162
163
164
ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯ«БОШ» БОРЕТСЯ СО СНОМДолгая монотонная дорога или нудное стояниев пробках – и вот она, сонливость, тут как тут.Нечего и говорить, cколь опасен даже секундныйпровал в объятия Морфея: на шоссе они легкомогут стать смертельными! Предотвратить угрозудолжны системы, наблюдающие за состояниемводителя: в нужный момент они предложат сделать паузу на чашечку кофе или полчаса сна.Разница между устройствами заключаетсяв типе сенсоров и алгоритме обработки сигналовот них. Например, можно следить за веками илихарактером движения глаз. А популярные в автомагазинах приборы «Антисон» и вовсе включаюттревогу, когда меняется проводимость кожис накоплением усталости. Но, оказывается, можнообойтись и без дополнительных датчиков, еслиавтомобиль оборудован электроусилителем руляили системой динамической стабилизации. В этомслучае сенсор угла поворота баранки уже присутствует и его сигнал можно интерпретировать какиндикатор усталости водителя.Оказывается, у водителя, которого одолеваетдремота, меняется мелкая моторика, движениярулем становятся менее точными, приходитсячаще корректировать траекторию. Весьма типичен случай, когда в течение некоторого времени  Дело к ночи,машина завиляла –пора остановитьсяна отдых!ПРУЖИНЫ СТАНУТ ЛЕГЧЕСкоро стальные пружины подвески уйдут в прошлое: компания «Согефи» (Sogefi) научиласьделать их из… пластмассы! Речь идет о композитном материале, усиленном стекловолокном.Написать это предложение было куда проще, чемпридумать и освоить технологию. Итак, основойновой пружины служит стержень из пропитанногоэпоксидной смолой витого стекловолоконногоканата диаметром всего в пару миллиметров.На него специальная машина навивает волокнапод углом 45° – то в одну, то в другую сторону.Таким образом, торсионные напряжения в получившейся струне превращаются в растягивающие  Пластиковыепружины справятсерийную премьеруна «Ауди-R8 e‑tron».руль неподвижен, а затем вдруг рывком поворачивается на небольшой угол. К этой информацииконтроллер добавляет данные о длительностипоездки, равномерности движения, работе поворотников и времени суток. В итоге рекомендацияпередохнуть от новой системы «Бош», серийнойна «Фольксвагене-Пассат Олтрак», поступает какраз вовремя.или сжимающие усилия этой навивки. Затем ещемягкая будущая пружина навивается на сердечникиз легкоплавкого металла. В печи, при температуре100 °C, пружина затвердевает и обретает упругиесвойства, а сердечник плавится и вытекает из нее.Что же имеем в итоге? Красивую, нержаве­ющую и более толстую на вид пружину, котораялегче стальной на 40, а то и 70%. Например, для«Ауди-А4» она весила бы 1530 г вместо сегодняшних 2660 г. А это экономия топлива автомобилеми… заводом-изготовителем пружин: новая технология втрое-впятеро менее энергозатратна, чемтрадиционная. И компания-разработчик оченьгордится тем, что будет выбрасывать в атмосферуна 0,5 г меньше СО2 с каждой желтой, красной,зеленой и т. п. пружины!162 За рулем 06/2012162-164(1_2V)_Novinki6.indd 16211.05.2012 13:35:08 Колесную формулу 4×4 применительно к мер‑седесовскому спорткару SLS AMG E‑Cell можноинтерпретировать и так: четыре колеса и четыремотора. Такое шасси разработано в британскомБриксуорcе и найдет свое воплощение в огра‑ниченной серии, которая выйдет на рынокв 2013 году. Индивидуальные электромоторыдля каждого из колес расположены в переднеми заднем мостах и развивают в общей сложности533 л.с. и 880 Н.м крутящего момента. Так чторазгон до сотни за 4 с для этого электроболида –вполне реальная динамика. Но главное, на чторассчитывают разработчики, – возможность абсо‑лютно гибко регулировать распределение тягипо колесам, чего пока не могут самые совершен‑ные системы стабилизации ESP.Высоковольтные литиево‑ионные батареиэнергоемкостью 48 кВт.ч разместились в цен‑тральном туннеле кузова и оснащены жидкостнымохлаждением. Еще два контура охлаждения пред‑назначены для самих электромоторов и силовойэлектроники. Любопытно, что при экстремальновысокой температуре батареи дополнительноохлаждаются… климатической установкой. Ведьлучше вспотеть, чем взорваться.На правах рекламыНА ЧЕТЫРЕХ МОТОРАХ  Вид на электрошасси сзади. Хорошо видны батареи, установленныев туннеле.  Один из электро­моторов со снятой крышкой.162-164(1_2V)_Novinki6.indd 16311.05.2012 13:35:10 ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯМАССАЖ КАК БОНУСНовый «Кадиллак-XTS» предупредит водителяоб опасности, «помассировав» ему определенныечасти тела. Речь идет о новой системе CadillacSafety Alert Seat, в которой вибрации подушкисиденья служат сигналами о потенциальныхугрозах.Например, если автомобиль уходит с полосыдвижения вправо или влево без включения поворотников, то задрожит соответственно правая илилевая ягодица. При опасном сближении с препятствием спереди или сзади при парковке вибрируетпередняя часть сиденья или задняя. Ну а еслизадрожала вся подушка, значит, угроза подступиласо всех сторон!«Это как если бы кто-то похлопывал васпо плечу, чтобы привлечь внимание в толпе, –говорит Раймонд Кифер, технический специалистпо системам активной безопасности «Джи-Эм». –Использование тактильных ощущений дляпредупреждения об угрозе столкновения – эффективный и интуитивно понятный способ передачи сигнала, пробивающий завесу визуальнойи аудиоинформации, которой водитель и так перегружен». А о полезности новой опции для слабо­слышащих уже не говорим.В меню настроек системы можно выбрать тактильные сигналы для дублирования самых разныхзвуковых или визуальных индикаторов. Взять,к примеру, парктроник. С помощью видеокамерводитель видит происходящее вокруг автомобиля,а на 8‑дюймовый ЖК-экран выводятся указания системы. Когда автомобиль движется назад,сиденье генерирует несколько резких импульсовс обеих сторон подушки при первичном обнаружении препятствия, а после этого – повторныеНА ВЗЛЕТ!Он наконец взлетел и даже прошел все необходимые сертификационные испытания – нидерландский автолет PAL-V (Personal Air andLand Vehicle). Долой пробки, даешь взлетнуюполосу! Она, кстати, нужна совсем короткая –всего 165 м, причем сойдет и ровная лужайка.А для приземления хватит и вовсе 30 м, причем посадочная скорость всего 50 км/ч. Это  Гроза пробок на дороге…  …и в воздухе.  Чтобыпомассироватьлевую ягодицу,надо выехатьна встречнуюполосу. Шутка.импульсы по мере приближения к нему. Одновременно система отслеживает приближениеавтомобилей, движущихся сзади в поперечномнаправлении, реагируя на них вибрациями левойили правой частей подушки сиденья.означает, что для получения необходимых навыков будущему шоферу-пилоту понадобится лишь20–30 часов тренировок.Двухместная машина – это не самолети не вертолет, а нечто среднее под названиемавтожир. Вместо крыльев подъемную силусо­здает несущий винт, который раскручиваетсяне мотором (он здесь, кстати, бензиновый, мощностью 230 л.с.), а набегающим потоком воздуха. Поэтому для взлета 680‑килограммовогоаппарата и нужен разбег. Тягу создает толкающий пропеллер, расположенный сзади. При ездепо дорогам несущий винт складывается и автолетумещается в габариты 4×1,6×1,6 м. В этом режимезапаса топлива хватает на 1200 км, которыеможно проехать со скоростью до 180 км/ч. Динамика тоже впечатляет: всего 8 с до сотни.Ну а что в воздухе? Скорость больше не становится, а вот расход топлива увеличивается, такчто пролететь удастся лишь 350–500 км, в зависимости от загрузки.Ну так что, в авиасалон за новинкой? Придется подождать, пока разработчики найдутинвестора, готового финансировать освоениепроизводства. Машина, однако, настолько инновационная, что оценить будущий спрос довольносложно.164 За рулем 06/2012162-164(1_2V)_Novinki6.indd 16411.05.2012 13:35:11