178
179
ЭКОНОМИКА | ИНТЕРВЬЮРАЗБОРКА С УТИЛИЗАЦИЕЙВ последние месяцы надежды многих автомобилистов по поводу вступления России в ВТО (должныснизиться пошлины на подержанные машины) сменились тревогой. Еще бы, российское правительствоготовит новые преграды на пути дешевого секонд-хэнда из-за границы. Чего нам ждать от вхожденияв ВТО? Об этом и о многом другом Игорю Моржаретто рассказал заместитель министра промышленностии торговли РФ Алексей Рахманов.– Несет ли вступление страны в ВТОреальные угрозы для российскогоавтопрома?– Конечно. Для любого растущегорынка, который пытается создать у себяблагоприятный инвестиционный кли‑мат, всегда одну из главных опасностейпредставляет импорт подержанныхтоваров. И любая страна, в том числеиз самых развитых, пытается защищатьсвой рынок от дешевого импорта. Ино‑странные автоконцерны, которые рабо‑тают у нас, считают крайне вредным длясебя и России в целом, если сюда вновьхлынут бэушные машины. Это прямаяугроза для реализации их планов,для инвестиций в Россию. Кроме того,не надо забывать, что старые автомо‑били – это угроза безопасности нашихграждан.Особенно тревожна ситуация с ком‑мерческим транспортом. Я не понимаю,почему страны Европы для себя устано‑вили планку таможенных сборов на ввозновых грузовиков на уровне 22%, а мыдолжны ее опустить сразу до 15%. Этоусловие было зафиксировано во времяпереговоров о вступлении в ВТО ещев 2004–2007 годах, в совсем иной ситуации;с тех пор консультации по теме не велись.Теперь мы вынуждены приступить к обсуж‑дению целого комплекса мер защиты рынка,включая утилизационные сборы, о которыхвы наверняка собирались спросить. Они при‑званы решить проблему возникающих угроздля нашей промышленности, нашего рынка.Этим же занимается Федеральная службапо аккредитации, которая недавно приступилак работе.– А что это за служба?– Федеральная служба по аккредитацииработает под эгидой Минэкономразвитияи занимается среди прочего аккредитациейорганов сертификации и надзором за ихработой. Раньше этим ведали Ростехрегу‑лирование и Росстандарт. Так вот, сейчаспроверяется законность выдачи сертификатовсоответствия нормам Евро‑4, одобренийтипа транспортного средства. И вскрываютсяпотрясающие факты! Могу сказать, что уже18 организаций лишены права выдавать сер‑тификаты; заведено 10 уголовных дел: вскры‑лись факты подделки документов и мошен‑ничества. Например, в Благовещенске некая– И когда они будут введены?– Поправки к соответствующим законамсейчас находятся на рассмотрениив Государственной думе, это обязатель‑ная процедура. Надеюсь, осенью этипоправки вступят в силу. О размерахэтих сборов пока говорить не могу: ониеще не утверждены.крупная компания ввозила большие партиикитайских грузовиков, которые соответ‑ствовали нормам Евро‑2, но все они имелисертификаты Евро‑4! «Экономия» на каждомгрузовике составляла не менее 6–8 тыс. евро.Кто выдавал эти сертификаты? Безнаказан‑ным такое оставаться не должно. Надо наво‑дить порядок.– Да, но при чем тут утилизационныесборы?– Объясню. В рамках ВТО применение регу‑лирования с помощью таможенных пошлинограничено условиями соответствующихсоглашений. Однако существуют нетарифныеметоды регулирования. Надо уметь грамотноими пользоваться. Мы уже начали первоеантидемпинговое расследование в отношенииввоза в РФ легких коммерческих автомобилей.Еще многому предстоит научиться, потому чтов юридических баталиях мы пока не оченьсильны…ВТО – организация системная, но при этомабсолютно циничная, и прав будет тот, ктосумеет доказать, что у него больше прав. Мысчитаем, что имеем право ввести утилизацион‑ные сборы.– Но уже понятно, что суммынемаленькие, особенно если оникасаются подержанных грузовиков. Куда пойдут эти отчисления?И самое главное – у нас будет утилизационный сбор, но появится линаконец индустрия переработки?– Есть договоренность с Минфиномо том, как использовать эти деньгипосле того, как они попадут в бюджет.Повторюсь: поправки в Госдуме ещене прошли, поэтому говорю с некимопережением. Так вот, значительнаячасть этих средств пойдет именнона поддержку утилизации. Сейчасрассматривается несколько вариантовподхода. Первый – компенсации дляпредприятий, которые занимаютсяутилизацией, на период становлениябизнеса. Это те самые примерно 3 тыс. руб.,которые владельцы сданных на переработкуавтомобилей выплачивали из своей пре‑мии в рамках эксперимента по утилизациив 2010–2011 годах.– А вообще, утилизация может быть прибыльным бизнесом?– Конечно, у нас есть все расчеты. Но отдача –через какое-то время. И еще: прибыльностьзависит от глубины переработки и объемов.На первом этапе мы хотели бы такие предпри‑ятия поддержать. Второй вариант помощи: мыможем рассмотреть вариант госгарантий такимпроизводствам через банки с госучастием.В любом случае нужно практически с нуля соз‑давать прозрачную систему разборки старыхавтомобилей. Как в Германии, к примеру. Тамсуществует двухуровневая система. Сначалаизбавляются от технических жидкостей и авто‑мобиль разбирают на узлы, чтобы отправить ихнепосредственно на переработку. А там уже,скажем, металл перемалывается в мелкиефракции и отправляется на металлургическиекомбинаты. Так что необходимо в первую оче‑редь наладить цивилизованную систему обо‑рота вторичных запчастей.178 За рулем 07/2012178-179(1_2G)_Raxmanav.indd 17807.06.2012 11:28:03 – Но во время эксперимента по утилизации просто запретили – категорически! – любое использование бэушныхзапчастей…– Хорошо знали специфику этого рынка, воти пришлось пойти на такую меру. Но она нужна.Сейчас мы занимаемся подготовкой таких проектов, и это очень сложная тема. Потому что,с одной стороны, нельзя забывать о безопасности, с другой – почему бы не разрешить вторичноиспользовать какие-то элементы кузова, двери,бамперы, боковые стекла и т. д.? Можно продавать гражданам с невысоким уровнем доходовтакие детали, если они промаркированы, признаны не влияющими на безопасность автомобиля в целом. Естественно, речь не идет о подвеске, тормозной системе и т. п. – использоватьтакие детали повторно ни в коем случае нельзя!Словом, сейчас вместе с Минприроды думаем,как организовать современную отрасльпо переработке отходов, как ее финансировать… Эти вопросы пока только обсуждаются.Не стоит забывать еще одну важную тему,хотя она регулируется другим законодательством – об охране окружающей среды. Автомобили, особенно в городах, являются основнымизагрязнителями воздуха. И большую долюсредств из утилизационного сбора планируемнаправить на компенсацию этого вреда.– Выходит, компенсировать его будуттолько те, кто импортирует автомобилив Россию? Но воздух же загрязняюти машины, которые были собраны здесь…– Российские производители платят в нашейстране налоги, которые частично идутна содержание системы здравоохранения,они делают значительные отчисления в Фондобязательного медицинского страхованияи т. д. Сейчас как раз рассматривается введение параллельно с системой утилизационныхсборов еще одной системы – ограничения повозрасту коммерческих автомобилей. Причемтребование касается как чисто российскихкомпаний, так и иностранных, которые имеютзаводы у нас. Никакой дискриминациине будет.– А вы не боитесь, что другие странычлены ВТО попытаются в рамках организации воспрепятствовать появлению в РФтакой системы утилизационных сборов?Она ведь реально ущемляет интересы,скажем, компаний, которые торгуютподержанными иномарками, создает преграды на пути свободного передвижениятоваров…– Обязательно. Но тут мы возвращаемсяк разговору о том, что ВТО – организация, гдекаждая страна пытается защитить свои интересы с помощью законных методов. Мы готовына юридическом поле доказать, подтвердитьрасчетами, что имеем право на такие защитныемеры для своей промышленности в рамкахПо данным на начало июня 2012 года,Министерство промышленности и торговлипредлагало ввести базовую ставку утилизационного сбора на импортный автомобильв размере 20 тыс. руб. Но коэффициенты,особенно на автомобили старше трех лет,превращают его в практически заградительный налог. Так, для автомобилейс двигателем до 2000 см³ ставку необходимо умножить на 7 (то есть сбор составит140 тыс. руб.). А если объем двигателяот 2 до 3 л, то заплатить придется вдвоебольше. Впрочем, и за новый автомобильпридется отдать немало: за микролитражку – 24 тыс. руб. (коэффициент 1,2),а за машину с двигателем от 1 до 2 л –42 тыс. руб. При этом таможенные сборыостаются, снижать их будут постепенно. Воти получается, что желающий ввезти автомобиль заплатит и пошлину, и утилизационный сбор. Впрочем, окончательные цифрыеще предстоит утвердить.ВТО. И как ни странно, казалось бы, это звучит,все наши инициативы по введению утилизационных сборов, гарантийных обязательствутилизации – это попытка создать для нашихкомпаний и для иностранных равные условияработы в России.На правах рекламыЗа рулем 07/2012 179178-179(1_2G)_Raxmanav.indd 17907.06.2012 11:28:04