158
159
ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯТУННЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТК сожалению, аварии происходят на любых участках дорог, в том числе и на тех, что скрыты глубоко под землей, в туннелях. Само собой, помощьдолжна добраться до пострадавших и в этом случае,но вот к спецавтомобилям предъявляются особыетребования. Если случился пожар, то кислородв туннеле может выгореть и ДВС просто заглохнет(сами спасатели пользуются ранцевыми кислородными приборами). Развернуться в трубе трудно,поэтому крайне необходима возможность двигатьсязадним ходом так же быстро, как и передним.Подобный «тянитолкай» на электротяге разработала немецкая фирма «Циглер». У ее«Меркура»  У «Меркура» нетбагажника, зато аждве водительскиекабины.две равноправные водительские кабины с внутренним переходом между ними. Посередине – спасательный отсек на 12 человек. Разумеется, всем имнужно дышать. Для этого предусмотрены 14 баллонов по 50 л сжатого воздуха каждый, их хватаетна пять часов. Электромоторам (их два, по 95 кВт)для работы воздух не нужен, а заряда (180 А.ч)высоковольтных (300 В) аккумуляторов вполнедостаточно, чтобы забраться в самый длинный туннель и выбраться из него со скоростью до 60 км/ч.Перебежать из одной кабины в другую можно,не теряя времени на какие-либо манипуляции:электроника сама переведет управление в другуюкабину, стоит лишь нажать в ней на газ. Осталосьлишь обеспечить видимость в густом дыму: его«пробивают» камеры тепловизоров.  Если в дымуничего не видно,поможет монитортепловизора.  По этому проходу можно быстропереместитьсяв другую кабину.ПОД ЗВОН БОКАЛОВХрустальный звон издают только целые бокалы.Но стоит появиться трещине, как звук разительноменяется и становится совсем не мелодичным.То же относится к колоколам… и автомобильнымкузовам, выяснили ученые Института теоретической электротехники и микроэлектроники в Бремене. Они разработали систему идентификацииповреждений KESS (Konfigurierbares ElektronischesSchadenidentifikations System). Размещенныена кузове акустические датчики ловят распространяющиеся по нему звуковые волны, а компьютерс помощью специальной программы (она, собственно, и есть ноу-хау) определяет, не появились ли (и где именно!) повреждения лака, металла,стекол. Дефектная зона и вид повреждения отображаются при этом на мониторе. Поскольку новаясистема может быть интегрирована в общую электронную схему автомобиля, всегда можно будетустановить, где, когда и на какой скорости произошел удар, а также выяснить историю появленияболее мелких повреждений.Новая система очень удобна для страховщиков и прокатных фирм. Если испытания покажутее надежность, понятие «скрытые дефекты» уйдетв прошлое. И тайное станет явным.158 За рулем 07/2012158-159_Novinki7.indd 15807.06.2012 11:17:20 НЕПРОСТОЙ «СКАУТ»Это только кажется, что перед нами «ШкодаОктавия Скаут». На самом же деле это электромобиль «Шеффлер Эктив‑е‑Драйв». Электромоторов тут четыре, как и колес, но только дваиз них тяговые, по 142 л.с., а два других, мощностью по 6,8 л.с., служат для перераспределениякрутящего момента между колесами на каждойоси. Все двигатели синхронные, с возбуждениемот постоянных магнитов, причем тяговые –с водяным охлаждением. Данную схему назвали  В электронномдифференциалетяговый моторвиден слева,вспомогательный – справа. Если бы ненадписи на бортах и отсутствиевыхлопной трубы,концепт-карможно принятьза обычную«Октавию Скаут».электродифференциалом (eDifferenzial), и именнов нем изюминка проекта. Обычно система динамической стабилизации ESP заставляет автомобиль вернуться на заданную траекторию с помощью точно рассчитанных тормозных импульсов.Электронный дифференциал выполняет ту жезадачу не тормозя, а, напротив, подкручиваянужное колесо дополнительно. Оценить работуновинки можно было в ходе ралли электромобилей в Бодензее. Динамика концепта – разгондо сотни за 8,5 с – весьма впечатлила соперников.БЕЗ РУК!Система круиз-контроля «cупер круиз», разрабатываемая фирмой «Кадиллак», должна заметнооблегчить водительский труд. Уже к серединенынешнего десятилетия в модели ATS появитсяопция, позволяющая в некоторых случаях вообщеубрать руки с баранки, а ноги – с педалей! Речьидет прежде всего о движении в пробках, на автобанах – в общем, там, где есть нормальная разметка и нет перекрестков.С этой целью автомобиль оснастят видеокамерами, радарами, ультразвуковыми датчиками,навигатором и все это объединят в цифровуюсеть. «Кадиллак» прозреет и будет способен сам,где нужно, притормозить, следовать по заданной  Система«cупер круиз»уже проходиттестовые испытания.  Чтобы лучшевидеть, автомобиль задействует целыйряд сенсоров,работающихв видимом,миллиметровоми ультразвуковом диапазонах.полосе движения, держать дистанцию и лишьв случае обнаружения опасности попросит водителя вмешаться в процесс.За рулем 07/2012 159158-159_Novinki7.indd 15907.06.2012 11:17:23