168
169
БЕЗОПАСНОСТИ «ЗА РУЛЕМ»ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОДБЕЗОПАСНОСТЬ | ГОДукрощеНИЕЗЛОЙ ЗЕБРЫЭОпасные трюки исполняет Сергей Смирнов.то было страшно. Современныйпешеходный переход на Мин‑ском шоссе, обозначенныйна сайте ГИБДД России какобразцово‑показательный, на самомделе выглядит как нарисованнаяна асфальте «дорога смерти». Да, тутмигают современные светофорына солнечных батареях, блестит раз‑метка (она и новая, и яркая, с под‑светкой!). Но по федеральному шоссеавтомобили несутся под 100 км/чплотным потоком. Задача – пробежать15 м через четыре полосы, притом чтоостровка безопасности нет, – кажетсяневыполнимой! В конце концов Сер‑гей рискует и бросается через дорогу.Удачно преодолевает трассу… и упи‑рается в металлический отбойник.«Образцово‑показательный» переходведет в никуда (фото в центре).ЦИФРЫ И ФАКТЫОтчеты о дорожных происшествиях,которые регулярно публикует ГИБДД,пугают своим одноообразием. Несмо‑тря на действующие федеральнуюи региональные целевые программыпо безопасности, под которые выде‑лены огромные деньги, результат всехуже и хуже. И если количество ава‑рий несколько сокращается, то смерт‑ность среди пешеходов растет из годав год. Только в 2011‑м их погиблобольше 8000 человек (+ 2,4%)! Смерт‑ность росла и в первые четыре месяцаэтого года: + 3,3%…Власти перепробовали, каза‑лось бы, все методы. И социальнуюрекламу использовали (плакатына улицах во многих городах),и штрафы для водителей повысилив восемь – десять раз. А вот просамих пешеходов забыли. И зря!Немалая часть происшествий про‑исходит по вине последних. Так илииначе, проблему нужно решать, и чембыстрее, тем лучше.ИНИЦИАТИВА СВЕРХУНе так давно на сайте ГИБДДорганизовали общественную дис‑куссию «Право пешехода»; вместес представителями общественныхдвижений полицейские проверяютпешеходные переходы по всейДЕЙСТВУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯК РАЗМЕЩЕНИЮ ПЕШЕХОДНЫХПЕРЕХОДОВ (ГОСТ Р 52766-2007)D  Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200–300 м.D  Вне населенных пунктов места наземныхпешеходных переходов должны просматриваться с обеих сторон дороги на расстояниине менее 150 м.D  На дорогах с шириной проезжей части15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности.D  Ширина пешеходного перехода должнабыть не менее 4 м.168 За рулем 08/2012168-169_PEREHOD.indd 16805.07.2012 12:12:03   Большинство переходов в Москвесоответствует стандартам, но не современным требованиям безопасности.  Стандартный переход на улицес многополосным движением: всёвроде бы по ГОСТу, но водитель, который движется во втором ряду, не видитчеловека, выходящего из-за припаркованного в первом ряду автомобиля.Ситуация смертельно опасная! Значит,надо менять стандарт.  «Образцово‑показательный» переходна Минском шоссе на самом деле не соответствует даже действующему ГОСТу.стране – с результатами можно озна‑комиться на сайте. Основной вывод:технические требования и стандартыпо обустройству пешеходных пере‑ходов не соответствуют требованиямвремени. Так кто бы спорил! Нынеш‑ние стандарты разрабатывалисьи принимались еще в далекие 1970‑е(правда, с тех пор в них несколько развносили поправки, а в 2007 году при‑няли ряд новых положений). Сейчасинтенсивность потока автомобилейувеличилась на порядок, возрослискорости, и при этом уровень дисцип­лины как водителей, так и пешеходов,к сожалению, не улучшился.НАША ИНИЦИАТИВАВот в ГИБДД и сформировалисвой пакет предложений, которыеобнародовали на сайте для всеобщегообсуждения. Одна часть касается вос‑питания участников движения, в томчисле детей. Другая – проект измене‑ний «пешеходно-переходного» ГОСТа.Обязательная установка знаков, регла‑ментирующих снижение скорости ужена подъезде к переходу, улучшение«распознаваемости» зебры и т. д.Например, в ГАИ предлагают оборудо‑вать переходы у школ мигающим жел‑тым светофором, в зебре использоватьсветоотражающие элементы, а такжеввести обязательное строительствонадземного или подземного переходапри движении в три и более полосыв одном направлении.Подозреваем, реальной пользыот подобных изменений будет недоста‑точно. Ситуация в корне не изменится,и вот почему.Некоторые из озвученных пред‑ложений в экспериментальномпорядке уже реализованы. Так, к при‑меру, на трассе М1 установлены«современные пешеходные переходыс дополнительным освещением и под‑светкой». Один из таких переходовмы даже протестировали (см. выше).Организаторы, видимо, могут отчи‑таться: средства освоены полностью…Но при этом другие требования дажеустаревшего стандарта не соблюдены!И «образцово‑показательный» пере‑ход на самом деле – образец рос‑сийской благоглупости. Для чего егопостроили? У «За рулем» есть свои предложения,как сократить число гибнущих и травмируемых на дорогах пешеходов.Вкратце программу «Года безопасности»изложил главный редактор в прошломномере, теперь представим ее шире.АЙДА В ШКОЛУ!Правила дорожного движения входятв школьный курс ОБЖ, но этого мало.Папы и мамы! Обращайтесь к учителям,завучам, директорам, предлагайте провести дополнительно урок-другой по ПДД:что должен ваш ребенок знать о машине,дороге, тротуаре. Расскажите это всем егоодноклассникам – вспомните свои истории,покажите, как выглядит дорога и пешеходыглазами водителя. Не ждите официальныхуроков, визитов инспекторов, не перекладывайте всё на детский телеканал. Папыиз редакции ЗР в сентябре идут в школу.Присоединяйтесь!ДАЙТЕ ОБЗОР!Предлагаем внести изменения в ПДД:запретить стоянку и остановку ближе10 м перед и за пешеходным переходомв населенных пунктах и 50 м – вне населенных пунктов (в соответствии с п. 12.4 сейчасстоять нельзя ближе 5 м перед зеброй).Припаркованные автомобили закрываютвидимость водителям других машин.УБРАТЬ ЗЕБРУС ШИРОКОЙ ДОРОГИ!Настаиваем, что нужно менять ГОСТ:на дороге шире двух полос пешеходныйпереход должен быть или со светофором,или под землей, или над ней! Нерегулиру­емая зебра на трехполосной магистрали –опаснейшее явление!Скажете, нереально? Но надо хотя быначинать движение…1 2 3 За рулем 08/2012 169168-169_PEREHOD.indd 16905.07.2012 12:12:07