156
157
В ЦИФРАХДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТТЕХНИКА | АВТОМОБИЛЬПРОВЕРКА НА ПРОСВЕТМиллиметры пространства под днищем важны и для скорости, и для проходимости. В поисках интересныхпримеров под автомобили заглядывал Кирилл Милешкин.  Самый скромный дорожныйпросвет – у спортивных авто‑мобилей. Чем ровнее покрытие,тем ниже можно установитькузов, опустив тем самымцентр тяжести и улучшивустойчивость и управляемость.Например, клиренс у картавсего 20–30 мм. У машинФормулы‑1 под днищем уста‑новлена так называемая доскаскольжения толщиной всегов 10 мм, – если после фини‑ша она стала тоньше хотя бына 10%, гонщика дисквалифи‑цируют. Таким образом органи‑заторы следят, чтобы командыне изменяли дорожный просветпо ходу гонки.  Разумный минимум клиренса для дорожных машин – 100 мм.Именно столько под днищем самых экстремальных суперкаров.Трудностей при проезде неровностей добавляют огромные передниесвесы. Среди опций для «Ламборгини» есть функция подъема передкана 45 мм для штурма «лежачих полицейских» и заезда на пандусымногоэтажных парковок. Иногда малым дорожным просветом удивляюти бюджетные модели. Так, у полностью груженных «Жигулей» от ката‑литического нейтрализатора до земли всего 90 мм. Есть невысокиепоказатели и в стане кроссоверов: «Пежо‑3008» и «Мицубиси-ASX»не набирают и 160 мм под нижней точкой днища. Неплохой результатдля легковушки, но не для вседорожника. А что творят любителитюнинга! Иногда они опускают кузов до формульных 50–70 мм.  «Фольксваген-Гольф» вто‑рого поколения имел в гаммепо-настоящему уникальнуюмодификацию «Кантри».Кузов пятидверного хэтчбекаводрузили на раму, снаб‑дили обвесом, установилиполноприводную трансмиссиюс вискомуфтой. В нормаль‑ных условиях на заднюю осьпередается 5% крутящегомомента, а при пробук‑совке – до 70% тяги. Чемне кроссовер?! Официальнозаявленные 180 мм дорож‑ного просвета позволяют безопаски съезжать с асфальта.По факту же большинстводеталей находится на рассто­янии не меньше чем 200 ммот земли! Эту модель можноуже отнести к раритетам:«Кантри» выпускали меньшедвух лет (с весны 1990‑гопо конец 1991 года), свет уви‑дело около 7800 экземпляров,многие из которых не дожилидо сегодняшних дней.156 За рулем 09/2012156-157_Prosvet.indd 15610.08.2012 11:37:23   В портальных мостах,напоминающих своейформой букву П, балкаподнята над осью вращения колес. На внедорожниках такое решениеувеличивает дорожныйпросвет на 40–140 мм.В городских автобусахи троллейбусах пол,наоборот, должен бытьнизким. И в идеалеровным по всей длинесалона. Для этого портальный мост устанавливают вверх ногами.По данным лидеров в производстве такой продукции – компаний ZFи «Фойт», пол оказывается ниже колесных ступиц более чем 200 мм,то есть почти на одном уровне с бордюром. А ведь еще недавно разница составляла две-три ступеньки.  Изменятьдорожный просветможет владелецлюбого автомобиля – достаточноприобрести регулируемые амортизаторы. В зависимостиот назначения(ралли, трековыезаезды, дрифт,повседневная езда)клиренс гуляетна 70–100 ммот штатного положения машиныкак в плюс, таки в минус. Но дляэтого придетсялезть с ключамипод машину.  По-настоящему резвиться на бездорожье можно, когда под днищем более 200 мм. Увы, многие современные кроссоверы такимпоказателем похвастаться не могут. Высокопрофильная резина и регулируемая пневмоподвеска поднимают клиренс до 300 мм. А у легендарного американского военного «Хаммера», равно как и у егоаналогов из других стран, расстояние от днища до земли превышает400 мм. Ведь по долгу службы автомобиль должен покорять препятствия полуметровой высоты. Таким клиренсом располагает дажене всякий полноприводный грузовик. Однако до портального погрузчика (на фото) им всем далеко. Тот с легкостью пропускает под собойцелые контейнеры.Слабое звено при форсировании луж и речек – воздухозаборник: через него вода попадает в двигатель и наносит смертельный гидроудар. Поэтому глубина преодолеваемого бродав характеристиках серьезной техники идет отдельной строкой.Например, старина «Ленд-Ровер Дефендер» может нырнуть безпоследствий в 500-миллиметровую толщу воды, «Тойота-ЛендКрузер 200» покорит 700 мм, а для пикапа «Форд-Рейнджер»заявлены все 800 мм. Это, кстати, больше, чем у армейского«Хаммера». Для вездеходов и танков не предел и полтора метра,а оснащенные системой для подводного вождения могут погружаться до пяти. Пример другой крайности – «Форд‑Фокус 2»: еговоздухозаборник установлен ниже фары.За рулем 09/2012 157156-157_Prosvet.indd 15710.08.2012 11:40:04