274
275
276
278
280
КЛАССИКИCITROEN TRACTION AVANT 11CVБЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕПОСЛЕДНЕЕ ТАНГОПАРИЖАКого только не возили такие автомобили за бурные, драматичные и яркие двадцать три годаконвейерной жизни! На «Ситроене» 1951 года посчастливилось поездить Сергею Канунникову.Фото Константина Якубова.Ощущение фантастическое.Мне еще не доводилось ездитьна автомобиле такого возраста,который так же хорошо управляется. Архаичный кузов, панель приборов, водительский инструментарийабсолютно не вяжутся с таким поведением. А ведь этому «Ситроену» 60 лет,модели же – и вовсе почти восемьдесят!ТАКИМИ СУДЬБАМИПоследний «Траксьон Аван»(фр. traction avant – передний привод;принято также сокращение ТА) сошелс конвейера 25 июля 1957 года. Этобыл очень важный, отчасти даже революционный для Франции год. Кабинетминистров страны, потерявшей уженесколько колоний, погрязшей в войнев Алжире, вновь, после трехлетнегоотсутствия на политической сцене,возглавил Шарль де Голль. Странуждали перемены, и авангардный«Ситроен-DS» (ЗР, 2010, № 11) сталодним из их символов. Рядом с нимавтомобиль предыдущего поколениясмотрелся динозавром. Но ведьщеголь нового времени немало унаследовал от ветерана. Богатое былонаследство.Андре Ситроен, как и все великие, был немного сумасшедшим.Грандиозные дорогостоящие рейдыпо Африке и Азии, планы прокладкидорог и создания инфраструктурына Черном континенте. И вдобавок –революционный автомобиль. Этимпроектом занимались конструкторАндре Лефевр и дизайнер Фламинио274 За рулем 12/2012274-276.278.280_Citroen.indd 27407.11.2012 12:19:25 Бертони. Конечно, «Ситроен» не былпервым переднеприводным автомобилем, уже существовали немецкий ДКВи американский «Корд». Но французывзялись совместить скорость, вместимость, надежность с приемлемой длясреднего класса ценой.Тем, кто в 1934-м знакомилсяс «Ситроеном-7CV», было чему удивляться. Передний привод – коробкапередач и дифференциал перед двигателем, рычаг переключения передачсмешно торчит из панели приборов.Подвески – независимые, на продольных торсионах. Широкая машинавыглядела приземистой, словновцепилась в дорогу четырьмя колесами. Пол в салоне ровный, а просторсзади такой, что и многие владельцызаметно более крупных машин позавидуют. Правда, багажник совсеммизерный.Денег в проектирование и доводкувгрохали немало. А патрон, АндреСитроен, настаивал еще и на доводкеавтоматической коробки передач.Готовили также версию 22CV – с мотором V8. Ни то ни другое так и не освоили, компания, стоявшая на гранибанкротства, поменяла владельца, –но автомобиль появился. В июне1934-го представили самую демократичную версию 7CV, а через полгода –модификацию 11СV c 46-сильнымдвухлитровым мотором. Именно ейсуждено было стать самой массовой.СИЛА ТЯГИПосадка за рулем куда просторнейи удобней, чем даже во многих кудаболее поздних автомобилях. Сзади таквообще можно устроиться нога на ногу.А ведь этот «одиннадцатый» 1951 годане длиннобазный (такие тоже были).Салон создан в духе автомобильнойфилософии 1930-х: ничего лишнего!Ни аляповатого декора, ни финтифлюшек, с помощью которых дизайнерычасто пытаются выдать автомобильза более богатый и солидный, чеместь на самом деле. Если уж рычажокблестит, извольте поверить: это действительно хромированный металл,а не пластмасса, обтянутая фольгой от шоколада. Оттого-то всё это,За рулем 12/2012 275274-276.278.280_Citroen.indd 27507.11.2012 12:19:35 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕCITROEN TRACTION AVANT 11CV  В годы молодости «Ситроена» металлбыл металлическим, ну а пластик – пластиковым.  Пресловутая читаемость этих приборовне хуже, чем у иных современных.  Абсолютно ровным полом в салонеи сегодня могут гордиться далеконе все переднеприводные машины.в общем-то, совсем не богатое убранство выглядит солидно и основательно.Стартер провернул двигатель неторопливо, но уверенно. Хорошо прогретый двухлитровый агрегат на холостыхработает негромко и ровно. Вопрекипервому взгляду, орудовать «кочергой», вызывающе торчащей из панелиприборов, несложно. Главное –не торопиться и попадать в самые углыпрорези, из которой выходит рукоятка.Переключения не тяжелые – втораяи третья скорости синхронизированные. Самый существенный недостатокуправления коробкой – при включенной третьей рычаг так и норовитупереться в колено водителя.Вообще, французская эргономикатого времени – отдельная песня. Фары  Сзади не просто просторно, а поразительно просторно!включаю, поворачивая набалдашникна тщедушном рычажке, что справа подрулем. Чтобы подать звуковой сигнал,надо нажать тот же рычажок (чутьвидоизменившись, схема сохраниласьдо наших дней). А флажок указателейповоротов – слева на торпедо.Конечно, с 56-сильным мотором(послевоенная версия) разгон у автомобиля несовременный. Зато управляемость отменная. Широкая колея,низкий центр тяжести, двигатель в базе(за передними колесами), независимыеподвески и, конечно, передний приводделают свое дело. «Ситроен» не «ищет»дорогу, не норовит своевольно изменить траекторию, как многие «классические» ровесники, даже породистые. Еду по городу, расслабленнопридерживая руль и обсуждая с собеседником тонкости автомобильнойинженерии.Тормоза тоже не вызывают нареканий, по крайней мере на разумныхскоростях. Подвески обеспечиваютне только хорошую управляемость,но и комфорт. Однако ям с острыми краями явно не любят – немолодой автомобиль отзывается на них дребезжанием.Ну а какая машина их, ямы, любит-то?ОТ РЕСПУБЛИКИДО РЕСПУБЛИКИВот такой удивительный автомобильпредставили в почти мифическомтеперь 1934-м. Время было неспокойное, шумное, драматичное. Из Германии уже доходили тревожные276 За рулем 12/2012274-276.278.280_Citroen.indd 27607.11.2012 12:19:39 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕCITROEN TRACTION AVANT 11CV  Рычаг переключения передач выглядитустрашающе, но пользоваться им удобней,чем можно предположить. Над ним ручка,которой приподнимают ветровое стеклодля вентиляции.  Электростеклоочистители – признаксолидного, комфортного автомобиля.  Управление светом и звуковым сигналом –по-французски, на рычажке под рулем.вести, хотя крикуна с усиками всерьезеще почти никто не воспринимал.Во Франции за год сменилось три правительства, причем кабинет Даладьепоруководил всего неделю. В февралево всеобщей забастовке участвовалооколо четырех с половиной миллионовчеловек, на демонстрацию в Парижевышло 150 тысяч. В октябре в Марселетеррорист убил короля ЮгославииАлександра и министра иностранныхдел республики Луи Барту. Немало дляодного года, правда?Но парижские кафе и танцзалыне пустовали. В табачном дыму и винных парах кружились в танго пары.А улицы постепенно завоевывалиновые «ситроены».Проворный, хорошо управляемый«Траксьон Аван» иногда называютавтомобилем гангстеров. Но с таким жеуспехом его можно назвать машинойполицейских: они со временем тожепересели на «ситроены». А позже –и таксистов, а также всех, кто ценилхорошие автомобили и мог за нихзаплатить.«Ситроен» стал и машиной войны.Во время оккупации сборку автомобилей не прекратили: в 1940 годувыпустили около 4500, в 1941-м –чуть более 2000 «одиннадцатых».278 За рулем 12/2012274-276.278.280_Citroen.indd 27807.11.2012 12:19:43 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕCITROEN TRACTION AVANT 11CVНа «траксьонах» порой ездили бойцыСопротивления, но и вермахт не гнушался французских машин.Потом было освобождениеПарижа, окончание войны, преследование коллаборационистов. Постепенно жизнь менялась, появлялосьощущение, что третьей мировой вродеи не будет. Мир зачитывался новымикнигами, вместо танго танцевал рок-н- ролл, влюблялся в Марину Владии Брижит Бардо, покупал автомобили.Конечно, довоенные «ситроены»выглядели уже совсем старомодно,но ездить-то хуже не стали. Тем болеечто мощность мотора модели 11CVдовели до 60 л.с., а максимальнуюРедакция благодаритрижский «Мотор-музей»за предоставленный автомобильи помощь в организации съемки.скорость – до вполне внушительныхпо тем временам 125 км/ч.Но июль 1957-го, когда с конвейера сошел последний «Траксьон Аван»,все-таки наступил. Мир уже восторгался представленным в 1956 году«Ситроеном-DS19». Этот футуристический щеголь заимствовал у ветеранаобщую концепцию и двухлитровыйдвигатель, пусть и модернизированный. Да и знаменитую гидропневматическую подвеску обкатали ещена серийных «траксьонах» – шестицилиндровых 15six 1954–1955 годов.И все же ТА был в своем родепоследним. Ну а уж нынче такиемашины – настоящие, без лишнихукрашательств и наворотов, скромные внешне, зато честные и добросовестные – и вовсе выглядят столь женеобычно, как пара, танцующая в кафетанго.ЭПОХА TRACTION AVANT«Ситроен-11CV» представили осенью1934 года вслед за версией 7СV (1,3 л,32 л.с., затем 1,6 л, 35 или 36 л.с.).На машины модели 11 ставили двухлитровые двигатели мощностью 46–60 л.с.и трехступенчатую коробку передач. Выпускали также версию 15six с «шестеркой»объемом 2,9 л (77 л.с.).«Ситроены-ТА» делали во множествемодификаций, с тремя вариантами базы(2910, 3090 и 3270 мм), с кузовами седан,купе, кабриолет. Удлиненные машинывыпускали также в коммерческом варианте,с поднимающейся задней стенкой кузова(аналог современных универсалов).Помимо Франции автомобилисобирали в Германии, Бельгии, Даниии, с правым рулем, в Великобритании.До 1957 года построили 759 123 экземпляра «Ситроена-ТА». Львиная их доля,620 455 машин, – модели 11CV.280 За рулем 12/2012274-276.278.280_Citroen.indd 28007.11.2012 12:19:46