228
229
230
231
232
233
СПОРТ | РАЛЛИ-РЕЙД «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» – 2012ГАДКИЙ УТЕНОКВседорожный «ГАЗ-Соболь 4×4» команды «За рулем» весьма достойно проявил себя в ралли-рейде.Вячеслав Субботин делится впечатлениями.НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕКогда кавалькада из раскрашенных«соболей», «Газели» и «Валдая» вкатилась в «Лужники», на призывной пункт«Шелкового пути», не только зрители,но и искушенные члены спортивныхкоманд с любопытством встретилинепривычный караван. Еще бы, ГАЗвпервые заявился в этой дисциплине –и сразу на таком крупном турнире.Мы проехали на свое место,не смущаясь. Но стоило остановиться,посыпались шутки коллег. Первыеспрашивали о цене проезда до Рязани,вторые желали написать на двери:«Открывается автоматически», третьиспрашивали о свободных местах, четвертые просили подкинуть до метропо двойному тарифу. «Смотрите, какойон неуклюжий, неловкий, гадкий... А чтоэто за тонюсенькие шины?! На прогулкук морю собрались или на ралли?»Мы отшучивались как могли,но внутри накатывала ярость. Хорошосмеется тот, кто смеется последним.Ведь гонка будет длинной – почти4000 км, из них скоростных участковполовина, а дорожные условия поройсложнее, чем в «Дакаре». На маршрутеМосква – Рязань – Волгоград – Элиста – Майкоп – Геленджик собраныпрелести отечественного бездорожья.Все ли весельчаки дотянут?ПОЛЕТЕЛИ ПЕРНАТЫЕКак и в прошлом году, со старта я рванул «на все деньги». Но подброс, за нимдругой быстро привели в чувство.Начал слушать штурмана, переноситьсказанное на поле сражения, изучатьповадки автомобиля – скорость сбросил до разумной.228 За рулем 09/2012228-233(1_2g)_Sobol 4x4.indd 22810.08.2012 10:58:09 Смотрите на iPad:участвуем в ралли-рейдеМашина идет отменно, но на рульреагирует с некоторым запаздыванием:давление в шинах снизили с дорожных2,2 атм до раллийных 1,7. Надо привыкать. Чертовски досадно слышатьрезкий звук зуммера: тебя догналии следует уступить дорогу. Хочетсярвануть за обидчиком, но это опасно –за пылью не видно дороги. Отыграемся, когда пойдут пески, ведь их доляв общей протяженности марафонане меньше 40%. А пока, скрипя зубами,пропускаем быстрых и сумасшедших.Пески встретили уже через 200 кмпервого скоростного участка. Хорошо,ведь машину затачивали именно подбездорожье: песок, грязь, камни, глубокая колея. Отсюда блокировки всегои вся, пониженный ряд в трансмиссии,слайдеры, огромные колеса и большиеходы подвесок.Я помню это место с прошлогогода. Только вылетаешь из плотногоперелеска, перед глазами сразу вырастает большая песчаная дюна. Еслитаранить ее прямо, застрянет дажеКамАЗ. Едва ветки деревьев перестали хлестать по зеркалам и окнам,резко, не теряя хода, сворачиваюнаправо и через десяток метроввлево, – «Соболь» роет песок и на максимуме оборотов карабкается в гору.Где-то наверху точка GPS, которойнепременно нужно «коснуться»,иначе оштрафуют на два или тричаса. По пути на вершину обходимсразу пять копошащихся экипажей.Не они ли насмехались над нами?Ближе к финишу спецучасткапошел рыхлый песок. Турбина дизеля«Камминс» что есть сил запихивалавоздух в цилиндры, колеса выкидывали килограммы песка, но скоростькатастрофически падала. Надо остановиться, чтобы еще понизить давление в шинах. Как же мотору тащитьавто, если даже ноги утопают? Однакона полутора атмосферах машинуне узнать, катится на расплющенныхпокрышках резво, словно по асфальту.Ай да «Мишлен»! Свое названиеLatitude Cross оправдал! Не ошиблисьэксперты компании и наши испытатели, рекомендуя именно эту модельдля ралли-рейда.Из внедорожных устройств пользуемся пока лишь пониженным рядом(межосевая блокировка включена всевремя гонки). В блокировках осейнужды еще нет. В ходу третья и четвертая передачи, скорость под 70 км/ч.Обходим десяток машин, чтоза наслаждение! Но вдруг кабина заполняется паром, под ногами горячий«Тосол». Я в панике – гонка закончилась? Ерунда! Соскочила от вибрацийпитающая колодка одного из электровентиляторов. Усилий другогоне хватило, поднялись температураЭКИПАЖ «ЗА РУЛЕМ»Штурман РамильЗамалетдинов родилсяи живет в Ульяновске;33 года, худой и высо‑кий. Гонщик, конструктор,механик. Однаждыв Дмитрове на кроссе, чтобы прорватьсяна пьедестал, натурально проехал по кры‑шам соперников, угодивших в завал.С 2002‑го по 2008 год трудился на УАЗев спортивном отделении. Три года отъездилвместе с лучшим в то время заводскимпилотом Биньямином Джепаевым. Сталсеребряным призером чемпионата страны.Набрался опыта и перебрался в спортивнуюкоманду УАРЗа. Гоночный «Соболь 4×4» –его рук дело.Пилот Вячеслав Субботин – москвич, 49 лет.Заместитель главногоредактора «За рулем».Роста небольшого,но тоже поджарый.Первый ДВС, от мопеда, разобрал и собралеще в четвертом классе. В МАДИ поступилуже законченным мотоциклистом. На Доскепочета института висел как лучший спортс­мен вуза… по борьбе самбо. Строил спор‑тивные багги и мастерил самодельныемощные мотоциклы.Второй раз отправляется с Рамилемв «Шелковый путь». Еще ни разу не поруга‑лись. Первый раз мчались на «Патриоте» –47‑е место. В этом году на «Соболе 4×4» –35‑я позиция.За рулем 09/2012 229228-233(1_2g)_Sobol 4x4.indd 22910.08.2012 10:58:18 | РАЛЛИ-РЕЙД «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» – 2012  ВячеславСубботин и РамильЗамалетдинов –экипаж«За рулем» –втолковываюткорреспонденту:наши машины, брат,покруче иномарок!  Силовой агрегат на нашем«Соболе» смещен назад почтина метр. Поэтомуна хорошем ходуприземляться удавалось довольноровно и мы моглидержать высокуюскорость.и давление – рвануло соединениепатрубка и шланга. Все восстановилиминут за пятнадцать. Одно огорчение:на порожке «Соболя» нашел в луже«Тосола» свой телефон. Хороший былаппарат...В первый день добралисьдо финиша лишь в восьмом десятке.Но мы уже знали все сильные сторонынашего «проходимца». Осталось ловкоих использовать.В АРЧЕДИНСКОЙ ЗАПАДНЕЭтап, где полпути – 150 км пескови пустынных участков с высокимибарханами. Машина лихо несетсяпо мягкой подстилке и быстро встаетна курс, даже если боком вылетает  «Соболь 4×4», одиниз автомобилей команды.Возил журналистов на точкисъемок порой по тем жедорогам, где мчалисьбо­евые машины. В штатномоснащении, он давал форудругим внедорожникам.  В глубоком песке«Соболь» как рыба в воде.Цепкие шины, большойдорожный просвет, тяговитый 150-сильный турбодизель, пониженный ряди быстрые пневмоблокировки «Спрут» для переднейи задней осей. Проедешь,где пожелаешь.230 За рулем 09/2012228-233(1_2g)_Sobol 4x4.indd 23010.08.2012 11:05:56 из очередного виража. Приятно поддать газу на подъеме, оторватьсяна вершине всеми колесами и мягкоприземлиться. Русские горки на гоночном «Соболе» – захватывающийаттракцион.Первым, кого настигли, былБМВ-Х6, второй – «ё-мобиль» (ранееизвестный как чемпионский прототип «Мицубиси», но об этом ни-ни!),третий – «УАЗ-Патриот» ульяновскойкоманды. Потом перестали считатьсоперников.В очередной «песочнице» обходим«Паджеро», за ним техничку МАН,ловко ныряем между грядами бархановк следующей точке GPS. Снова верещитзуммер, требуя уступить дорогу. Ктоэтот наглец? И как мы его проворонили? С натужным ревом мотора, взрывая бампером песок, на обгон вышел«Крузер 200». Опережал отчаянно,красиво, но недолго: «Тойота» нырнулав ров, закопалась и замерла. Не успелпорадоваться, как сам встал. Не хватило хода – повисли на гряде барханав пяти метрах от обидчиков! Смотретьнадо было вперед, а не по сторонам,ведь для «Соболя» такие препятствия –игрушки.«У тебя есть шанс исправиться», –улыбнулся штурман и вручил мнелопату. Сам пошел спускать колеса.Как хорошо, что под днищем огромный защитный лист: остается немногоподкопать под мостами и раздаточнойкоробкой, на «лыже» машина сама  съедет с горки. Работа землекопазаняла 10 минут, еще пять – на фотосъемку, сборы и помощь сопернику.Уверовав в недюжинные способности своего авто, мы каждый деньприбавляли темп, обгоняли по десяткуавтомобилей и упорно двигались вверхпо турнирной таблице.ГРЯЗЕВЫЕ ВАННЫ ПОЛЕЗНЫФинальный день для нас стал триумфальным. На этом участке финишировали аж двадцать третьими. Погодабыла на нашей стороне. На Ставрополье шли дожди, трассу крепкоразвезло – для «Соболя» раздолье.Вылетаем на огромное раскисшее поле:  Над нашими шинами Michelin LatitudeCross бывалые гонщики хохотали: беззубые и узкие. Но после песков и грязиинтересовались, где брали и почем.  Внутри – компрессоры для подкачкиправого и левого бортов, 10-литровыеканистры с запасом воды и масла. Сендтраки не доставали ни разу: проходимости у машины оказалось с избытком.  Автомобиль оказалсяпотрясающе надежным:за всю гонку ни однойсерьезной поломки. Сейчасего проверяют, но не ремонтируют.  Первый брод проезжалиаккуратно, и не зря: ночью зрители выкопали в русле траншею и запрудили реку – чтобыгонщикам веселей было...  С длинной базой можносмело входить в занос –не завалишься. Лишь бы турбина в этот момент не отказала, как на КамАЗе ЭдуардаНиколаева. У него пропалатяга, и он чуть не опрокинулся.За рулем 09/2012 231228-233(1_2g)_Sobol 4x4.indd 23110.08.2012 11:04:59 РАЛЛИ-РЕЙД «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»,итоги  На финишный подиум мы привезли не только себя и машину, но и в кузове почти всюкоманду. «Соболь» в первую очередь вэн, потом внедорожник.справа, слева буксуют грозные покорители пустынь, впереди на переправезастыла пара грузовиков, за ними дваперевернутых внедорожника.Сердце екнуло – мы-то пролезем?У страха глаза велики, но отступатьнекуда. Ударом включаю пониженную, на короткое время вторуюи тут же третью. Педаль в пол! Моторвыдал отменное соло на четырехтысячах. Мы понеслись вниз к реке.Узкие и высокие «мишлены» уверенно нарезали колею на распаханном поле до твердой поверхности,и «Соболь» быстро набирал ход.Подскочили к броду. С брызгамивыше крыши автомобиль вырвалсяна сушу и дальше по крутому берегуотправился в полет на следующееполе. Машина шлепнулась на четыреколеса (такое с ней бывало редко), прилипла к дороге – отлично сработалиАВТОМОБИЛИ1. Б. Гадасин (Россия, «G-Форс Прото») 20:03.422. Ш. Балаш (Венгрия, «Опель-Антара»)  3.343. М. Заплетал (Чехия, «Хаммер-Н3 Эво»)  10.354. Л. Альварес(Аргентина, «Тойота-Хайлюкс») 28.135. К. Лавиль(Франция, «Прото Дессуд-11») 1:15.256. С. Савенко (Россия, багги «Хонда»)  2:00.09ГРУЗОВИКИ1. А. Мардеев (Россия, КамАЗ-4326)  20:06.252. П. Верслуис (Голландия, MAN TGS) 30.283. А. Шибалов (Россия, КамАЗ-4326)57.184. А. Лопрайс (Чехия, MAN TGS) 1:03.095. Д. Сотников (Россия, КамАЗ-4326)  2:05.586. Э. Николаев (Россия, КамАЗ-4326)  2:14.09амортизаторы – и, обдав восторженных болельщиков комьями чернозема,помчалась как ни в чем не бывалопо пахоте дальше. До финиша марафона рукой подать, всего сотня километров.ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯИтак, 35-е место в общем зачете! Отставание от лидера 10 часов 49 минут.Недурно для дебюта машины,  Проходя очереднойброд, мы все-таки залиливентилятор радиатора.К финишу спецучастка онотказал. Заменили новым.Мотор перестал греться.232 За рулем 09/2012228-233(1_2g)_Sobol 4x4.indd 23210.08.2012 11:05:16 РАЛЛИ-РЕЙД «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» – 2012РЕАБИЛИТАЦИЯГод назад россияне отдали всетрофеи иностранцам – потерпеланеудачу дружина «КамАЗ-Мастер»,поломки и аварии выкосили лидеровв зачете внедорожников. Условия дляреванша в этом году были явные –гонку пропустили сильная немецкаякоманда Х-Raid и голландская грузовая бригада «Де Рой». Хотя числоучастников даже выросло: установленрекорд массовости «Шелкового пути» в зачетеавтомобилей – 104 экипажа! Впервые удалосьзаманить на старт французского ветеранаЖана-Луи Шлессера, который, безусловно,стал фаворитом.Трассу существенно перекроили, длинаспецучастков сократилась с 2400 до 1880 км(убрали грунтовки средней полосы). Финальный этап Майкоп – Геленджик пришлосьотменить из-за последствий наводненияв регионе. При этом стало больше пескаи усложнилась навигация.Шлессер сошел на втором этапе: егобагги споткнулся о собственный отвисшийлист защиты и перевернулся. Пилот сломалруку и прекратил гонку, упростив задачуБорису Гадасину, который уступал лидерупосле первого дня всего 11 секунд.Развязка в битве грузовиков наступилана последнем этапе. Камазовец ЭдуардНиколаев лишился верной победы, вылетевс трассы и наглухо застряв в болоте, неподалеку от уже сидевшего там Алеша Лопрайса.Оба лидера в зачете грузовиков оказалисьза чертой призеров.Отметим, что состав участников в зачетеавтомобилей сильным не назовешь. АйратМардеев на КамАЗе всю дистанцию шелв темпе внедорожников и на финише уступил Гадасину менее трех минут. А ЭдуардНиколаев на одном из этапов вообще оказался самым быстрым во всем пелетоне.Откровенно говоря, так быть не должно.состо­ящей на 80% из заводских деталей. При этом ни одной серьезнойполомки, те, что были, – мелочь.Сломавшийся вентилятор охлаждения – медленнее надо было бродфорсировать. Треснувший кореннойлист рессоры – поменьше залихватских прыжков и необдуманной ездыв промоинах. Да, трепали мы машинузнатно. Ее запаса прочности на двехватит.И нам бы радоваться! Но грустьне дает насладиться успехом, ведьвместе с возросшими надежностью,внедорожными и ездовыми качестваминового авто исчезло несравненное чувство захватывающего приключения.В прошлом году мы отчаяннорванули в «Шелковый путь» на УАЗе,на котором каждый день старта – прыжок в неизвестность. Доедем – не доедем, на каком километре развалитсяраздатка или подшипник, как будемвыкарабкиваться? «Соболь» задавалдругие вопросы: как верно построитьтактику, где наддать или отпустить,как быстрее и ловчее атаковать барханили соперников? Хотя в этом тожеесть своя романтика. Полет по трассевсе же интереснее увлекательногоремонта. Быть лебедем куда приятней,чем гадким утенком.На правах рекламыЗа рулем 09/2012 233228-233(1_2g)_Sobol 4x4.indd 23310.08.2012 11:00:45