174
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВАЛЮМИНИЕМПО ЖЕЛЕЗУЗа ответ на задачу «Секрет Полишинеля?» (ЗР, 2012, № 6)  Валерий Леонов из Москвы получает навигатор MNS-525МР фирмыMystery Electronics с высокопроизводительным процессором Samsung   и GPS-модулем NXP компании Philips Semiconductors.Из условия задачи следует, чтотипичный гаражный герой Васядавно знаком с капризами тормозов. Даже при хорошем уходепоршни передних рабочих цилиндровпорой начинают заедать, а позжеи вовсе клинят. Почему? Какова наиболее частая причина отказа и что с этимделать?Большинство читателей, изучивусловие, пришли к справедливомувыводу, что все описанное относитсяк «Жигулям». На это есть явныенамеки – от слова «давно» до яркогои светлого образа самого героя! Во времена, когда с сервисом было, мягкоговоря, напряженно, любознательныйавтомобилист вольно или невольнопостигал тайны техники – в основномименно «Жигулей». И все же многиеиз конкурсантов считают, что некоторые дефекты тормозов не стоитприписывать только машинам маркиВАЗ, поскольку, мол, возникают онипо одним и тем же причинам, ведь«физика и химия тут едины»!Но всегда ли дело только в этихнауках? Мы, автомобилисты, частосталкиваемся с человеческим факторомв самых различных его проявлениях.Например, с ошибками конструкторов,за которые впоследствии мы, владельцы, расплачиваемся! В тормозах«классики» Волжского автозаводаможно встретить такие дефекты, которые на других машинах вы вряд линайдете.Кто-то скажет, что о «Жигулях»давно пора забыть, – но не поторопится ли он? Этих автомобилей ещеочень много, владельцы обслуживаютих самостоятельно (или, увы, вовсене обслуживают), что увеличивает рискДТП – ведь пренебрежение к тормозамобходится ой как дорого!Начнем с терминов. Если расслоилась резина тормозного шлангаи закупорила канал, мешая течениюжидкости, – поршень не работает,но не заклинен, то есть подвижностине потерял. Иное дело, когда его приходится выбивать кувалдой.Большинство конкурсантов объясняют проблему коррозией деталей.Влага с солью проникает под резиновые пыльники поршней, внутренностьалюминиевого цилиндра начинаетокисляться: его материал с некоторымивидами дорожной грязи никак не дружит. Версия приемлемая, если автомобиль стар, а владельцу-«бомбиле»некогда следить за пыльниками.А ведь их разрыв – приговор тормозу!В исправном узле поршень можно утопить даже нажатием пальца. Если жеон тугой и двигается лишь под большим усилием, то и колесо тормозитсяслабее. Хворь эта, как показываетопыт, только прогрессирует, – в концепоршень заклинивает и его колодкане тормозит. А оставшаяся малоэффективна и к тому же нагружает диск однобоко, – изношенный, чего доброго,разрушится. Авторы многих ответовотлично описали эту ситуацию, но –применительно лишь к этой, традиционной картине коррозии.ЗАДАЧА № 56РУССКАЯ РУЛЕТКА НА АЗС«Японка» работала как часы.Но однажды, после заправки в самуюжару, такое началось!.. Горячий мотордергается на холостых, тяжело пускается. Меняли фильтры, мыли форсунки – всё зря. Проверили давлениетопливного насоса – 2,3 атм. В пределах допуска. Но в прозрачной трубкеобратки хозяин обнаружил мелкиепузырьки. Воздух? Нет, соединениябензопровода сухие. И тут осенило!Первым попался под руку съемник...шаровых опор, но и его хватило, чтобымотор очень скоро запел, как положено.Ваши версии, знатоки!Ответ с пометкой «Конкурс»отправьте до 1 октября 2012 годапо адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected].Укажите ваш контактный телефонили иной способ быстрой связи.ПРИЗ!Несколько знатоков разрабатывали другое направление, рассказывая,насколько важна точность зазоровмежду поршнем и стенкой тормозного цилиндра. Мол, при ее утратеначинаются «неизбежные перекосыпоршня с вытекающими отсюда послед­ствиями в виде тормозной жидкости».Но хорошо известно, что поршень,даже тронутый коррозией, нередкоудается реанимировать, просто прошлифовав шкуркой-нулевкой и не особенно заботясь о точности геометрии.Действительно, корпус рабочегоцилиндра выполняет направляющуюфункцию, но, если уплотняющеекольцо в порядке, оно компенсируети возможные перекосы поршня. Каквидим, эта версия не делает нашу историю более понятной.А главное – по условию задачиу Васи все происходило при полнойвнешней исправности тормозов!Значит, и пыльники были в порядке(чистые, плотные), и коррозиине наблюдалось. Что же получается?Уплотнения на своих местах, в цилиндре ржавчины нет, поршень чист,а двигаться не хочет? Раскроем карты.Виновница – опять-таки коррозия,но в другом месте. Вот ответ победителя конкурса. «Однажды у меня дажечистый поршень (без резинки) при­клинило в цилиндре! Почему? Обмерилштангенциркулем детали. Поршеньстальной, идеально круглый. А воталюминиевый цилиндр овальный, некруг­лость рабочей поверхности большемиллиметра! Откуда она взялась?Цилиндр установлен с натягом в чугун­ном суппорте. Но грязь проникаетв зазоры – и при контакте с железомалюминий покрывается окислами.Чем больше объем этого белого веще­ства, тем сильней суппорт зажимаетцилиндр по вертикали. Как избавитьсяот этих тисков? Опилил новые цилин­дры так, чтобы они входили в суппортбез молотка. Хорошенько покрылто и другое мовилем – и собрал. С техпор причин для жалоб на тормоза нет».Эх, прочесть бы эти слова некоторым автолюбителям!..Всем участникам беседы – спасибо.Валерия Леонова поздравляем с победой!174 За рулем 09/2012174_Konkyrs 09.indd 17409.08.2012 16:04:42