208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
VOLKSWAGEN PQ35 PLATFORMСПОРТ | ДРАЙВ8«АудиRS3»7«СЕАТЛеон FR»Смотрите на iPad:кто быстрее?Такого у нас еще не было: восемь горячиххэтчбеков, построенных на одной платформе,собрал на «Смоленском кольце» Вадим Никишев.Беспрецедентный тест запечатлел Георгий Садков.ГОЛЬФЫНА РАЗНЫЕНОГИ208 За рулем 07/2012208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 20807.06.2012 12:59:56 Солнце перевалило зенит,а мы, несмотря на раннийстарт, не осилили и половины машин – уж больновнушительный получился список.Загибайте пальцы: родоначальникжанра «Фольксваген-Гольф GTI»мощностью 211 л.с. и его 235‑сильная юбилейная версия, приуроченная к 35‑летию первого немецкогохот-хэтча. Близкий родственник«Сирокко» тоже выдает 211 «лошадок». У «Шкоды-Октавия RS» чутьменьше, «всего» 200 л.с.,– это«СЕАТЛеон Купра»«ФольксвагенГольф R»4самый слабый автомобильв октете. Мощнее и «СЕАТ-ЛеонFR» – опять 211 л.с., и 240‑сильная «Купра», а у полноприводного«Фольксвагена-Гольф R» с того жеобъема сняли 256 л.с.! И быть быему заводилой, но мы нашли другой хедлайнер – «Ауди-RS3». Разумеется, «кваттро». Восемь машин,вдвое больше замеров – успеть быдо темноты…Стоп. А почему тестовых сессий так много? Все просто: преждевсего мы решили оценить хэтчина штатной резине, предусмотренной заводом-изготовителем. Ведькаждый «стоковый» автомобиль –сбалансированный результат трудамногих и многих специалистов,которые при доводке рекомендуютопределенный вид шин. А потомустановили единый мерный комплект. Покрышки «Федерал» модели595R-SR (размерность 225 / 45R17)относятся к серии «Экстрим Перфоманс»: они более цепкие, чем обычные дорожные шины, и лишьнемного недотягивают до псевдо­сликов. Но всего замеров мы сделали не шестнадцать, а пятнадцать:«ШкодаОктавия RS»2 3«ФольксвагенСирокко»1«ФольксвагенГольф GTIЭдишн 35»«ФольксвагенГольф GTI»65на «Ауди» с его гигантскимитормозами 17‑дюймовые колесане налезли.«Эталонную» резину смонтировали на оригинальные кованыедиски GTI W12 650, изготовленныепо спецзаказу GTI-клуба,– этиколеса массой менее 8 кг в классическом стиле «джи-ти-ай»прекрасно подошли для нашихцелей. И пока очередной хотхэтч наматывал зачетные круги,ребята из любительской гоночнойсерии RHHCC (Russian Hot HatchClub Championship) отрабатывали тактику пит-стопов, меняяна следу­ющей машине колеса.Без их помощи наш тест вообщене состоялся бы: пять машиниз восьми – частные. В России,похоже, прижилась философиягорячих хэтчбеков: люди ездятна этих машинах каждый деньи десять раз в сезон встречаютсяна профессиональных трассах.Вот уже три года серия собираетсотни любителей быстрой езды,–неудивительно, что найти подходящие машины мы смогли именноу завсегдатаев трек-дней.За рулем 07/2012 209208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 20907.06.2012 13:00:05 | ДРАЙВVOLKSWAGEN PQ35 PLATFORMВРЕМЯ КРУГА*1,52.4*На шинах «Федерал 595R-SR».  Версия «Эдишн 35» отличаетсяот обычного GTI декором панели и дверей,накладками на пороги, красной строчкойна ремнях безопасности.  Обивка из микрофибры – отличительная особенность оригинальных сидений,равно как и логотип 35 на их спинках.Нареканий к посадке нет.  Заветной кнопкой систему стабилизациина «Эдишн 35» (в отличие от обычного GTI)можно отключить.1«Фольксваген-Гольф GTIЭдишн 35»Примечательно, что в юбилейной версии «Фольксваген» отдал предпочтениестарому мотору ЕА113: его характерчуть живее, но главное – возможностейпрограммной форсировки гораздобольше. Выбрав эту машину, покупатель сможет легко повысить отдачусил на пятьдесят! Звук мотора громче,но навязчивее: на высоких оборотах онскорее надоедает, чем будоражит.Но и со своими 235 л.с. «исполнение 35» отыгрывает у простого GTIбольше секунды, отчасти благодаряперенастроенной подвеске. Шестиступенчатый робот с двумя сцеплениямитут такой же, а вот электронику можноотключить полностью – редкостьдля современных горячих хэтчбековконцерна.На обоих «гольфах» озадачилтормозной привод: выбрав свободныйход, педаль словно упирается, а затемпроваливается в пол, пробуждая антиблокировочную систему.  Селектор робота тут иной формы –напоминает шар для гольфа. Видимо,модель чаще ассоциируют с этой игрой,а не с изначально геоклиматическимименем, образованным от Гольфстрима.  Спортивный подход, присущий «юбилейному изданию», чувствуется в здоровом минимализме: проще графика трипкомпьютера, нет датчиков света и дождя,зеркало без автозатемнения.  Это классические диски,по которым проще всего опознать мощные «гольфы».Дизайн повторен в кованыхколесах GTI W12 650, сделанныхна заказ,– их масса всего 7,9 кг!210 За рулем 07/2012208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 210Время круга* 1,52.407.06.2012 13:00:16 ВРЕМЯ КРУГА*1,54.9*На шинах «Федерал 595R-SR».  Отличительная особенность «Сирокко» –установленные ниже, чем в «гольфах», сиде‑нья. Такая посадка упрощает пилотирование,меньше нагружая вестибулярный аппарат.  Расположение фиксатора на лобной частиселектора – не самое удачное решение. Сам6‑ступенчатый агрегат работает так же, какна остальных машинах: быстро скачет вверх,осторожничает в ручном режиме.  Комбинация приборов аналогична той, чтоу «Гольфа GTI»,– с разметкой до 280 км / чи красной зоной тахометра от 6000 об / мин.Но колодцев вокруг шкал нет.2«Фольксваген-Сирокко»Кованые, а не штампованные рычагипередней подвески, алюминиевыеопоры подшипников вместо стальных…«Сирокко» отличается от «Гольфа»лишь деталями. Но поведение менееспортивное: в салоне тише, реакции мягче. Поворачиваемость болеенейтральная, чем у GTI,– а вот привод тормозов такой же странный.Однако, несмотря на вышесказанное,«Сирокко» воспринимается как боец –за это спасибо более низкой посадке,иным креслам и спартанскому интерьеру. Парадокс: для дорог общегопользования он подходит в большей степени, чем «Гольф GTI»,– ноесли не смотреть на секундомер, тои по ощущениям на автодроме купене хуже.За рулем 07/2012 211208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 21107.06.2012 13:00:22 | ДРАЙВVOLKSWAGEN PQ35 PLATFORMВРЕМЯ КРУГА*1,56.0*На шинах «Федерал 595R-SR».  Еще один признак ставки на практич‑ность, а не на драйв – комфортные сиденьяс кармашками для мелочовки. Хот-хэтчна каждый день – это «Шкода».  Салон 200‑сильной «Шкоды-ОктавияRS» мало чем отличается от салонов менеемощных модификаций. Соответственнои практические качества не пали жертвойспортивности.  Своя изюминка в оформлении приборовесть и у «Шкоды» – это радиальная оциф‑ровка шкал, которая не так удобна, какна моделях с горизонтальным шрифтом.3«Шкода-Октавия RS»Самая медленная, но и наиболеепокладистая машина. Баланс междудинамикой, настройкой шасси и тор­мозов практически идеальный. Оченьправильное поведение на кольце, ней­тральная поворачиваемость, ожида­емые реакции… А если в зачет принятьпрактичный кузов и огромный багаж­ник, то «эрэска» становится безогово­рочным лидером. Но с позиции драйваона далеко не первая: те же претензиик коробке с двумя сцеплениями DSG,бдительная электроника, которуюневозможно усыпить, ровная харак­теристика мотора и гражданский звуквыхлопа. И какие ни устанавливалишины, характер почти не менялся.  Единственныйавтомобиль в тесте,у которого рульне подрезан снизу,–при скоростномрулении это благо.Но неотключаемаяэлектроника вряд лидопустит ситуацию,в которой оно потре‑буется.  Робот здесь шестиступенчатый, с двумясцеплениями в масляной ванне. Передачина разгоне переключаются мгновенно,на торможении помогать двигателем короб‑ка не позволяет.212 За рулем 07/2012208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 21207.06.2012 13:00:28 ВРЕМЯ КРУГА*1,53.4*На шинах «Федерал 595R-SR».  Анатомические сиденья с прорезьюпод подголовником намекают, что автомобиль можно оснастить многоточечными ремнями безопасности.  В салоне горячего «Леона Купра» по сравнению с «теплым» FR больше спортивныхноток – есть металлические накладкина педали и площадка для отдыха левойноги.  При всей схожести интерьеров понять,в какой машине находишься, можно дажестоя на месте: название модификации отмечено между спицами руля.  Единственный в нашем соревнованииавтомобиль с механикой позволял рассчитывать на отличное время прохождениякруга. «Купра» не в лидерах, но благодаря«ручке» управляться с ней проще.  Штатные «Пирелли» 225 / 40R18 лучшешин той же модели, но на дюйм меньше.Большего размера тормозные механизмыс колодками «Феродо» не такие аморфные.4«СЕАТ-Леон Купра»«Купра» подкупает присутствием честной механической трансмиссии – единственная в октете машина с «ручкой»!И пусть время не рекордное, но кайфана этом «Леоне» получаешь сполна. Тути разгон воспринимается ярче, и торможение двигателем эффективнее.Замедляться на этой «Купре»проще: «плавание» педали почти незаметно, а торможение интенсивнееблагодаря большим, как у «Гольфа R»,механизмам и колодкам «Феродо».Однако «испанцу», как и большинствудругих мощных машин с переднимприводом, на выходе из поворота явноне хватает честного «самоблока». Егоэлектронная имитация XDS почтине влияет на поведение автомобиля.За рулем 07/2012 213208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 21307.06.2012 16:57:04 | ДРАЙВVOLKSWAGEN PQ35 PLATFORMВРЕМЯ КРУГА*1,52.7*На шинах «Федерал 595R-SR».  Даже в самом мощном, комфортном и хорошо оснащенном «Гольфе R» нет электроприводов водительского сиденья – это опция.  Рулем на «эрке» приходится работать много,но очень аккуратно: полноприводная трансмиссия настроена на безопасную, а не активнуюезду, так что заправить «Гольф R» в поворот  непросто. И снова нюансы: выполненныйиз мягкого фактурного пластика интерьер«Фольксвагена-Гольф R» по ощущению качества обгоняет и «леоны», и даже на две третиболее дорогой «Ауди-RS3»!5«Фольксваген-Гольф R»Самый комфортный и, пожалуй, наименее азартный автомобиль – почтиточная копия «Ауди-S3» (ЗР, 2009,№ 12). Мощное и ровное ускорение,хорошая шумоизоляция, комфортныеподвески – на нем приятнее всегоатаковать поребрики. Выхлоп радуетслух насыщенным и нераздражающимзвуком.Недостаток тот же, что у старогоS3: полноприводная трансмиссиязаточена под безопасную, а не активную езду. В каждом повороте молято пощаде передние шины, которыепытается протолкнуть мимо виражаподключенный «Халдексом» задок –что с системой стабилизации, чтобез нее. Удовольствия по сравнениюс GTI на автодроме меньше ровнонастолько, насколько выше универсальность «эрки» при круглогодичнойэксплуатации. Тормоза на кольцетакие же своеобразные, с внезапнымпадением усилия на педали. Возможно, не лучшего качества топливостало причиной заминок турбомоторапри переходе на высшие передачи.Кстати, легко меняемая программауправления (заявленная прибавка –до 308 л.с.) оживила машину и позволила проходить круг на 0,7 с быстрее.  Динамические возможности и полныйпривод – залог того,что в городе литеру Rсоседи по потоку будутнаблюдать именнона корме самого мощного «Гольфа».  Спидометр 256‑сильного автомобиля, которыйс чип-тюнингом развиваетсвыше 300 л.с., размечен аждо 300 км / ч.  Робот DSG допускал заминкипри переходе на высшие передачи,– скорее всего, это реакциясилового агрегата на посредственное топливо.214 За рулем 07/2012208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 21407.06.2012 13:00:40 ВРЕМЯ КРУГА*1,53.6*На шинах «Федерал 595R-SR».  Как и на «Ауди-RS3», кожаные сиденья«Гольфа GTI» выглядят богато, но для активной езды предпочтительнее иная обивка.  АббревиатураGTI, «гран туризмоинджекшн», сталаименем нарицательнымв классе хот-хэтчей.  Всё то же, всё там же: «Гольф GTI» радуетвыверенной эргономикой и добротнымиматериалами.  Частный автомобиль пробежал без малого30 000 км,– за это время шасси подустало,  и машина воспринимается чуть менеесобранной, чем юбилейная пятидверкана спортивной подвеске.  В европейских версиях помимокнопок парктроника и системы стабилизации у селектора коробки встречается клавиша режимов электронноуправляемого шасси. Но в Россию такиемашины официально не поставляются.  Педаль тормоза при интенсивном торможении внезапно проваливается, пробуждаяABS, но замедление при этом почти не страдает,– к самим механизмам претензий нет.6«Фольксваген-Гольф GTI»Родоначальник жанра запомнилсяобразцовыми переднеприводнымиреакциями. Едва заметный сносна входе в поворот, уверенный держакна дуге, приятный занос под сбросгаза. Система стабилизации полностьюне отключается, однако в рамках разум­ных скольжений ее услуги не назватьмедвежьими. Характер 211‑сильногомотора ровный, но ощущения драйване дарит – как и будничный звуквыхлопа, разбавленный ненавязчи­выми всплесками при переключениипередач. Коробка DSG мгновенно пере­ключается вверх, но в ручном режимене держит выбранную ступень и свое­нравно реагирует на команду понизитьпередачу.За рулем 07/2012 215208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 21513.06.2012 17:55:57 | ДРАЙВVOLKSWAGEN PQ35 PLATFORMВРЕМЯ КРУГА*1,55.1*На шинах «Федерал 595R-SR».  Своим интерьером «Леон» заметноотличается от соплатформенных моделей. Необычная архитектура консолис блоком климат-контроля наверху,пожалуй, даже удобнее.  Посадка практически безупречна, какво всех моделях концерна «Фольксваген».Но в быстрых режимах не хватает поддержки, а ведь смотрится кресло очень внушительно. Зато в городе не утомляет.  Оригинальная комбинация приборовс висящими стрелками – признак испанскоймарки. С рестайлингом в левом окне появилось стандартное фольксвагеновское табломаршрутного компьютера.7«СЕАТ-Леон FR»Машина технически идентична«Гольфу GTI», но уступает ему в скорости. «Экстремальные» шины«Федерал» сгладили недостаточную поворачиваемость, которую FRдемонстрировал на штатных, марки«Пирелли»,– однако прорыва не случилось. Автомобиль послушный, относительно комфортный, но не заводит:та же ровная характеристика мотора,быстрый робот, игнорирующий ручной режим, и неотключаемая системастабилизации. На таком приятнееездить просто по улицам, чем на трекднях,– хотя он годен и для любительских гонок. Но следует заправлятьсяхорошим топливом: бензин с той жеколонки, где кормили «Гольф R», привел к тем же провалам тяги на разгонев пол. А при замедлении снова отмечена характерная особенность соплатформенных машин: стоит разгрузитьсязадним колесам, как тут же хруститантиблокировочная система, а педальпроваливается.  Как же разительноотличается работа гражданской DSG от тех,что стоят на боевых«леонах»! Но и ее можнообучить гоночному алгоритму, сменив прошивку.  Колеса подойдут всемхот-хэтчам платформы,даже моделям с большими тормозными дисками,как на «Леоне Купра»или «Гольфе R». Лишь«Ауди-RS3» стоит особняком.  Кнопка ESPв СЕАТах живетна центральномтуннеле. Увы, толкуот нее чуть: степень заряженностине позволяет отключить электроникуполностью.216 За рулем 07/2012208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 21607.06.2012 13:00:51 ВРЕМЯ КРУГА*  Кожаные сиденья неплохи в ежедневнойэксплуатации, но на «Смоленском кольце»показались слишком скользкими и широкими. Спортивные «ковши» – в списке опций,рекомендуем заказать.  Новый «Ауди-S3» уже виделина «Нюрбургринге», не за горамипоявление и свежего RS3… Но покасалон выдает возраст текущего поколения.1,51.6*На шинах «КонтинентальКонтиСпортКонтакт 5Р».  Если загонять стрелку тахометра за отметку 7000, то салон наполнится будоражащимревом и вибрациями турбо-«пятерки», а темпнабора скорости, кажется, не упадет никогда.«Ауди-RS3»  Семиступенчатая коробкаS tronic, позаимствованнаяу микроавтобуса «Транспортер»,выдерживает до 370 л.с.  и 600 Н·м. В ручном режимеагрегат честно держит выбранную передачу.  Кнопкой ESP можновыбрать спортивный режимсистемы стабилизации,соседняя, с буквой S, меняет звук выхлопа с простоприятного на возбужда­ющий.  Великолепныетормоза с прозрачнымприводом, потрясающейэффективностью и стойкостью к перегревуне влезли в «мерные»колеса. Но штатныешины 235 / 35R19 спереди и 225 / 35R19 сзадиочень цепкие.8Чумовой автомобиль: по сравнениюс остальными – словно профессио‑нальный футболист в дворовом матче.Разгон – песня: под бархатистый рев5‑цилиндрового мотора и живыевибрации пола и сидений губы самирасплываются в улыбке. Максималкана прямой перед поворотом «За рулем»выше на 8 км / ч, чем у ближайшегосоперника! Тормоза принципиальноиные: педаль по‑гоночному камен‑ная, замедление дозируется усилием,а не перемещением. Коробка честнодержит передачу в «мануале», и пороймотор беснуется на отсечке; системастабилизации имеет «гоночный»режим либо отключается полностью.Подвеска жесткая, но энергоемкая.Под тягой «Ауди» норовит сосколь­знуть с траектории носом, но тут жевступает в действие полный при‑вод: в отличие от «Гольфа R» этамашина послушно меняет траекториюпод нажатие или сброс газа, скользявсеми четырьмя даже на сухомасфальте!За рулем 07/2012 217208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 21707.06.2012 17:18:40 | ДРАЙВVOLKSWAGEN PQ35 PLATFORMПОЛЕ ДЛЯ ГОЛЬФАКогда директор автодрома ОлегПетриков, смахивая пот, протестировал половину автомобилей, его сменилдругой мастер спорта – Александр Сотников. Он тоже сотрудник автодромаи на этой дорожке выкатывает стабильные результаты. Тест превратилсяв гонку со временем: в калейдоскопеэпизодов едва успевали записыватьРЕЗИНОВОЕ ВРЕМЯСначала удивился, увидевна «гольфах GTI» и «Октавии RS»прогулочные шины «БриджстоунТуранца ER300» размерностью225 / 45R17. Но оказалось, что онинеплохи на гоночном асфальте:реакции правильные, уводынебольшие. Десяток круговна жаре они продержалисьвпечатления от очередной машиныи проверять данные, которые фиксировал спутниковый измерительныйприбор.Почти все модели отличаютсядруг от друга лишь нюансами. Результаты замеров, особенности поведениямашин и мнения гонщиков – во врезахи в подписях к фото.без заметной потери сцепления.Однако, сменив их на резину«Федерал 595R-SR», предостав‑ленную компанией «Строганови Ко.», сразу сбросил с круга 2,6 с!Штатная резина «Пирелли»(модель P-Zero Rosso) той жеразмерности на «Леоне FR»разочаровала: скольженияначинаются рано, машинаИндекс платформы PQ35 расшифровыва‑ется так: «пассажирская, с поперечныммотором, 3‑го класса, 5‑го поколения».Концерн использует ее и в кроссоверах,и в вэнах, и в спорткупе,– но нас интересо‑вали горячие хэтчбеки. Даже этот сегментпредлагает широкое поле для техниче‑ского творчества.На «Октавии RS», «Гольфе GTI»,«Сирокко» и «Леоне FR» установленодин и тот же мотор EA888. Этот рядный4‑цилиндровый двигатель объемом1984 см³ с четырьмя клапанами на ци­­линдр оснащается турбокомпрессором«Борг-Уорнер К03». В зависимости от про‑граммы управления мощность изменяетсяв диапазоне 180–211 л.с.Его предшественник EA113 при том жерабочем объеме, но большей степенисжатия может комплектоваться таким женагнетателем или, как на тестовых маши‑нах, следующей его моделью – К04.Вариантов форсировки больше: от 170до 271 л.с. В тесте этим мотором осна‑щены «Леон Купра», «Гольф Эдишн 35»и «Гольф R». Причем последний ещеи полноприводный – подключением зад‑ней оси заведует муфта «Халдекс».Она же трудится в «Ауди-RS3»,но мотор в ингольштадтской машинесовсем другой – рядная «пятерка»объемом 2480 см³ благодаря турбонаддувус давлением 1,2 бар развивает 340 л.с.«вываливается» передней осью.Установка «эталонного» ком‑плекта шин позволила отыгратьпочти 3 с.Что любопытно, та же«Пирелли», но размерностью225 / 40R18, которой комплекту‑ется «Леон Купра», этого недо‑статка лишена: критичных сносовне отмечено. И, как под копирку,2,6‑секундное преимуществона покрышках «Федерал».«Сирокко» тоже был обутв «Бриджстоун» – модель «Адре‑налин Потенца RE001». Теорети‑чески шины должны быть лучше«Туранцы», но плохо отбаланси‑рованные колеса тестового авто‑мобиля не позволили в полноймере насладиться их сцепнымисвойствами. Хотя в этом случае«Федерал» обеспечил меньшийвыигрыш – с круга 1,7 с.Шины «Данлоп» (модель SPSport Maxx GT) размерностью225 / 40R18, в которые был обут«Гольф R», потерялись на фонеособенностей самого автомо‑биля. Но это не значит, что ониплохи,– наоборот, выступилировно, нареканий не было.А на своеобразный характер«эрки» не повлиять даже цепким«федералам» – с ними удалосьотыграть лишь 1,3 с.218 За рулем 07/2012208-218_RS3,LEON,GOLF,OCTAVIA.indd 21807.06.2012 17:19:38