137
ТАК ДЕЛАЮТ?БЕСКАМЕРНЫЕ ШИНЫКОМПОНЕНТЫ | ПОЧЕМУДНОИ ПОКРЫШКАСуть моего изобретения состоитв применении эластичных опорныхповерхностей вокруг ободьев колесэкипажей с целью уменьшения силы,необходимой для того, чтобы тянутьэкипажи, тем самым облегчая движениеи уменьшая шум, который они создаютпри движении.Р. У. ТомсонНовая рубрика – это короткие экскурсии в мир автомобильных компонентов – от элементов впрыскатоплива до привода дворников. Почему изделия, еще вчера казавшиеся вечными атрибутами авто, нынчеуступили место другим? Сегодня Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин рассказываютпро автомобильные камеры. Кстати, все ли помнят, что это такое?Более полутора веков назадопробовали первую в миререзино-парусиновую шину, изобретенную Робертом Томсоном.Думаете, резиновой была камера,а парусиновой – покрышка? Ничегоподобного: именно камера состоялаиз нескольких слоев парусины, пропитанных каучуком. А снаружи надевался чехол-протектор из кусков кожи.На изобретение был выдан патент.Более того, провели испытания на каретах. Однако на том все и кончилось.Известная всем шина Данлопапоявилась лишь через сорок с лишнимлет – в 1888 году. У нее камера былауже резиновая, а покрышка – в виде…прорезиненной парусиновой обмотки,которая и крепила все к ободу. Что-тотипа плотной изоленты.Назначение камеры абсолютноясно: она удерживает воздух. О том,чтобы отказаться от нее совсем,речь не велась: никто не знал, как(да и зачем?) подступиться к подобнойзадаче. Любой нормальный автомобилист возил в багажнике пару камери был морально и технически готовк ремонтным манипуляциям.Популярные сегодня бескамерныешины придумали гораздо позднее –лишь в 50-е годы прошлого века. Ведьдля того, чтобы воздух надежно удерживался непосредственно в покрышке,необходим герметичный обод с плотной посадкой шины на него. Крометого, воздух не должен диффундировать сквозь довольно пористую резину.Неслучайно в бескамерных шинахвнутренний слой – плотная резина особого состава. Поэтому, если вдруг попадется покрышка с надписью Tube Type,помните: использовать ее без камерынельзя – давление в ней долго не сохранится.Впрочем, уже лет десять такиешины встречаются разве что на велосипедах, кое-какой мототехникеи на тяжелых машинах.Чем же так не угодили нынешнимавтомобилистам камеры? Ремонтопригодность нормальная: не составляетособого труда заклеить их или завулканизировать. Для этого в автомагазинахесть специальные приборчики вместес ремкомплектами. Дело в том, что припроколе камера ведет себя почти каквоздушный шарик: бабах! – и воздуханет. Это при любой скорости движенияпо меньшей мере неприятно. Другоедело бескамерная шина: Tubeless. Еслив плотном протекторе застрял, к примеру, гвоздь, воздух может выходитьочень медленно, а то и вовсе не выходит. Автомобиль этого даже не почувствует. Методы ремонта тоже разно­образные: резиновый грибок-затычка,самоклеящаяся заплатка изнутри... Какаварийный вариант – все та же стараядобрая камера, которую при большомжелании можно затолкать в бескамерную шину, если в той не повреждени не торчит внутрь металлокорд. Но этона самый крайний случай, чтобы дотянуть до шиномонтажа. Камера будетнеплотно прилегать к покрышке, массаколеса вырастет, балансировка нарушится… В общем, о надежности и комфорте лучше не рассуждать.Сегодня бескамерная шина лучшекамерной по всем параметрам. Оналегче, меньше нагружает подвеску,надежнее. Интересно, как скоро подобных эпитетов удостоится ее будущийпреемник?За рулем 01/2013 137137_FirstTyre.indd 13730.11.2012 12:58:26