130
131
132
133
ОГНЕТУШИТЕЛИКОМПОНЕНТЫ | БЕЗОПАСНОСТЬАНГЕЛЫИ ДЕМОНЫРезультаты масштабныхиспытаний огнетушителей,проведенных ассоциацией«Союз 01» совместнос департаментом надзорнойдеятельности МЧС РФ,а также экспертамиАкадемии государственнойпротивопожарной службыи ФГБУ «ВНИИПО МЧС РФ»,анализируетМихаил Колодочкин.Для чего мы возим в машинеогнетушитель? Зачастуюс той же целью, с какоймещане – что былые, чтонынешние – заполняют книжныеполки красивыми корешками: мы, мол,люди культурные! Никто не вникает,можно ли это читать. Точно так же малокого беспокоит, удастся ли погаситьпламя этим предметом красного цвета.Пофигизм – иначе не скажешь – обуяли производителей: выпускать муляжиогнетушителей проще и дешевле, чемработоспособные изделия.Взывать к рассудку сограждан как-то неловко, хотя вполнемогу считать себя бывалым по этойчасти. Из горящей машины менявытаскивали, квартира от телевизора «Рубин‑714» сгорала. Вотпочему я с удовольствием отозвалсяна приглашение ассоциации «Союз 01»ознакомиться с результатами вторыхвсероссийских испытаний огнетушителей.АЛЛЕ ОП‑2Эксперты проверили даже огромныеизделия под индексом ОП‑35, а такжеих заправленных углекислым газомколлег – полторы сотни образцовот 12 изготовителей. Среднему автомобилисту больше всего подходятдвухлитровые порошковые огнетушители ОП‑2. Двухлитровые – потомучто такие рекомендуют разного роданаставления (к их статусу мы ещевернемся), порошковые – в силу распространенности и дешевизны. Правильнее было бы говорить не о двухлитровых, а о двухкилограммовыхогнетушителях, потому что двойкав названии указывает как раз на массупорошка, но в быту прижился именнопервый вариант.За дешевизну придется расплачиваться. Из минусов порошковыхогнеборцев отмечу, что они изрядныегрязнули, в отличие от заправленныхуглекислым газом. Профи уверяют:если порошковым огнетушителемгасить пылающий мотор, то машинепотребуется «пересадка сердца»в любом случае, вне зависимостиот степени поражения огнем: порошокнамертво прикипает к металлу. Затоот углекислотного можно получитьобморожение, случайно схватившисьрукой за металлический раструб –о‑о‑очень холодный.Итак, сегодня – только про ОП‑2.Таковых набралась целая футбольнаякоманда, причем, в духе национальной130 За рулем 01/2013130-133_FIRE.indd 13030.11.2012 12:44:48 11ООО «ФортПожСистема», Россия,Малоярославец10ООО «ПКФ «СпецТехнолог»,Россия, ТольяттиОриентировочная цена, руб. 425Ориентировочная цена, руб. 250Заявленный тип порошка АВСЕЗаявленный тип порошка «Эдельвейс-АВС» АВСЕМнение экспертов Струя маленькая,остаток заряда большой, этикетка не по ГОСТу,цена нереальная. Испытаний не выдержал.Мнение экспертовГасить не умеет, заряд израсходован не полностью, резьба плохая. Испытаний не выдержал.89ООО «Ярпожинвест», Россия,ЯрославльООО «ФАЭКС», Россия, ЯрославльОриентировочная цена, руб. 350Ориентировочная цена, руб. 200Заявленный тип порошка «Фоскон‑430» АВСЕЗаявленный тип порошка –Мнение экспертовСправиться с тушением стандартного очагане сумел. И цена не низкая. Испытаний не выдержал.Мнение экспертов Гасить не умеет, типпорошка не указан. Испытаний не выдержал.традиции, откровенно слабая.Из 11 «игроков» только пятеро слышали про пожар, остальные никогдане вставали со скамейки запасных.Но денег при этом требовали…Результаты всесторонних испытаний – в таблице. Досье каждогоигрока – на фото.СТАТИСТИКАПо данным ассоциации «Союз 01», в Россиина пожарах гибнет примерно 100 человекна миллион населения. Для сравнения:в США, Чехии, Польше – от 10 до 20,во Франции и Великобритании – от 6 до 9,а в Швейцарии, Голландии, Германиии Италии – не более 5 человек. В нашейстране каждые 20 минут сгорает один автомобиль.СКАЖИТЕ «А»В целом все печально. Отдельныеэкземпляры, по официальномузаключению АГПС МЧС РФ, вообщеявляются потенциально опасными.Они просто откажутся работать в тотмомент, когда у них попросят помощи.В одних вместо нормального порошканасыпан чуть ли не песочек с детскойплощадки, в других нет давления,в третьих подтравливает резьбовоесо­единение, четвертые кто-то недозаправил газом – его объема недостаточно для нормального тушения.Главная проблема – в дрянномпорошке. Производители, как правило,прекрасно знают, где и на ком горитшапка, – самые «честные» как бы случайно забывают указать на этикетке егоназвание. Самые хитрые пишут правильное имя, но продолжают сыпать7ОАО «Новогрудский завод газовойаппаратуры», Белоруссия Ориентировочная цена, руб. 230 Заявленный тип порошка –Мнение экспертовГасить не обучен, заправлен плохо. Испытанийне выдержал.в баллоны что-то дешевое. А разницав цене между хорошим и недорогим –пятикратная. Основной активныйкомпонент порошков АВСЕ – фосфатаммония, а у порошков ВСЕ – дешевенький бикарбонат натрия. Поэтомусначала снижают содержание этихсамых фосфатов, затем вместо ВСЕпишут АВСЕ – понятно, в общем.Другой способ экономии – уменьшить размер баллона: к примеру,с 2 до 1,6 кг.ВОПРОС ВОПРОСОВА обязаны ли мы вообще возитьс собой огнетушитель? И какой? И гдеего держать? Когда-то мы с коллегойуже исследовали этот вопрос (ЗР, 2008,№ 11; www.zr.ru/articles/58045).В ПДД лучше не лазить – вза­имопонимания не найдете. Разве чтоЗа рулем 01/2013 131130-133_FIRE.indd 13130.11.2012 12:44:52 | БЕЗОПАСНОСТЬОГНЕТУШИТЕЛИООО «ГП «Пожтехавтоматика»,Россия, Москва6Ориентировочная цена, руб.5Ориентировочная цена, руб.245Заявленный тип порошкаЗаявленный тип порошка–ООО «Самарский заводпротивопожарного оборудования»,Россия, ТольяттиОриентировочная цена, руб.Заявленный тип порошка235«Волгалит-АВС» АВСЕ340«Вексон-АВС 50»Мнение экспертов Дорого, но испытания выдержал:можно приобретать.Мнение экспертов Гасить не умеет, этикетка нестандартная.Испытаний не выдержал.4ОАО «Трансмаш», Россия, Белёв3«МИГ», ЗАО «Пожтехника»,Белоруссия, ВитебскОриентировочная цена, руб.2250ООО «Производственныйкомплекс «РИФ», Россия, ТулаОриентировочная цена, руб.280Мнение экспертов В баллоне осталось много порошка, однакоиспытания в целом выдержал.Заявленный тип порошка «Вексон-АВС 25» АВСЕЗаявленный тип порошка «Вексон-АВС 50» АВСЕМнение экспертов Можно приобретать!Мнение экспертов Можно приобретать!в «Перечне неисправностей и условий…» увидите п. 7.7, запрещающийэксплуатировать транспортное средство без аптечки, огнетушителя и аварийного треугольника. Хорошо, приобретаем красный баллончик с надписью«Огнетушитель»: хоть аэрозольный,хоть вообще пустой… Можно ехать?Бывалый гаишник скажет что-топро нормы пожарной безопасности –НПБ 166-97. Но не скажет о том, чтоПриложение № 4 («Использованиеогнетушителей на автотранспортныхсредствах») к нему – рекоменду­емое. Мы нашли и некий свод правил СП 9.13130.2009, в котором естьПриложение В с тем же названием.Но и оно лишь рекомендация!В этих документах есть ссылкина объем или массу – 2 л или 2 кг.Советуют использовать огнетушители«порошковые, газовые или с зарядомна водной основе», но тут же указано,что можно использовать и углекислотные, если они, скажем так, тушатпожар не хуже своих собратьев. Но какэто выяснить покупателю?А еще запрещено класть все этохозяйство в багажник! И даже упоминается кронштейн – дескать, крепитьтолько к нему!На мой взгляд, всё это, во‑первых,непрофессионально и, во‑вторых,устарело. Пусть авторы этих инструкций сядут в любой современный седани укажут место для огнетушителя.Причем не просто укажут, а объяснят,как согласовать их рекомендациис категорическим запретом ГИБДДвносить какие-то изменения в конструкцию, предусмотренную заводомизготовителем авто. Проще говоря,не имею я права сверлить дырки и прикручивать куда-то кронштейн! Остается одно: кинуть огнетушитель подноги или на заднюю полку. И ждать,когда при резком торможении или,хуже того, во время ДТП массивныйснаряд разобьет то ли стекло, то личью-то голову.Словом, ничего не изменилось.Лично я вожу огнетушитель в багажнике. Причем на самом видном месте,а не где-то под запаской (да туда они не влез бы). Крепление – резиновыйремень с пряжкой, отстегиваемыйодним движением. Если додумаюсьдо чего-то лучшего, расскажу.ИЗ КАЖДЫХ ЧЕТЫРЕХ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯВ ЧАСТНЫХ АВТОМОБИЛЯХ, ТРИ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ГОСТуИ НЕ ТУШАТ ОГОНЬ.132 За рулем 01/2013130-133_FIRE.indd 13230.11.2012 12:44:55 D  Что означают символы типа ВСЕили АВСЕ?Пожары бывают разные – могут горетьдрова или, скажем, бензин. Указанные символы как раз и обозначают те виды возгораний, с которыми может бороться данныйогнетушитель. Различают следующие:А – горение твердых веществ;В – горение жидких веществ;С – горение газообразных веществ;D – горение металлов или металлоорганических веществ (нужны огнетушителиспециального назначения);Е – возгорание электрооборудования, находящегося под напряжением.Для автомобилей самыми актуальнымисчитают классы А, В, С и Е. Поэтому огнетушитель, заряженный порошком типа АВСЕ,можно считать универсальным, в отличиеот ВСЕ. Но последний в несколько раздешевле, а потому многие производителизакрывают глаза на слабые стороны своейпродукции. То же делают и продавцы.D  Нужно ли присматриваться к маркепорошка, указанной на огнетушителе?Это просто необходимо! Если вместо маркина этикетке указаны просто символы(например, АВСЕ), тут прямое указаниеИ ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО?1ООО «Меланти», Россия, РудняОриентировочная цена, руб.Заявленный тип порошкаМнение экспертов220«Волгалит-АВСЕ»Можно приобретать!Чтобы не было проблем с сотрудниками ГИБДД, достаточно иметьна борту любую сувенирнуюфитюльку с правильной надписью.Производство огнетушителей гробится бездарными законами, поощряющими выпуск брака. В итоге мывозим в машине откровенную дряньна обман – не покупайте такое! Отметимнесколько марок хорошего порошка и егопроизводителей:«Вексон-АВС 50», изготовитель – ЗАО «Экохиммаш» (протокол испытаний от 7.02.2012);«Вексон-АВС 25», изготовитель – ЗАО «Экохиммаш» (протокол испытаний от 6.04.2012);«Волгалит-АВС», изготовитель –ЗАО «В.В.П.» (протокол испытанийот 19.04.2012);«ПФКЧС», изготовитель – ЗАО «ФК» (протокол испытаний от 7.02.2012).D  Существуют ли порошковые огнетушители в пластмассовых корпусах?Да, к сожалению. Все, которые попалив руки экспертов, на поверку оказывались«кастрюлями» для хранения порошка; такиеизделия были признаны откровенной пародией на средства борьбы с огнем. Информацией о качественных изделиях с такимикорпусами мы не располагаем.D  Что разумнее – перезаряжатьили покупать новый?Проще приобрести новый. Пункты перезарядки огнетушителей сегодня практическибесконтрольны, а потому нет смысла тратитьвремя и деньги на подобную процедуру.исключительно для гаишников. Иликто там теперь проводит техосмотр?Коллеги, постарайтесь приобрести себе нормальный огнетушитель!И пусть он вам никогда не пригодится!Редакция благодарит ассоциацию«Союз 01» за помощь в подготовкематериала.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ ОП‑2Заявленный производитель1 ООО «Меланти», Рудня2 ООО «Производственныйкомплекс «РИФ», ТулаЗАО «Пожтехника»,3 «МИГ»,ВитебскРезультат испытаний на соответствие ГОСТ P 51057Ориенти­ровочная Огнетушащая Огнетушащая ДлинаОстаток Параметры Параметры Маркировкацена, руб. способность А способность В струизарядаручкирезьбы огнетушителя220+++++++ЗамечанияИтогииспытанийнет+280+++++++нет+250+++++++нет++не выдержал4 ООО «СамЗПО», Тольятти235+++–+++5 ОАО «Трансмаш», Белёв6 ООО «ГП «Пожтех­автоматика», МоскваОАО «Новогрудский завод7 газовой аппаратуры»,Новогрудок8 ООО «Ярпожинвест»,Ярославль340+++++++245–н/п++++–большой остаток порошкав баллоненетприменен негодный порошок,этикетка не соответствует ГОСТу230–н/п+–+++применен негодный порошок,недостаток газа в баллонене выдержал350+–+++++применен негодный порошокне выдержалприменен негодный порошок,этикетка не соответствует ГОСТуприменен негодный порошок,плохая резьбабольшой остаток порошкав баллоне, малая длина струи,этикетка не соответствует ГОСТуне выдержал9 ООО «ФАЭКС», Ярославль200+–++++–10 ООО «ПКФ «СпецТехнолог»,Тольятти250–н/п+–н/п–+ООО «ФортПожСистема»,11 Малоярославец425++––++–+не выдержалне выдержалПримечание. Символ «н/п» обозначает, что проверка не производилась, поскольку эксперты, учтя результаты предыдущих испытаний, сочли ее излишней.За рулем 01/2013 133130-133_FIRE.indd 13330.11.2012 12:44:56