192
194
КОМПОНЕНТЫ | ТИПЫ ЗИМНИХ ШИНЕСТЬ КОНТАКТ!Определиться с выбором типа зимних шин поможет Сергей Мишин.То, что шина должна крепко держать дорогу, сомнений не вызывает. Летом еще ничего, а вотзимой покрытие переменчиво –то снег, то лед, то сухой асфальт…Да еще производители, как назло, загоняют в тупик богатством выбора: кромешипованных предлагают так называемые фрикционные, к тому же двухтипов – скандинавские и европейские.С ума сойти можно!Главное – правильно оценитьпредстоящие условия эксплуатации.К сожалению, более-менее стабильнаяпогода сохраняется лишь на Северномполюсе да на Южном, но там простымавтомобилистам делать нечего. А у насчто ни день, то свое время года. Менятьколеса при каждом выезде никто,разумеется, не станет – приходитсяориентироваться на некое среднееарифметическое.ПРОСТЫЕ ИСТИНЫТОРГОВЫЙ РЯДРечь не о конкретных моделях, их мысравниваем в традиционных тестах.Текущая задача – выявить недостаткии преимущества каждой из групп зимних покрышек. В наличии плюсов никтоне сомневается. Не будь их, худший типпропал бы с прилавков сам собой – комуохота ездить на барахле, да еще зимой!Проще всего отличить шины шипованные – по наличию «гвоздиков»в протекторе. Порой на «диких» рынках встречаются покрышки, предназначенные для ошиповки (иногда дажес отверстиями), но без шипов. Некоторые называют их нешипованными,но это заблуждение.Фрикционные, они же нешипуемые, предназначены для «белых»(заснеженных и обледенелых) дорог.Специалисты называют такие скандинавскими или нордическими, а народименует «липучками».Третья группа представляет собойеще один тип фрикционных шин –среднеевропейский, рассчитанныйна относительно теплые европейскиезимы и ориентированный в первуюочередь на «черные» (асфальтовые)дороги, а потому и на более высокиескорости.Различить два последних типана глаз не так просто (особенностирисунка протектора и твердость резиновой смеси приведены в первойтаблице) – в каждом конкретном случае лучше проконсультироваться у квалифицированных продавцов.192 За рулем 11/2012192.194_type tyres.indd 19205.10.2012 15:14:57 | ТИПЫ ЗИМНИХ ШИНОсобенностипротектораТвердостьрезины,ед. по ШоруСреднеевропейские Всесезонныетеплая, сырая зиматеплая, сырая зима;и нежаркое лето;высокие сцепныесочетаниесвойствана мокромудовлетворительныххолодная зима;асфальтесцепных свойствзаснеженныезима;и сопротивлениена сухом/мокроми обледенелыеобледенелыеслэшпленингу;асфальте с весьмадороги;и заснеженныедопустимаскромными зимнимине повреждаютдорогикратковременнаяхарактеристиками;асфальтовоеэксплуатациядопустимапокрытиена заснеженномкратковременнаяи обледенеломэксплуатацияасфальтена заснеженномпокрытиикрупные водоотносительноналичие шипов,оченьмягкаярезина,небольшоеа в протекторе –количество и снегоотводящиеколичествоотводящих канавок, большоенебольших продольныеи поперечныеводоотводящихв шашках – ламелей ламелей,отводящихканавокканавки, ламеликанавок и ламелей(мелкие разрезы)55–6050–5560–6560–65ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ШИНТипшинШипованныеНазначениеи особенностиСкандинавскиеСредне­европейские СкандинавскиеШипованныеПРИМЕРЫ ШИН РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВВсесезонныеОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАССМАТРИВАЕМЫХ ТИПОВ ШИНРисунокТипичные представителипротектораасимметричный Continental ContiIceContactGislaved NordFrost 5направленный Michelin X-Ice North 2Nokian Hakkapeliitta 7WT-14симметричный BridgestoneKumho I’ZEN Stud KW11асимметричный ContinentalContiVikingContact 5Bridgestone Blizzak WS60направленный Michelin X-Ice 2Nokian Hakkapeliitta RсимметричныйGoodyear Ice Navi ZeaToyo Garit G4Matador Nordiccaасимметричный Michelin Pilot AlpinPirelli Winter SottozeroAlpin PA3направленный MichelinGoodyear UltraGrip 7симметричный Pirelli Scorpion Ice & SnowOptimo 4Sасимметричный HankookVredestein Quatrac 3Goodyear Vector 4Seasonsнаправленный Pirelli P 2500 Euro 4SMaxxis All SeasonAll Terrainсимметричный CordiantYokohama Y354ШипованныеПроходимостьв глубоком снегуСцеплениена заснеженныхдорогахСцеплениена укатанном снегуСцеплениена промороженномльду (–15 ºС и ниже)Выезд из обледенелойколеиСцепление на таломльдуПоведение на мокройснежной кашеСцепление на сухоми мокром асфальтеУровень шумаСкандинавскиеСреднеевропейскиеВсесезонныеотлично илихорошоотличнопосредственноплохоотлично илихорошоилиотлично или хорошо хорошопосредственноплохоотлично илихорошохорошопосредственноплохохорошо илипосредственноотличнопосредственно илиплохоплохоВсесезонные шины – плод множества компромиссов. Как говорится,ни богу свечка, ни черту кочерга. Хотяи у них есть своя сфера использования.отличнохорошопосредственно илиплохоочень плохоПО НАУКЕхорошопосредственноплохоочень плохохорошо илипосредственнохорошо илипосредственнохорошо илипосредственнохорошоотлично или хорошоплохохорошохорошоотличноотличнопосредственнопосредственноПримечание. Оценки основаны на результатах собственных тестов ЗР за полтора десятка лет. Мы использовали усредненные показателипокрышек каждого из типов (у отдельных моделей они могут значительно отличаться), не зацикливаясь на конкретных брендах и моделях.Увы, идеальных покрышек на все случаи жизни пока не придумали. Значит,чем-то жертвовать при покупке придется.Для начала прикиньте, по какимдорогам (хорошо очищенным, заснеженным, обледенелым и т. д.) вамприходится ездить наиболее часто,либо сориентируйтесь на те условия,которые представляют для вас наибольшую опасность. Будьте готовыпоступиться второстепенными характеристиками – «шиповки», например,громко шумят.Для автомобилей без антиблокировочной системы рекомендуем предпочесть шипованные шины, посколькупри заблокированных колесах (на льдутакое случается частенько) шипыцепляются за лед лучше, чем кромкирезины мягких «липучек».Зимние шины, в отличие от летних,лучше выбирать более узкие – естественно, из тех размеров, что рекомендует завод-изготовитель вашегоавтомобиля. Зимой важно иметь болеевысокое удельное давление на дорогув пятне контакта – в таком случаешины наиболее эффективны на укатанном снегу, на льду и – особенно! –на снежной каше и в лужах.Исключение составляет проходимость в глубоком снегу: здесь предпочтительнее более широкие шины.194 За рулем 11/2012192.194_type tyres.indd 19405.10.2012 15:14:58