136
137
138
ТЕХНИКА | ДЕТСКИЕ АВТОКРЕСЛАЗНАЙ СВОЕ МЕСТО«Дети не водят машину – дети погибают в автокатастрофах» – таков девиз всероссийского проекта«Маленький Большой Пассажир», запущенного концерном «Дженерал моторс». Его поддерживает и нашжурнал. В нескольких номерах мы будем публиковать материалы, посвященные детской безопасности.Первый – тест 33 детских автокресел, проведенный немецким автоклубом ADAC.На российских дорогах ежегодно погибают около тысячидетей и более 10 тысяч травмируются. Мало того, этицифры растут. Ужас! В возрастнойгруппе до семи лет количествопогибших маленьких пассажировувеличилось за год на 22,4%.Эффективный способ защиты –детские удерживающие устройства.Как считают специалисты Всемирной организации здравоохранения,одна только эта мера могла бы снизить смертность на 71%. Но, увы,половину детей младше десяти летперевозят без автокресел, а еще 45%пристегивают неправильно.Но что же сами автокресла –все ли они хороши, или обязательнонужно выбирать лишь дорогиемодели? И гарантирует ли ценакачество? На этот вопрос отвечаютежегодно проводимые клубамиADAC (Германия) и AMTC (Австрия)дорогостоящие тесты. Мы выбралииз проверенных в 2012 году 33 образцов двадцать девять, которые представлены и на нашем рынке.С КАКИХ ПОР?В конце 30‑х годов прошлого века амери‑канец по имени Лестер Брессон смастерилдетское автокресло с ремнем безопас‑ности и креплением к специальномуштырю в полу автомобиля. Заметим, чтопервый взрослый трехточечный ременьбыл изобретен лет на двадцать позднее.Ну а в массы детские автокресла пошлис 1963 года. И конечно же, из Швеции:тогда профессор Бертиль Альдман при‑думал модель, устанавливаемую на правоепереднее сиденье «лицом» назад.136 За рулем 08/2012136-138_Kreslo.indd 13606.07.2012 18:56:04 ГДЕ В МАШИНЕ САМОЕБЕЗОПАСНОЕ МЕСТО?  Как уверяют специалисты по безопасности, так везти ребенканаиболее безопасно.Последние исследования показали: посередине заднего сиденья. Потому что тут ребеноклучше защищен от боковых ударов. Но поставить сюда детское автокресло не всегдавозможно. На целом ряде автомобилейпредусмотрен лишь поясной средний ременьбезопасности, а этого для крепления кресланедостаточно. Точно так же и крепления «изофикс» чаще всего расположены по бокам.Из оставшихся вариантов безопаснее сидетьза водителем: часто человек в последниймомент инстинктивно выруливает так, чтобыудар пришелся в правую сторону. Но вотвысаживать ребенка, ясное дело, удобнееи безопаснее направо, к тротуару.КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?Классификация кресел соответственно весу и примерному возрасту ребенка установлена европейскиминормами ECE R44/04. Самая начальная группа 0предназначена для малышей массой до 10 кг, то естьне старше шести месяцев. Эти относительно редкиекресла устанавливаются спинкой вперед или… поперексалона, лицом к водителю. Более распространеныкресла группы 0+: масса до 13 кг, возраст до года, установка против движения. Далее – группа I: для детишекмассой от 9 до 18 кг, возрастом примерно от девятимесяцев до четырех лет. Устанавливаются по ходудвижения, хотя есть и спаренная группа 0/I, которуюможно ставить реверсивно. Группа II: масса 15–25 кг,возраст от трех до семи лет, ставят «лицом» вперед.Замыкает модельный ряд группа III – для ребят массойтела от 22 до 36 кг, в возрасте от 6 до 12 лет. При этомвозможны кресла-трансформеры, перекрывающие две,а то и три группы.  «Пришвартованному» малышу грустно, зато – безопасно!ЧТО ТАКОЕ «ИЗОФИКС»?  Через несколько секунд будет сымитирован боковой удар, при этом деформациястенки исключена, что не вполне соответствует реальной ситуации.  Защелка крепления «изофикс».136-138_Kreslo.indd 137Правильно закрепить детское кресло ремнямибезопасности – та еще задачка. С нею дажепри наличии инcтрукции справляются далеконе все родители, а проверка на дорогах можетдорого обойтись. Поэтому в 1997 году былапридумана унифицированная система креплений «изофикс», состоящая из приваренныхк кузову скоб, расположенных между спинкойи подушкой заднего сиденья на расстоянии280 мм друг от друга. Ответную часть креп­ления кресла нужно просто вдвинуть в нихдо щелчка. Но не все так просто. Вперед-токресло не уедет, а вот кувыркнуться может.Поэтому придуманы дополнительные средства фиксации – от переворота. Это можетбыть дополнительный ремень с крючком(Top Tether) или телескопическая нога-опора,упирающаяся в пол между передним и заднимсиденьями. Кресла с такими креплениямипримерно вдвое дороже обычных. Впрочем, переплачиваете не только за удобствои надежность, но и за безопасность. Даже приправильной установке ремни не зафиксируютсиденье так же жестко, как «изофикс», а это,как доказывает тот же ADAC, сказываетсяна результатах испытаний.  Правильная этикетка сертифицированного автокресла. Цифрав кружке может быть другой, – этозависит от выдавшей сертификатстраны.За рулем 08/2012 13706.07.2012 11:36:01 | ДЕТСКИЕ АВТОКРЕСЛА  Установить на заднийдиван сразу три крес­ла возможно далеконе во всех автомобилях.Для этого необходимсредний диагональныйремень безопасности.ПОЧЕМУ СПИНОЙ ВПЕРЕД?ударе сила инерции резко бросает голову вперед,тогда как при реверсивной установке автокреслазатылок просто сильнее прижимается к егоспинке без существенной нагрузки на шейныепозвонки. Сегодня специалисты считают, чтои в старших возрастных группах неплохо быставить кресла задом наперед; такие моделиуже разработаны. А помешанные на безопас­ности шведы возят так 90% своих детей. И вотрезультат: за последние 40 лет в стране не былони одного погибшего в таком кресле ребенка!Помните первую победу над гравитацией, кото­рую одержал ваш малыш? Он научился держатьголовку! Поначалу голова ребенка непропорци­онально велика по отношению к телу или лишьс возрастом становится сравнительно маленькой(6% массы тела по сравнению с начальными 25%).Поэтому опасность перелома шейных позвонковв детстве значительно выше даже при относи­тельно небольших перегрузках. При фронтальном  В сильно цивилизованныхстранах специальные детскиекреслица ставят даже на уни­версамовские тележки – тожеведь транспортное средство,которое может с чем-нибудьстолкнуться.Что касается штатных ремней безопасности, то ихгеометрия рассчитана на рост человека от полу­тора метров. При меньшем росте диагональнаялямка пойдет по шее и сама может стать при­чиной травмы. Поэтому дополнительное удержи­вающее устройство необходимо. Для детишекпостарше помимо сидений предлагают такназываемые бустеры, которые могут частичноисправить ситуацию. Они не обеспечивают нуж­ной боковой защиты, так что их следует рассма­тривать лишь как компромиссное решение.РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА АВТОКРЕСЕЛЭколо­Эргоно­Итоговыйгичность Удобствомикабаллматериалов очистки+++++1,6+++++1,6Группа и модельЦена,евро/руб.Безо­пасность0+ Cybex Aton 2 + Isofix0+ Cybex Aton 20+ Peg Perego Primo ViaggioTri-fix K + Isofix0+ Peg Perego Primo ViaggioTri-fix K0+ HTS BeSafe iZi Go ISOfix0/I Peg Perego Viaggio ConvertibleI Cybex Juno-fixI Römer TrifixI Chicco Xpace IsofixI Cam Viaggiosicuro Isofix S157I/II/III Concord Transformer T ProI/II/III Cybex Pallas 2I/II/III Casualplay Multiprotector FixI/II/III Chicco NeptunI/II/III Nania BeLine SPI/II/III Osann BeLine SPI/II/III Graco NautilusI/II/III Kiddy Guardianfix ProII/III Maxi-Cosi RodiFixII/III Cybex Solution X2II/III Jané Montecarlo R1II/III HTS BeSafe iZi Up X3 FixII/III Storchenmühle My-Seat CLII/III Peg Perego Viaggio 2-3 SurefixII/III Safety 1st Travel SafeII/III HTS BeSafe iZi Up X3II/III Recaro Monza Nova SeatfixII/III Graco Junior MaxiII/III Graco Logico L240/10 800130/6000++++270/10 700++170/5400++O+2,3300/13 500210/9000180/9000350/27 000260/14 400200/8000250/9800220/10 000300/15 000140/700075/400085/3000190/6000270/14 500200/12 000130/6200180/7700240/8500110/6400140/590080/5000190/7000230/15 50055/200090/2500O–+++++++OOOOO–++++++OO+––+++++++++OOOO+++++++++++++++++++O++++++++OΘOOO++++++O++O++O++ΘOO++++++OO++++++++++++++++++++++++3,05,41,61,82,12,32,22,23,03,03,23,23,45,51,81,91,92,02,12,42,82,92,95,55,5O+1,8В каждой группе сиденья расставлены от лучших к худшим – чем ниже балл, тем пристойнее изделие. Ориентировочные цены указаны в евро(в Германии) и рублях (в России). Условные обозначения: ++ очень хорошо; + хорошо; O удовлетворительно; Θ допустимо; – плохо.ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИМОЖЕТ ТРАВМИРОВАТЬДАЖЕ ВЗРОСЛОГО – КАК ЖЕС РЕБЕНКОМ?Совершенно верно. Поэтому ставить авто­кресло на переднее пассажирское сиде­нье разрешается лишь при отключаемомэйрбеге. Обычно это можно сделать спе­циальным переключателем в бардачкес помощью ключа зажигания. На панелиприборов при этом должен загоретьсяпредупреждающий сигнал.Кроме того, сравнили европейскиеи российские цены на каждое изделие.Оказывается, дешевые модели выгоднее покупать у нас, а дорогие – везтииз Европы, если есть такая возможность: экономия может быть двукратной!Дотошные немцы рекомендуютпри выборе кресла предварительнопримерить его к конкретному автомобилю. Мысль хорошая, но как этореально сделать? Не во всяком магазине разрешат распаковать и вынестисиденье до оплаты на кассе.138 За рулем 08/2012136-138_Kreslo.indd 13806.07.2012 11:36:04