140
141
VOLKSWAGEN 1.4 TSIТЕХНИКА | ДВИГАТЕЛЬСОВЕРШЕНСТВОС НАДДУВОМШильдик 1.8Т на корме «фольксвагенов»еще в середине 1990-х обозначил начало эпохитурбонаддува в массовом моторостроении.Современное творение инженеров «Фольксвагена»объемом 1,4 л седьмой год подряд входит в числопобедителей конкурса «Двигатель года». Поэтомуоно и заинтересовало Кирилла Милешкина.Ина максимальный крутящиймомент с полутора тысяч оборотов, 170-сильный – на 250 об/минвыше. Кстати, в блоке управленияболее мощного агрегата зашитаинтересная функция: водительможет активировать клавишейзимний режим движения даже примеханической коробке передач.Двигатель в этом случае работаетмягче, минимизируя пробуксовкиколес.Двухконтурную систему охлаждения уже опробовали на моторахсемейства FSI: один контур для блокацилиндров, другой – для головки.При такой схеме проще поддерживатьоптимальную рабочую температурудвигателя, а значит, ниже выбросыи расход топлива. Например, чтобыускорить прогрев и снизить вероятность перегрева в мощностных режимах, более горячую головку нужнозюминка мотора – двухступенчатый наддув, состоящий изнагнетателя с механическимприводом и турбокомпрессора.Агрегат предлагается в двух вариантах:140 л.с. и 220 Н.м крутящего моментаили 170 л.с. и 240 Н.м. Разницу в отдачеобеспечивает исключительно прошивка блока управления, механическаячасть неизменна.До 2400 об/мин работает толькомеханический компрессор: скоростьвыхлопных газов слишком низкая,чтобы раскрутить турбоагрегат.В интервале 2400–3500 об/мин он трудится с эффективной отдачей, однакопри резком ускорении ему все же помогает механика, прикрывая неизбежнуютурбояму. После 3500 об/мин регулирующая заслонка на впуске полностьюоткрыта и направляет весь объемвоздуха в турбокомпрессор. В итогеболее слабый двигатель выходит  Шкив насоса охлаж­дающей жидкостиявляется одновременношкивом магнитной муфтыкомпрессора. Через негопроходят оба привод­ных ремня. Компрессоррасположен на сторонедвигателя, обращеннойк салону. Поэтому для сни­жения шума агрегат оделив дополнительный корпуссо стенками из звукопогло­щающей пены, а входящиеи выходящие из него воз­душные потоки проходятчерез шумоглушители.Чтобы развить максималь­ное давление наддува1,75 атм, в корпусе меха­нического компрессораустановлен редуктор (пра­вое фото), увеличивающийскорость вращения в пятьраз, до 17 500 об/мин.ваб6152341.  Компрессора. Роторыб. Синхронизаторы в. Мультипликаторы2.  Шкив насоса охлажда­ющей жидкости и ком­прессора3.  Шкив коленвала4.  Шкив компрессора кондиционера5.  Натяжной ролик6.  Генератор140 За рулем 08/2012140-141(1_3G)_TSI.indd 14006.07.2012 18:46:48 охлаждать интенсивнее. Поэтомуобъем жидкости, циркулирующийв головке, вдвое больше, чем в блоке,и термостат (их, естественно, тоже два)открывается при 80 и 95 ºC соответ­ственно. Кроме того, оградить турбинуот перегрева, продлив тем самым еежизнь, помогает вспомогательныйводяной насос с электроприводом,который в течение 15 минут послеостановки двигателя гоняет жид­кость по отдельному контуру.Двигатель предельно насыщенсовременными технологиями, чтои поднимает агрегат в глазах техни­ческих экспертов. Только не надозабывать о правильной эксплуатации.Залог здоровья этого мотора – доброт­ные жидкости и расходные материалыи, конечно, квалифицированное и свое­временное обслуживание. Сложноесочетание в наших условиях. А сто­имость основных узлов и агрегатовс лихвой перекрывает все суммы, кото­рые высокие технологии позволяютсэкономить на бензине.  Форсунки с шестью отверстиями в распы­лителях в основных режимах работы впры­скивают топливо на такте впуска. Но еслинужно быстро прогреть каталитическийнейтрализатор, они дополнительно выдаютвторой топливный заряд при повороте колен­вала примерно на 50º до верхней мертвойточки. Максимальное давление впрыскадостигает 150 атм.  Блок цилиндров изготовлен из чугуна.Несмотря на всеобщую борьбу с лишнимикилограммами, достойной замены этомуматериалу для турбомоторов с высокойстепенью форсировки пока нет. Так называ­емый открытый блок (между стенками блокаи колодцами цилиндров нет перемычек)обеспечивает лучшее охлаждение и болееравномерный износ цилиндра. Поршневымкольцам легче его компенсировать, что помо­гает снижению расхода масла. Но колодцыцилиндров между собой соединены – этонеобходимость для турбомотора: при повы­шенных нагрузках отдельно стоящим цилин­драм не хватает жесткости в верхнем поясе.  Топливный насос высокого давлениярасположен на корпусе подшипниковраспредвала. Его приводит в действиеотдельный кулачок на впускном валу.Чтобы поднять давление впрыска и уве­личить производительность, в насосеувеличили ход поршня по сравнениюс атмосферными моторами FSI.На правах рекламыЗа рулем 08/2012 141140-141(1_3G)_TSI.indd 14105.07.2012 18:23:56