256
258
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ ПРЕПАРАТЫБЕЗОПАСНОСТЬ | РАССЛЕДОВАНИЕ ЗРв соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-93». А это, в свою очередь,должно гарантировать «безопасныеусловия движения со скоростью, разрешенной ПДД». Обработка дорогдолжна проводиться «преимущественно в утренние или вечерние часы,при скорости ветра не более 5,4 м/си относительной влажности воздуха40–80%».Не было только главного – критериев выбора того или иного препарата.Как правило, нас отправляли к итогамразных тендеров, в процессе которыхи принимается решение о закупке.А СУДЬИ КТО?Выбор противогололедных препаратов в России и в мире не слишкомвелик: это соли (калия, натрия, магния,в твердом или жидком виде) с небольшим добавлением присадок, а такжепесок, гранитная крошка и т. п. Всёдавно известно и проверено, разницалишь в пропорциях. Местные властисами выбирают на тендерах поставщиков, которым вправе выдвигатьсвои требования. Кстати, сертификатна ПГР можно получить во многихлабораториях, где занимаютсякак химическими, так и физическими испытаниями (в частности, измеряют коэффициентскольжения), – но он не являетсяобязательным! А замеры скольжения в реальных условиях полигонапо российским ГОСТам не проводятсявовсе. Поэтому, видимо, на федеральных дорогах испокон веку используюттолько песок и соль, причем соль разбрасывают и до, и после снегопада.ПЛАВИМ ПОЧВУ, УДОБРЯЕМ ЛЕДКогда в арсенале столичных коммунальщиков появляются новые противогололедные реагенты,жди неприятностей. Стекла машины покрываются плохо смываемым налетом, снег превращаетсяв скользкую грязную жижу… За изучение темы взялись Игорь Моржаретто и Михаил Колодочкин.ИГРА В ПОДДАВКИУмение уходить от неприятныхвопросов в столичной мэрии освоилидавным-давно, причем в совершенстве.Лишний раз это подтвердили нашипопытки выяснить, что же за препараты применяют в Москве, почемузакупают именно их, в каком количестве и кто за это отвечает. Вежливыечиновники умело переадресуют журналистов с одного номера телефонана другой, от департамента к департаменту, просят прислать официальныеписьма, подождать ответа несколькодней… И так может продолжатьсябесконечно. В ожидании мы изучилинесколько официальных документов,касающихся борьбы со льдом в столице. Откуда почерпнули массу интересной информации.Например, согласно московскойинструкции зима у нас продолжаетсяот 165 до 166 дней в году, а конкретно –с 1 ноября по 15 апреля. При этомв течение трех часов с начала снегопадавсе дороги должны быть обработаныпротивогололедными реагентами(ПГР), а МКАД, основные магистралии развязки – вообще в течение часа,дабы обеспечить «коэффициентсцепления колес автотранспортныхсредств с дорожным покрытиемВ Москве же с прошлого годарешили пойти своим путем. Например,резко увеличили количество закупаемых ПГР (в год – до 260 тыс. тоннжидких и до 200 тыс. тонн твердых).Причем впервые широко начали применять твердые реагенты на основехлористого натрия, содержащиедо 20% разных добавок (хлористыйкальций, формиат натрия и хлористыйкалий).Такие препараты теперь проходятпо графе «Инновационные био-ПГР».А производитель этого добра такрекламирует свою продукцию: «Плавит лед – удобряет почву».256 За рулем 11/2012256.258_Gololed.indd 25605.10.2012 20:30:13 | РАССЛЕДОВАНИЕ ЗРНАШИ ЭКСПЕРИМЕНТЫОборудованиедля замеров:динамометр,кусок покрышки и гиря. Да,примитивно,но результатыникто не опроверг!Может, так оно и будет – от волшебных добавок по весне расцветут вдоль московских дорог травыи кусты невиданной красы… Не знаем.Факт, однако, что новые препаратымного дороже старых, проверенных.Такова цена прогресса, которыйтребует затрат. И рекомендуемоеколичество обработок твердыми ПГРтоже резко увеличено – с 30 до 70и больше.С прошлого года в Москве впервыеза много лет также разрешили применять ПГР не только на проезжейчасти, но и на всех тротуарах, во дворахи пешеходных зонах. Для этого закупили 45 тыс. тонн смесей – конечно,«инновационных». Как они будутвзаимодействовать с нашей обувьюи собачьими лапами, пока неизвестно.Жалобы москвичей по этому поводуне стихают.Поэтому в конце прошлойзимы мы решили провести целыйряд научных экспериментов. Дляэтого приобрели мешок с препаратомBIONORD Уральского завода противогололедных материалов.Тем набралось несколько:– оценить коэффициенты тренияна дорожном покрытии – до и после;– провести экспресс-анализ вли­яния чудо-порошка на металл;– «накормить» подопытное растение (кактус) и сравнить его с обычнымисобратьями по цветочным горшкам.Итоги запечатлела камера. Состо­яние трех кактусов «до и после» в комментариях не нуждается: читатель, надополагать, догадается, какую из трехколючек мы поливали в течение парынедель водичкой с «Бионордом».Металл отреагировал еще быстрее. Двеабсолютно одинаковые гайки погрузили в растворы – в первом была поваренная соль, позаимствованная в редакционном буфете, во втором – дорожноезелье. Результаты после пяти сутоквыдержки – на фото! На повареннуюсоль гайка не отреагировала вообще,зато ее подруге явно поплохело!Что касается трения, то, согласновелению времени, пришлось изготовить «спецоборудование с применением нанотехнологий». Из принесенной в жертву покрышки соорудилиподобие салазок, в них положилилюбимую редакционную гирю, послечего прицепили динамометр и поехалина улицу оценивать трение. Получилось смешно. Каждый проезжающийводитель изумленно выворачивалшею, пытаясь угадать, чем занимаютсяэти чудаки с гирями, санками и фотокамерами.А вот чем! На укатанном плотном снегу салазки с пудовой гирейпотребовали усилия примерно 5 кг.Тот же участок дороги, обработанный«Бионордом», уже через несколькоминут преобразовался в асфальт –усилие подскочило до 8-9 кг! Но ещечерез полчаса плоды трудов превратились в жидкую скользкую кашицу –и салазки начали двигаться при усилиивсего лишь 2-3 кг!Что, собственно, и ожидалось.Коэффициент трения на обработанномасфальте в какой-то момент становится меньше, чем на укатанном снегу.Но если к снегу водитель моральноготов и ведет машину соответствующимобразом, то вид «чистого асфальта»вводит его в заблуждение и побуждаетехать, как летом. Итоги? А они в сводках по ДТП… Редакция ни в коем случаене претендует на абсолютную научнуюобъективность нашего эксперимента,проведенного во дворе с помощью подручных средств. Но все-таки целый рядвыводов он позволяет сделать.Первый: по-прежнему темныйлес – всё, что касается городскихзакупок. И при прежнем мэре, и принынешнем чиновники совсем не стремятся объяснить, зачем они закупаютте или иные препараты, что, конечно,порождает чудовищные слухи – и об их(препаратов) опасности для здоровьялюдей и растений, и о коррупции, связанной с закупками.Второй: как нам кажется, некоторые «побочные действия» новыхпрепаратов изучены слабо. Во всякомслучае, никто в полигонных условияхне исследовал поведение автомобиляпосле обработки дорожного покрытияэтими реагентами. А зря!С ПОЛЬЗОЙ ЛИ?  С новым препаратом познакомиласьстальная гайка. В соленой воде ей лучше!По данным ГИБДД, в январе 2012 годачисло ДТП в столице увеличилось на 17%(по отношению к январю 2011 года), количество погибших на дорогах выросло на 60%.Основные причины, по версии ГАИ: превышение скорости и плохое состояние дорог.По мнению экспертов Межрегиональногообщественного центра «За безопасностьроссийских дорог», главные причины –нарушение технологии зимней уборки улици применение непроверенных реагентов.В зимний период 2011/2012 годаМосква закупила в несколько раз большеПГР, чем в предыдущие годы. В общейсложности на реагенты потрачено около4 млрд. рублей; годом ранее город закупилреагентов на 1,2 млрд. рублей  Подопытные кактусы до и послезнакомства с ПГР. Уж удобряет такудобряет…258 За рулем 11/2012256.258_Gololed.indd 25805.10.2012 14:11:49