50
51
52
54
В ДЕЛЕSMART FORTWOАВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНОНА «СМАРТ»!ВНИМАНИЕ! МАРШ!Серийный «Смарт-ФоТу» продемонстрировали на мотор-шоу во Франкфурте осенью 1997 года.Начать его официальные продажи в России решились спустя 15 лет. Что же нам предлагают – удобныйсити-кар или непрактичную дорогую игрушку? Михаил Кулешов выкатил «тележку» на дорогу.Фото Георгия Садкова.50За рулем 12/2012050-052.054_SMART.indd 5006.11.2012 14:42:23 Наша первая встреча состоялась двас половиной года назад. Это былдизельный «Смарт» моего знако­мого, купленный подержанным всегоза 250 000 рублей. В то время маленькаямашина с незаурядной внешностью и рас­ходом в 5 л на сотню будоражила мое созна­ние так, что я подумывал о такой же. А что,больше одного пассажира перевожу крайнередко, в аэропорт с большими чемоданамиобычно отвозят друзья, а для шкафа илистиральной машины всегда можно заказатьдоставку. Получается, ничем не жертвую.Плюс ко всему одолевало юношеское жела­ние выделяться.Со «Смартом», однако, не сложилось.Стоило поездить на той машине по городуи ощутить все прелести роботизированнойкоробки, как желание пополнить рядысчастливых владельцев улетучилось.Что же получит владелец «офици­ального» «ФоТу»? Бензиновый литровыйатмосферник в 71 силу, роботизированнуюкоробку передач, систему стабилизациии две подушки безопасности, кондици­онер и электроприводы стекол и зер­кал, а также подогрев передних кресел,датчик дождя и штатную аудиосистему.Цена – 710 000 рублей в комплектации«Пэшн». Недешево за двухместную машинусо скромным списком оборудования.ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВОРасположенный на саабовский манерзамок зажигания с непривычки ищешьс полминуты, но это едва ли не единствен­ная особенность, требующая привыкания.Несмотря на то что эргономисты работалис объемом, заданным мизерными габари­тами машины, интерьер «Смарта» вполнедружелюбен. За рулем удобно, хотя креслодвигается лишь по длине, а рулевая колонканамертво приколочена к панели приборов.Оценил удобство посадки и рослый кол­лега, но, как и я, отметил: в дальней дорогене хватает поясничной поддержки.За рулем 12/2012050-052.054_SMART.indd 515106.11.2012 14:42:31 В ДЕЛЕ| ИСПЫТАНОSMART FORTWO  Красная тканевая отделка оживляети без того стильный интерьер.  Покуда едешь от дома до работы, креслакажутся удобными, однако в продолжительных поездках начинает болеть поясница.  Перед глазами водителя лишь самаянеобходимая информация.  Отсеков для мелких вещей в салонедостаточно, а вот выдвижной пепельницевнизу панели я предпочел бы подстаканник.автомата! Как и любой другой покупатель, отдающий за машину крупнуюсумму, я волей-неволей оцениваюудобство езды с ним. Роботизированная коробка «Смарта» – это неудобно!Задержки при переключениях особенно раздражают, когда в городскомтрафике пытаешься быстро перестроиться. Даже если выберете ручнойрежим с подрулевыми лепестками,придется приноровиться, чтобы получалось плавно переключаться подсброс газа.Впрочем, трансмиссия ничемне уступает бюджетным роботамдругих марок, а то и превосходит ихв логике переключений и удобствеиспользования. Но если, скажем,107-му «Пежо» за его 450 000 рублейподобное поведение еще можно простить, то с авто за 700 000 спросдругой. Причем альтернативы в видемеханики, автомата или вариатора для«Смарта», к сожалению, не предусмотрено.Литровый мотор хорош!И в городе, и на трассе запаса тягихватает для бодрых ускорений с любойскорости, а красивый и сочный звукна верхах позволяет забыть, чтосидишь в крохотной микролитражке.Свои паспортные 13,7 секунды разгона до сотни «ФоТу», думаю, выдаст.Представляю, как может выстрелить84-сильный наддувный «Смарт»,не говоря уже о недоступной нам версии «Брабус»!ПИЩА ДЛЯ УМАЯркая передняя панель с краснымитканевыми вставками и маленькимикругляшами тахометра и стрелочныхчасов под стать внешнему облику авто.Жаль, что ее пластик вызывающедемократичен, а солнцезащитныекозырьки лишены зеркал, – женскаяполовина водителей будет разочарована. Казалось бы, сущая мелочь,однако от имиджевого сити-кара, нацеленного на премиум-сегмент, не ждешьподобной скупости. Разместить вещив салоне можно в специальных сеткахза креслами. Для мобильного телефона, документов и прочей мелочовки – углубления на панели и сетки52в дверях, маленький дополнительныйбардачок под простенькой аудиосистемой, а также бардачок основной,вместительный. В его торце создателиавтомобиля расположили разъемы USBи AUX, а вот от возможности проигрывания компакт-дисков нас оградили.Главное достоинство – 220-литровый багажник, в который влезает дажеогромный дорожный чемодан, сопоставимый, на первый взгляд, с размерамисамого «Смарта»!МАЛ КЛОП, ДА ЖГУЧНу не могу я оценить, насколько роботэкологичнее и дешевле обычногоСити-кар «Тойота-iQ» (ЗР, 2009, № 10)появился на свет в 2009 году и с ходуедва не стал европейским автомобилемгода – 2010, совсем немного уступивхэтч­беку «Фольксваген-Поло». В том жегоду решили начать официальныепродажи машины в России, однаков силу немалой цены и, как следствие,слабого спроса их быстро свернули.А до чего же интересный был бы конкурент! «Тойота-iQ» вплотную подбираетсяк «Смарту» по габаритам (длина 2985 мм,ширина 1680 мм) и построена по схожейидеологии. Даже намек на умственныеспособности в названии модели воспринимался как некий вызов, ведь smartв переводе с английского – «умник».За рулем 12/2012050-052.054_SMART.indd 5207.11.2012 17:12:48 |ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯSmart Fortwo CoupeРазмеры: длина×ширина×высота, мм 2695×1559×1565Колесная база, мм 1867Колея спереди/сзади, мм 1283/1385Объем багажника, л 220Снаряженная/полная масса, кг 750/1020Максимальная скорость, км/ч 145Разгон 0–100 км/ч, с 13,7Топливо/запас топлива, л А95/33Расход топлива: городской/загородный/ смешанный цикл, л/100 км 4,5/3,9/4,2ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р3, 12  клапанов,1,0 л, 52 кВт/71 л.с. при 5800 об/мин,  92 Н·м при 2800 об/мин.ТРАНСМИССИЯ:заднеприводная; 5-ступенчатый робот.  Помимо селектора роботизированнойкоробки на центральном туннеле расположили замок зажигания и кнопку, отключающую «старт-стоп».ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – «МакФерсон»/полузависимая, «Де Дион»; рулевоеуправление – реечное с электроусилителем;  тормоза – дисковые/барабанные;  шины – 155/60R15 спереди и 175/55R15 сзади.КОМПЛЕКТАЦИЯ: Passion.ЦЕНА: 710 000 руб. Уникальное сочетание сверхмалых габаритов и достойного комфорта для двоихс их багажом, тяговитый двигатель,  неплохая управляемость, яркий стиль.  Откидной борт – с двойным дном!  Конструкцией задней двери «Смарт»напоминает кроссоверы. Возможностибагажника, если учесть габариты машины, впечатляют. Задумчивый робот, недостаточноэнергоемкая подвеска, спорная цена.крупные ямы нередко приводят к про­боям подвески. Поэтому в дальний про­бег на «Смарте» я бы не пустился, ведьв машине еще и запаски нет.СМАРТОВЫЙ КАПИТАЛДосадно, что, в отличие от дизель­ного двигателя объемом с бутылкушампанского – того, что на «Смарте»моего друга, литровый бензиновыйагрегат, по моим прикидкам, потреб­ляет в городе наглые 9 л – в двараза больше! За городом мне удалсярезультат лучше – 4,5 л. Это ближек паспортным данным. Шасси длямашины с двухметровой колесной54базой – достойное. «Малыш» уверенностоит на дуге и практически не пере­ставляется на мелких неровностях.В меру тяжелый и информативныйруль, минимальные крены и приемле­мая на хороших дорогах плавность ходатолько подчеркивают высокий уровеньинженерной проработки. Но машина,конечно, весьма требовательна к каче­ству дорожного полотна: даже не оченьНазвать прямых конкурентов «СмартаФоТу» непросто: если рассматриватьмаленькие имиджевые машины с заяв­кой на премиум, в той же ценовойкатегории на ум приходят лишь «МиниУан» (768 000 рублей) и «Фиат-500»(от 552 000). В активе первого – воз­можность заказать нормальную гидро­механику (плюс 70 400), второй постав­ляют с механической трансмиссией илироботом. В качестве бонуса у обоих –второй ряд сидений (правда, условных).Только вряд ли все это скольконибудь интересно желающим при­обрести именно «Смарт». Возже­лавших эту игрушку не остановитни своенравный робот, ни тряскаяна ямах подвеска, ни даже отсутствиев топовой версии такой привычнойв наши дни подстраховки, как боко­вые подушки. Не испугает и стартоваяцена в 640 000 рублей. И я их пони­маю. Ведь, несмотря на все особен­ности, «ФоТу» неплохо приспособленк городской жизни. А самое главное –он чертовски прикольный!За рулем 12/2012050-052.054_SMART.indd 5406.11.2012 14:42:36