188
189
В ЦИФРАХПОЛНЫЙ ПРИВОДТЕХНИКА | АВТОМОБИЛЬПАРТИЯ ВЕДУЩИХВ очередном выпуске серии Кирилл Милешкин ищет интересные факты из биографии полного привода.100–140 л.с.Полнаямасса2,6–3,5 т  Выбор из двух типов привода типичен для многих моделей. Однакоимеются примеры большего числа вариантов. «Форд-Транзит» досту‑пен с передне- (а), задне- (б) или полноприводной (в) трансмиссией,в зависимости от грузоподъемности и назначения. Никакого тюнинга:все версии собирают в заводских условиях. Производителей тяжелыхгрузовиков этим не удивишь. По желанию заказчика они изменяти общее число осей, и количество ведущих колес.а125–155 л.с.Полнаямасса3,3–4,6 тбв125 л.с.Полнаямасса3,3–3,5 т  Эпохе полного привода более 100 лет. Как ни странно, началась онана автомобилях, которые в современной действительности получили егопоследними, – на гражданских суперкарах. Голландский «Спайкер 4WD»(на фото) представили в 1902 году и выпускали до 1907‑го. У машиныбыл постоянный полный привод, а трансмиссия включала в себя 3‑сту‑пенчатую коробку передач и 2‑ступенчатую раздатку. За год до этогопаровой полноприводный автомобиль построил в США Чарльз Котта,а в 1900‑м электромобиль со схемой 4×4 создал в Германии ФердинандПорше. Правда, эти творения в серию так и не пошли. В 1910‑е годыпреимущества полноприводной колесной техники раскусили военные.В мирную жизнь она вернулась спустя десятилетия.188 За рулем 12/2012188-189(1_3V)_Polnyi privod.indd 18807.11.2012 15:11:56 На правах рекламы  Для военной техники колесная формула 10×10 вполне привычна. Хотя даже на одиночноймашине реализовать такую схему непросто, существовали и автопоезда с полным приводом.Опытные и мелкосерийные образцы в СССР строили БАЗ, УралАЗ (на фото), КрАЗ. Однако самыммассовым стал ЗИЛ‑137-137Б. Гидронасос тягача был связан магистралью высокого давления(100 атм) с гидромотором полуприцепа около седла. Привод «хвоста» работал только при движе‑нии на первой, второй или задней передачах, а также при включенном пониженном ряде.  Электронных ассистентов активно ната‑скивают на работу в условиях бездорожья.Жесткие блокировки дифференциаловпока сопротивляются электронным имита‑циям, но они уже в меньшинстве. Однимиз последних носителей механическихблокировок является мерседесовский«Гелендеваген». Проживший на конвей­ере больше 30 лет вседорожник и понынеоснащают принудительными блокировка‑ми всех трех дифференциалов. Они поло‑жены также версии G65 AMG, чьи 612 л.с.мощности мотора V12 и 20‑дюймовыеколеса, очевидно, никогда не увидятничего непроходимее ухоженной гравий‑ной дорожки. В качестве заводской опцииблокировка переднего межколесного диф‑ференциала доступна еще для некоторыхмоделей, но их совсем немного. Например,«Джип-Рэнглер».  Эффективность полного привода«по требованию» (on demand) опреде‑ляется скоростью подключения второйведущей оси. Устаревшая системас вискомуфтой часто срабатывала,когда машина начинала уже зака‑пываться. Муфте «Халдекс» первогопоколения хватало всего четверти обо‑рота колеса. С 2004 года техническийпрогресс и обилие контролирующейэлектроники гарантируют подключениеполного привода еще до начала про‑буксовки. Однако до сих пор некоторыепроизводители ради экономии топли‑ва намеренно настраивают системуна пониженную чувствительность.К примеру, на новом «МицубисиАутлендер» в режиме 4WD Есо задняяось подключится только после несколь‑ких холостых оборотов передней.  Слово «джип» давно стало нарицательным для обозначения легкову‑шек повышенной проходимости. Модельная линейка американской маркидо сих пор подтверждает, что всемирная слава принадлежит ей по праву.На домашнем, американском рынке «джипы» щеголяют десятком раз‑личных вариантов полноприводных трансмиссий. Модификация «РэнглерРубикон» обладает понижающим рядом с рекордным для гражданскоговседорожника передаточным отношением 4:1.188-189(1_3V)_Polnyi privod.indd 18907.11.2012 15:08:53