224
225
ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯТРОЛЛЕЙБУС ДЛЯ АВТОБАНОВКомпания «Сименс» не стала дожидаться, покааккумуляторы наберут емкость, достаточную длясколь-нибудь значительного пробега, и выдвинула новую концепцию электрификации грузовыхавтоперевозок eHighway. Всего-то надо оснаститьтягачи токосъемниками, а над автобанами протянуть контактную сеть. Примерно такую, какдля троллейбусов, только с большим рассто­янием между проводами. А вот токоприемникиоригинальные: они позволяют значительносмещаться вправо-влево, но главное – при необходимости маневра «рога» прямо на ходу можноопустить, а затем вновь поднять к проводам.За этим процессом водителю нет нужды следить: В такой «привязанный» гибридпревратили инженеры «Сименса»обычный грузовик. Впрочем,не совсем обычный:начинка претерпелаизменения. Теперькарданный вал связывает с колесамиэлектродвигатель.А дизель просто крутит генератор, когдапровода над дорогой кончаются.ДОСТУПНАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ Называть этот автомобиль супергибридом, конечно, несколько нескромно.Английская компания Controlled PowerTechnologies (СРТ) сделала очередной шаг в отработке технологии превращения обычных легковыхи легких коммерческих авто в гибриды. Уже можнопокататься и оценить преимущества обычногос виду «Фольксвагена-Пассат», над которым потрудились умельцы СРТ. Они заменили серийныестартер и генератор своим комбинированным агрегатом и придумали такую схему натяжения привод­ного ремня, чтобы он мог передавать крутящиймомент от генератора на коленчатый вал, возвращая накопленную в свинцовых (!) аккумуляторах(они разместились под полом багажника) энергиюсервоприводом токоприемников управляет видеокамера на крыше.Выглядит всё так. Понадобилось водителюобогнать кого-то или вообще свернуть с трассы,и он это спокойно делает на скорости до 90 км/ч:автоматически пускается дизель и берет на себязаботу об автономном движении. Появилась контактная сеть? Гидроцилиндры немедленно поднимут токоприемники, а ДВС выключится. Всё,что касается самого автомобиля, совсем не дорого,эффект очевиден, вот только контактная сетьпотребует больших вложений. Впрочем, пока речьидет о наиболее загруженных маршрутах грузоперевозок. Глядишь, и тираж ЗР будут когда-нибудьвозить такими «троллейбусами».торможения. Такие батареи не столь дороги, какобычно применяемые в гибридах литиево-ионные,хотя, конечно, и не столь энергоемкие. Но в данном случае другие и не требуются.Что еще появилось в «Пассате»? Разумеется,электронный блок: он управляет всем этим оборудованием и, кроме того, реализует функцию«стоп-старт». Серийный 1,4-литровый двигательфорсировали со 122 до 142 л.с., вырос и крутящиймомент –  75 Н.м.В итоге автомобиль улучшил разгоннуюдинамику на 2,5 с, а расход топлива снизилсяс 6,2 л/100 км до 5,6 л. Ненамного? Но авторыпредлагают сравнивать его с аппетитом «Пассата»,оснащенного мотором 1,8 TSI, ведь теперь динамика стала такой, как у него. И тогда можно плясатьот исходных 6,9 л/100 км, а это уже серьезнее. Теперь ремень выполняет еще и тяговую функцию. Запаску пришлось выкинуть, затовсе влезло в подпол.224 За рулем 11/2012224-225(1_2V)_Novinki 11.indd 22405.10.2012 15:30:41 Нынешние фары стали куда сложнее и умнее, чем прежде:то поворот высветят, то уберут луч с глаз встречного водителя. Картинка светораспределения перестала быть статичной, раз и навсегда заданной. Как же проверить такие фары?Прибор MLT 3000, разработанный фирмой МАНА, оснащенвысокопроизводительнымпроцессором и CMOSвидеокамерой. Светотеневаяграница в динамике отображается на цветном дисплее прибора и сравнивается с эталонной для данной модели.Причем это не единственная камера нового прибора.Еще одна помогает выставитьего точно вдоль перпендику  Внешний вид нового приляра к продольной оси автобора вполне традиционен.мобиля, при этом добавочныйДля работы с его сенсорнымсенсор учитывает возможныйэкраном потребуются особыенаклон машины и коррекциянавыки и знание современныхавтоматически вводится в просистем автомобильного освецессор.щения.На правах рекламыЗАГЛЯНИ В ГЛАЗАКОРОБКА ИЗ НАБОРАКомпания ZF продемонстрировала новый подход к констру­ированию коробок передач для грузовиков. Ее «Траксон»не просто очередной автомат, а модульная система трансмиссии (так называют ее разработчики). Теперь необходимый тип собирается из готовых «кирпичиков»-модулей.Например, можно выбрать модуль с двойным сцеплениемили с гидротранформатором, а можно – традиционное сухоесцепление. Есть и гибридный «кирпичик»: в него встроенэлектромотор мощностью 163 л.с., обеспечивающий каквозможность двигаться лишь на электротяге, так и рекуперацию энергии при торможении, а также дополнительнуютягу при разгоне.Нужен отбор мощности для навесных агрегатов? Нетпроблем: достаточно установить между двигателем и коробкой модуль с дополнительным выходным валом. Причемвсе комбинации охватываются единственной «операционной системой» – программу нужно только подстроить подвыбранную конфигурацию. Интересно, что предусмотренавозможность работы с функцией Prevision GPS. Она управляет коробкой в соответствии с топографией местности,выбирая наивыгоднейший режим переключений.  Основной блок с шестеренками можно сопрягать с пятьюмодулями: одно- или двухдисковое сцепление, блок из двухсцеплений а-ля DSG, гибридное звено, модуль отбора мощности,гидротрансформатор.224-225(1_2V)_Novinki 11.indd 22505.10.2012 15:30:42