194
195
196
CПОРТ | 24 ЧАСА ЛЕ-МАНАТОЧКА НЕВОЗВРАТАНынешний, 80‑й по счету «Ле-Ман» стал одним из самых революционных в истории марафоновна выносливость. Не смыкая глаз 24 часа, за гонкой следил Дмитрий Федоров. Фото автораи фирм-производителей.Сюрпризы начались еще на квалификации: самый быстрыйболид с традиционным, бензиновым двигателем заняллишь седьмое место. Конечно,к доминированию турбодизельных«ауди» и «пежо» мы уже привыклиза последние несколько сезонов,но здесь была совершенно инаяситуация: первое место на старте,а также с третьего по пятое впервые заняли гибридные машины –от «Ауди» и «Тойоты».Японскую компанию в этомгоду по праву считали спасителем«Ле-Мана». С уходом «Пежо» чемпионат мира по гонкам на выносливость пришлось бы отменить,поскольку в главном для этой сериизаводском зачете группы LMP1 оставалась только команда «Ауди».На самом деле «Тойота» не собиралась всерьез бороться за титулв этом году. Презентация болидаTS030 состоялась лишь в январе,и из-за различных неурядиц онпока не выступал ни в одной гонке.Лишь неожиданный отказ «Пежо»от участия в «Ле-Мане» заставиляпонцев форсировать события. Такчто третье и пятое места в квалификации «Ле-Мана» можно былосчитать серьезной заявкой на успехдля команды (последний раз онавыступала здесь в 1999 году). Темболее с такой необычной для гонокмашиной, как гибрид.Кстати, гибридные системы«Ауди» и «Тойоты» серьезно различаются. Немецкая модель R18 e‑tronquattro оснащена турбодизелем,а электромоторы приводят передние колеса и получают энергиюот маховика, накапливающего кинетическую энергию. То есть вдобавокполучается, что это еще и полноприводный автомобиль. «Тойота»избрала иную схему: основнойдвигатель бензиновый, собранная при торможениях энергиянакапливается в суперконденсаторах и служит для привода электромоторов, придающих дополнительное ускорение задним ведущимколесам.В отличие от команды «Ауди»,которая для подстраховки новейших гибридов на всякий случайвывела на трассу и пару проверенных дизельных R18 ultra, «Тойота»практически шла ва-банк. Ведьименно она была пионером автомобильной гибридизации, вдобавокуспех новаторских бензоэлектрических машин в многочасовой гонкена выносливость дал бы серьезныйрекламный эффект.Тактика «Ауди», которая основной упор также сделала на гибриды,посадив на один из них экипажЛоттерер – Трелуйе – Фесслер, прошлогодних победителей «Ле-Мана»,поначалу казалась более осторожной. Хотя для немцев обычная,уже одиннадцатая по счету победа194 За рулем 08/2012194-196(1_3V)_leman.indd 19406.07.2012 14:08:47 На правах рекламы  К пятому часу гонки гибридные «тойоты» стали крепкоподжимать «ауди», а после очередного пит-стопа одна машинадаже вырвалась вперед.  Революционный «Дельта Уинг»обещал массу преимуществ – вдвоеменьшая, чем у других прототипов,лобовая площадь и 600 кг массы позволяли обойтись скромным по меркам«Ле-Мана» 1,6‑литровым наддувнымдвигателем мощностью всего 300 сил.  «Газпромнефть» решила раскрутитьв «Ле-Мане» свой бренд G‑Drive, поставив условием присутствие в командерусского гонщика. Но Роман Русиновсразу показал, что способен на гораздобольшее, чем просто быть гонщикомсо спонсорским пакетом.в «Ле-Мане» была не принципиальна, – важен в первую очередьтриумф гибридных технологийи нового бренда e‑tron.Однако в ходе гонки оказалось,что гибридные «ауди» не толькобыстрее своих чисто дизельныхсобратьев, но и заметно надежнее. Дизельные R18 то и делазаруливали в боксы для решениянеожиданно возникавших проблем,в то время как гибриды спокойнонаматывали круги. Вскоре оченьнеплохие результаты стали показывать и «тойоты», к пятому часугонки они даже вышли на лидирующие позиции. Но тут в японскомстане начались неудачи. Вначалепрототип под управлением ЭнтониДэвидсона при круговом обгонезацепил в повороте «Феррари»группы GTE-Am и, совершивнесколько кульбитов в воздухе, приземлился в отбойник. Пилот, хотьи смог самостоятельно выбратьсяиз разбитой машины, получилсерьезные травмы позвоночника.Гонку прервали, а через час послеее возобновления вторая «Тойота»под управлением Казуки Накаджимы отправила в отбойник ещеодну сенсацию гонки – выступавший вне конкурса под нулевымномером экзотический «ДельтаУинг» с непривычно маленьким,1,6‑литровым наддувным мотором«Ниссан». «Тойота» после заездав боксы вернулась на трассу,но на 11‑м часу состязания все жесошла из-за проблем с двигателем. Провал? Скорее, небольшаязаминка перед будущим триумфом:редко когда дебютант (все-таки13 лет отсутствия в Ле-Мане –серьезный срок) так серьезно заявлял о себе в первой же гонке, темболее выводя на старт принципиально новую машину.Кстати, тот совершенно необычный «Дельта Уинг» тоже  За рулем 08/2012 195194-196(1_3V)_leman.indd 19506.07.2012 14:13:56 | 24 ЧАСА ЛЕ-МАНА  Минут за пятнадцать до финиша руководство «Ауди» приказало своим гонщикам зафиксировать позиции и прекратитьвнутреннюю борьбу. И пелетониз четырех серебристых болидовзакончил гонку почти синхронно.  Весь пьедестал вновь оккупирован«Ауди» – последний раз подобное глобальное превосходство немцы демонстрировали в 2010 году.«24 ЧАСА ЛЕ-МАНА», итоги378Audi R18 e‑tron кругов2. Кристенсен/Капелло/Мак-Ниш Audi R18 e‑tron + 1 круг3. Роккенфеллер/Джарвис/Audi R18 ultra + 3БонаномиLola4. Хайдфельд/Прост/ДжаниB12/60‑Toyota + 115. Дюма/Дюваль/ЖенеAudi R18 ultra + 18HPD6. Чандхок/Брэбем/ДамбрекARX‑03a-Honda + 21HRD7. Кимбер-Смит/Дэлзил/ПотоликкиоARX‑03b-Honda + 248. Тири/Тинсо/БешOreca 03‑Nissan + 259. Каффер/Перес-Компан/Айяри Oreca 03‑Nissan + 2610. Русинов/Пансьятиччи/РагOreca 03‑Nissan + 271. Лоттерер/Фесслер/Трелуйевыдавал неплохие результаты.По крайней мере, в квалификации онпоказал 29‑е время, опередив четыремашины из группы LMP2. Но что будетс этим проектом дальше, не могутсказать даже его создатели. «Ле-Ман»был для них всего лишь попыткойкуда-то пристроить свое детище послетого, как от него отказались организа‑торы конкурса на новое шасси серииIndyCar, посчитавшие «Дельта Уинг»слишком революционным.В целом для компании «Ниссан»нынешний «Ле-Ман» также можносчитать удачным. Почти половинаучастников зачета LMP2 выбралишасси «Орека» с ее 4,5‑литровыммотором V8. Причем во французскойкоманде «Сайнатех-Ниссан» в числегонщиков оказался наш Роман Русинов,во многом благодаря спонсорской под‑держке «Газпромнефти». Для Романаэто уже третий «Ле-Ман», но никогдаон не имел такого сильного бэкгра‑унда – ранее его лучшим достижениембыло 27‑е место в абсолюте за рулем«Феррари‑430 GT2». Пересев за рульнастоящего прототипа, Русинов вместес французскими партнерами по командепоказал свои возможности: четвертоеместо в классе и десятое в абсолют‑ном зачете – на сегодняшний день этолучший результат русского гонщикана кольце «Сартэ». Причем Роман былявным лидером команды на протяжениивсей гонки – с его напором не мог срав‑ниться ни Нельсон Пансьятиччи, ни темболее любитель Пьер Раг. Довольнодолго Русинов шел на второй пози‑ции в классе, но лопнувшая покрышкав итоге заставила забыть о подиуме.В остальном гонка, хотя и быланапряженной, прошла без особыхоткровений. С прытью лидирующих«ауди» после схода «тойот» споритьбыло уже некому, борьба за главныйприз развернулась именно срединемецких машин. Командная тактикаэтому не препятствовала. Хотя про‑шлогоднюю победу Трелуйе, Фесслераи Лоттерера многие считали лишь удач‑ным стечением обсто­ятельств, так кактолько их «Ауди» добрался до финиша,этот экипаж вновь доказал свою состо‑ятельность. Отрыв от второго e‑tronпод управлением Кристенсена, Капеллои Мак-Ниша составил ровно круг.Третье место также оказалосьза «Ауди», а вот четвертое досталосьчастной команде «Ребеллион Рейсинг»с далеко не самой быстрой машиной«Лола B12/60», оснащенной мото‑ром «Тойота». Так что, хоть и кос‑венно, японская фирма могла считатьчетвертое место своим. Но лаврыпервого в мире гибридного прото‑типа, одержавшего победу в Ле-Мане,уже навсегда останутся у «Ауди». Темне менее основная интрига разыграетсяв будущем году, когда нас ждет явножаркая борьба гибридов. С нынешнимнапором японцев «Ауди» тут придетсянесладко. Ведь пути назад у «Тойоты»уже нет – ее гибриды должны бытьлучшими во всем, и точка.196 За рулем 08/2012194-196(1_3V)_leman.indd 19606.07.2012 11:11:47