошадиных силах, но впоследствииэти страны отказались от такой практики. Например, Великобританиявключила налог в стоимость топливаеще в сороковые годы прошлого столетия! В США транспортный налогизначально был включен в стоимостьтоплива, а, скажем, в Германии и Японии учитывают объем двигателя. В техстранах, где все же исходят из мощности, – например, в Бельгии, Франции,Испании, – ее учитывают в киловаттах. Даже наши ближайшие соседиУкраина и Белоруссия не используютлошадиные силы в своих расчетах(на Украине транспортный налогзависит от объема двигателя, а в Белоруссии он включен в стоимостьтоплива). Так называемая фискальнаялошадиная сила (сheval fiscal) сохранилась как пережиток прошлого лишьво Франции – но используется толькодля расчета стоимости техосмотра(авто возрастом от четырех до десятилет проходят ТО каждые два года,а старше 10 лет – ежегодно).Несложно догадаться, что российская практика расчета выгоднанашим налоговым органам и страховым компаниям. По самым скромнымподсчетам, на одном только «Фокусе»с мотором 1,6 л (101 л.с.) за периодс 1999 года казна пополниласьна 165 млн. рублей. Разве государствооткажется от такого куша?А ведь поставляемую на российский рынок модель производительдорабатывает под наши условия: ставит более емкую батарею, усиливаетподвеску и зачастую перепрошиваетконтроллер двигателя для уверенногопуска в холода. Что мешает при этомснизить мощность, приняв во внимание, что у нас пересчитывают киловатты в лошадиные силы? Именнотак поступила, например, компания«Хонда» (см. таблицу).СУММЫ ПЕРЕПЛАТЫ ЗА НЕКОТОРЫЕАВТОМОБИЛИМарка и модельМощность, кВт/л.с. Переплатапо транс­ Переплатав Европе в России портному по ОСАГО*налогу«Форд-Фокус»74/100«Опель-Астра»74/100«Хёндай-Акцент» 75/100«Шкода-Октавия» 75/100«Тойота-Старлет» 183/24874/10174/10175/10275/102183/251132013201340134019 050873,18873,18873,18873,180*В случае, если к управлению транспортным средством допущен один водительв возрасте до 22 лет, со стажем вождения менее трех лет, ранее попадавшийв аварии.СНИЖЕНИЕ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙНЕКОТОРЫХ МОДЕЛЕЙ «ХОНДА»ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКАМодель«Аккорд»«Пилот»«Джаз»Мощность, л.с.допослерестайлингарестайлинга201257101200249100Экономияна транс­портномналоге306018751320За рулем 06/2012 195195_SILA.indd 19511.05.2012 14:24:20