218
219
220
221
222
КЛАССИКИBMW 327 COUPEБЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ ДОСТОЯНИЕИМПЕРИИЭтот автомобиль – один из шедевров немецкой инженерии второй половины1930‑х и свидетель самых драматичных событий прошлого столетия. Окунулся в эпоху Сергей Канунников. Фото Георгия Садкова.218 За рулем 08/2012218-222_BMW 327 coupe.indd 21805.07.2012 15:36:02 Интересно все же, что сталосьс фирмой «Бреннер и Шот»,продавшей этот БМВ‑327в 1939‑м со своей фирменнойтабличкой, гордо прикрепленнойк стройному черному кузову? Сыскатьследы едва ли возможно: столько летпрошло! А ведь дом, где помещалсяхэндлер (нем. Hаndler – торговец)БМВ, стоит по сей день, хотя, похоже,от довоенного в нем осталось мало. Затоон расположен в символичном месте:на углу Унтер-ден-Линден и Фридрих­штрассе, где некогда действовал тотсамый контрольно-пропускной пункт«Чарли» – одна из прорех между двумяБерлинами и двумя Германиями…НАУКА И ТЕХНИКАОтвлечемся от привязки ко времении попробуем вычертить портрет этогоавтомобиля. Верхнеклапанный 6‑цилин‑дровый двигатель объемом 1971 см3 раз‑вивает 55 л.с. Такие показатели и в сере‑дине 1950‑х считали нормой. Кстати,восточные немцы ставили на БМВи ЭМВ почти такие же моторы (лишьслегка модернизированные) до сере‑дины 1950‑х, а западные использоваливерсию с увеличенным объемом и вовседо начала 1960‑х. Ну а те, кому доводи‑лось ездить на БМВ после войны, вспо‑минали, что при аккуратном обращениии правильном уходе двигатели служилиочень и очень долго.Четырехступенчатая коробка пере‑дач – полностью синхронизированная,четвертая – прямая. Гидравлическиетормоза (причем с механизмом само‑регулирования колодок), централизо‑ванная смазка узлов шасси. Передняяподвеска – независимая. Реечноерулевое управление, стеклоочистителис электроприводом и даже радиоприем‑ник «Филипс». И все это – в 1937 году!Именно тогда дебютировал БМВ‑327 –спортивный отпрыск популярнойсерии 320.За рулем 08/2012 219218-222_BMW 327 coupe.indd 21906.07.2012 19:07:53 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕBMW 327 COUPE  Рядную 2‑литро‑вую «шестерку»числили однимиз лучших моторовсвоего времении, модернизируя,делали также послевойны.  Табличка фирмы,продавшей авто‑мобиль первомувладельцу.Техника езды на 327‑м ничемне сложнее, чем на «Победе» и даже21‑й «Волге». Мотор без надрыва раз‑гоняет купе. Передачи включаютсямягко и достаточно легко. Конечно,небольшая задержка необходима –мы не на гонках. Да и вообще, предметтакого возраста вызывает заслуженноепочтение, а посему требует аккурат‑ного обращения. Тормоза БМВ тожене заставляют выкатывать глаза прикаждом замедлении. Рулевое управ‑ление по нынешним меркам, конечно,далеко не спортивное, но получше,нежели у многих ровесников и дажемоделей лет на десять-пятнадцатьмладше.Обзорность купе по любым поня‑тиям – «танковая». Впрочем, спортив‑ные авто века нынешнего выигрываютлишь за счет боковых зеркал.А вот обслуживание… Летом маслов двигателе следовало менять каждые2000 км, зимой – каждые 1500 км.В коробке передач и заднем мосту –только каждые 15 000 км. Проверятьи доливать масло в амортизаторы нужнокаждые 3000 км. Даже централизован‑ная система смазки шасси, позволяющаяне лазить под автомобиль со шприцем,накладывала на водителя определен‑ные обязанности: кнопку, подающуюсмазку к важным узлам, следовалона сухой дороге нажимать каждые50 км, а на мокрой даже через 20 км!Немцы скрупулезно изложили все этона табличке под капотом. И не говорите,что вас не предупреждали!ЦВЕТ ВРЕМЕНИБаварские автомобили (произведен‑ные, однако, в Тюрингии), особенноспортивные модели, ценили люди,сведущие в технике или приобщенныек искусству. На БМВ, например, ездилиВилли Мессершмитт и подававшийбольшие надежды архитектор АльбертШпеер, который стал одним из руково‑дителей промышленности рейха.Автомобили с бело-голубой эмбле‑мой выступали в многочисленныхгонках, где в 2‑литровом классе им,по сути, не было равных.Большинство подобных сорев‑нований в Германии конца 1930‑хносило военно-спортивный характер.Водители, часто офицеры вермахтаи СС, выигрывая друг у друга, набира‑лись мастерства для предстоящих битви служили примером подрастающемупоколению. В гонках участвовали, какправило, открытые машины, купе –куда реже.220 За рулем 08/2012218-222_BMW 327 coupe.indd 22005.07.2012 12:48:13   Нереставрированныйсалон хранит дух давноушедшей эпохи. Причеми в прямом смысле.  Заднее сиденье – для тех, кто готов терпеть неудобства, чтобы прокатиться в такомавтомобиле хотя бы пассажиром.  Симметрично элегантному спидометру –указатели уровня топлива, давления и температуры масла, температуры воды.Кстати, у БМВ‑327 с таким кузо‑вом – чаще всего работы дармштадт‑ской фирмы «Аутенрит» (Autenrieth) –в Германии почти не было конкурентов.Спортивные модели обычно осна‑щали открытыми кузовами родстерили кабриолет. Стоило баварскотюрингское купе совсем не дешево –7500 рейхсмарок, тогда как солидныйседан «Мерседес-Бенц 230» с кузовомW143 (как у Штирлица) обходилсяв 5875 марок, а народный ДКВ с двух‑дверным закрытым кузовом стоил2350 марок. До мая 1941 года, когда327‑й сняли с производства, изготовилилишь 179 купе. Последнее, кстати, при‑обрел консул Бразилии в Гамбурге.Война, хоть и обещала бытьнедолгой и победоносной, потребовалаот немецких производителей и покупа‑телей забыть о гражданских, тем болееспортивных машинах. О некоторых –надолго, об иных – навсегда.СТОРОНЫ СВЕТАСразу после войны на заводе в Тюрин‑гии, в советской оккупационной зоне,понемногу восстановили производствопредвоенных машин. Вслед за 321‑йи 326‑й в 1948 году вернули и 327‑ю.На западе же в Мюнхене первая после‑военная модель дебютировала лишьв 1951 году.В ГДР 327‑е тоже числили VIPавтомобилями. На кабриолетах ездилиписатели Бертольд Брехт и ИоганнесБехер (министр культуры республики.)Теперь кабриолет стоил 17 400 марок,  Над родным радиоприемником«Филипс» – пепельница из той эпохи, когдас курением не боролись.За рулем 08/2012 221218-222_BMW 327 coupe.indd 22106.07.2012 14:39:30 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕBMW 327 COUPEРедакция благодаритЭдгара Гасунсаза предоставленныйавтомобиль и помощьв организации съемки.ОТ РЕЙХА ДО РЕСПУБЛИКИКупе и кабриолеты БМВ‑327 выпускалив 1937–1941 гг. и оснащали 6‑цилиндро‑вым 2‑литровым 55‑сильным моторомс двумя карбюраторами, а часть машинмодификации 327/328 (другое обозна‑чение – 327/80) – 80‑сильной версиейдвигателя с тремя карбюраторами.До 1941 года построили 1124 кабриолетаи 179 купе. Автомобили выпускали такжев 1948–1955 гг. (с 1951‑го – под маркойЭМВ). Последняя версия с 57‑сильнымдвигателем отличалась деталями кузоваи интерьера. После войны собрали353 кабриолета и 152 купе.  Заливную горловину бензобака оформилис фантазией.  Герб кузовного ателье, сотрудничавшегос БМВ. Действительно, есть чем гордиться.а купе (их начали собирать в 1951‑м) –18 590 марок. За ИФА-F8, копию пред‑военного ДКВ, просили 8450 марок.Но и такая сумма в Восточной Германиидля большинства была неподъемной.Интересно, что 120 из 152 выпу‑щенных после войны купе БМВ‑327,словно прощаясь с одним из техни‑ческих шедевров 1930‑х, собралив 1955 году – в последний год про‑изводства ЭМВ, которые сменил3-цилиндровый «Вартбург‑311».Немало 327‑х оказалось в СССР.На улицах мелькали и кабриолеты,и купе. Правда, со временем их «одо‑машнивали» инородными деталями,в том числе моторами, агрегатамиходовой, приборами, колесами, дажефарами. Некоторые машины сгниливо дворах и на свалках, редкие выжили.А этому купе вообще удивительноповезло. Машина первой половины1939 года (заводской номер 73 813)умело отреставрирована, салон сохра‑нился практически в первозданномвиде. Наверное, поэтому, сидя в авто‑мобиле, ощущаешь нечто особен‑ное. Вот сейчас мы с БМВ вырулимот добротного загородного дома на гра‑вийную дорожку, повернем на пустын‑ное шоссе и поедем в прошлое – инте‑ресное и страшное. Во времена, когдаумели делать такие автомобили.А империи, которая многим казаласьтысячелетней, оставалось жить ещедолгих шесть лет… 222 За рулем 08/2012218-222_BMW 327 coupe.indd 22205.07.2012 12:48:23