152
153
154
85ПО СТРАНИЦАМ СТАРЫХ ЖУРНАЛОВТЕХНИКА | «ЗА РУЛЕМ» –ФАНТАЗИИВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫВ нынешнем году журналу «За рулем» исполняется 85 лет. Отметитьэту дату мы решили возвращением к наиболее интереснымпубликациям прошлого, проецируя их на настоящее. Начнемс первого послевоенного – апрельского номера 1956 года со статьейЮ.А. Долматовского «Заглянем в будущее». Удивительно, но кое-чтоиз предсказаний сбылось. В подшивке копался Сергей Канунников.Начнем с первоисточника:«Говоря об автомобилях будущего, прежде всего следует сказать, что им придется работатьв совсем иных условиях. Основнаямасса машин сможет передвигатьсяпо широким удобным магистралям,пересекающимся на разных уровнях.Скорость движения резко возрастет.Поэтому будут предъявлены высокиетребования к снижению веса автомобилей и улучшению их обтекаемости. Этоповысит экономичность, сократитсярасход энергии и топлива».50-летнюю машину поместитьв такие же условия, она и вовсе начнетпотреблять топливо с прожорливостью сказочного дракона. Идеалом жеавтомобиля Долматовский считалмеждугородний автобус. Все логично:на площади кузова размещается максимум посадочных и погрузочныхмест. Уже в то время пассажирскиелайнеры имели гидро- и пневмоусилители рулевого управления и тормозов.Достоинством автобусов Долматовский признал также частично стеклянные крыши. Нынче такие доступнывладельцам и легковых автомобилей.Устами бы Юрия Ароновича питьчто-нибудь сладкое! Про резко возросшую скорость движения на «удобныхмагистралях» вспоминал сегодня, пробираясь на работу. Но кое в чем известный дизайнер и публицист оказалсяправ…ВАГОНЫ И МАЛЕНЬКИЕТЕЛЕЖКИАвтомобили действительно сталиэкономичнее. В пробках об этоминогда, правда, забываешь. Но если152 За рулем 01/2013152-154_Future.indd 15230.11.2012 13:46:45   Передовой гибридный автомобиль наших дней далек от газотурбинной машины 1956 года. Двигатель внутреннего сгорания 1по-прежнему спереди, за ним – коробка передач с тремя планетарными рядами и парой электродвигателей 2, рядом высоковольтный блок 3, сзади – металлогидридные батареи 4. В суммедвигатели полноприводного БМВ-Х6 развивают около 485 л.с.Вернемся в автобус. На одного пассажира, писал автор, приходится 100–150 кг массы, а в легковой машине –200–350 кг. Сегодня на одного ездокапятиместного «Форда-Фокус» приходится примерно 240 кг снаряженноймассы, в седане классом выше – подтриста. Учитывая, насколько большенапихано в нынешние авто всякой всячины, даже не снившейся водителями пассажирам 1950-х, прогресс налицо!В частности, благодаря современнымматериалам. Например, пластмассам.Юрий Аронович предлагал делатьиз них даже кузова. Что же, частичноего предсказание сбылось.Ну а каков вообще автомобильбудущего при взгляде из 1956-го?Он, считал футуролог, должен иметьмотор сзади. Сегодня такая компоновкаосталась лишь на некоторых спортивных моделях, но в те годы идея вовсене выглядела капризом. По концепциитого времени, легковой автомобильпредставлялся уменьшенным автобусом, приближаясь формой кузовак совершенной с точки зрения аэродинамики капле. Для этого пассажирскуючасть следовало сместить максимальновперед, а заднюю с двигателем, напротив, сузить. Подобные идеи выдвигалиеще до войны, но и через четверть векаони не потеряли актуальности.Вагонная компоновка, писалДолматовский, позволит перемещатькресла и умещать всяческое дополнительное оборудование. Например,телевизор! Это утверждение, вероятно,вызвало улыбку у многих читателей,которые и домашних-то телевизоровеще не имели. Так и представляли себетелемеханика, который залез в минивэни, сняв с прибора огромный деревянный корпус, копается в его потрохахс паяльником и набором запасныхламп. Смешно? Но ведь и трансформируемый салон, и дополнительноеразвлекательное оборудование нынченорма даже в не очень дорогих моделях! А вот максимально сдвинутыйвперед и размещенный поперек силовой агрегат – типичную компоновкусовременного вэна – Юрию Ароновичу,как ни удивительно, представить былосложнее.А маленькие автомобили авторвидел двухколесными и полнопривод­ными мотоциклами, но тоже с бескапотным, каплевидным кузовом.ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТОЕще одна тенденция 1950-х – максимальное уменьшение колес. В те годыдаже большие легковушки обходились«детской» по нашим меркам обувью:13-, в крайнем случае 14-дюймовой.Уменьшить диаметр колеса значилосократить отнимающую место у салонаарку. Большие колеса нужны толькодля лучшей проходимости, рассуждалЗа рулем 01/2013 153152-154_Future.indd 15330.11.2012 13:47:02 85| «ЗА РУЛЕМ» –ПО СТРАНИЦАМ СТАРЫХ ЖУРНАЛОВЛИЦОМ К ЛИЦУтранспортные средства, призванныерационально и без лишних затрат перевозить людей и грузы. Под управлением законопослушных шоферов.НА ПУТИ К РЕАКТОРУДлина/база, ммОбъем двигателя, лМощность, кВт/л.с.НАМИ-050 «Белка»3324/15700,7517/23«Пежо-107»3430/23401,050/68Длина/база, ммОбъем двигателя, лМощность, кВт/л.с.НАМИ-0135020/25802,147/63,5«Форд S-MАХ»4770/28502,0149/203Длина/база, ммОбъем двигателя, лМощность, кВт/л.с.«Фиат-600 Мультипла»3531/20000,6315/21«Фиат-500 L»4147/25120,977/105Говоря о машинах будущего, Долматовский приводил в пример несколько прототипов, в томчисле две работы НАМИ и серийный микровэн «Фиат-600 Мультипла». Любопытно сравнить этиреволюционные конструкции с современными аналогами по назначению, классу и размерам.Долматовский, ведь «автомобиляминогда все же придется преодолеватьплохие дороги». Причем не считалосьзазорным задние колеса делать большепередних. Необходимость их унификации скоро отпадет, поскольку «большоевнимание будет уделено организациигустой сети станций обслуживания.Это позволит применять в конструкции сравнительно сложные и точныемеханизмы, обходиться без такихобязательных для нынешних автомобилей предметов, как запасное колесо,инструмент, домкрат».Отчасти так и произошло. Хотяуже в 100 км от Москвы в домкрати запаску иногда просто влюбляешься.Но вернемся к проходимости. Каксохранить дорожный просвет прималеньких колесах? Конечно, Долматовский о нем не забыл! Будущее онвидел в регулируемых гидро- и пневмоподвесках, уже тогда вполне реальных – вспомним «Ситроен».Но на массовых моделях шассиупростится – дороги-то станут лучше.Юрий Аронович очень рассчитывална замену рессор и пружин резиновыми втулками. Вскоре так и сделалина английском «Мини». Но дальшедело не пошло. Впрочем, предсказание упрощений вполне вписываетсяв сегодняшние реалии. На массовыхмоделях сейчас часто стали отказываться от многорычажек сзади в пользупростых упругих балок.Долматовскому, конечно, не приходило в голову, что точная управляемость превратится в настоящийкульт. Он не отрицал достоинствспортивных автомобилей, но массовыемодели были ему гораздо ближе, какОсталось рассмотреть, какой силовойагрегат планировался для машиныбудущего. Юрий Аронович верилв газовую турбину. И не только он. Прототипы с подобным двигателем существовали. В 1950-м построили опытный британский «Ровер», а в 1960-х«Крайслер» даже выпустил небольшуюсерию машин с таким мотором. Казалось, еще чуть-чуть – и компактная,мощная силовая установка, не требующая коробки передач, приживетсяв обычных автомобилях. Ей предстояловращать насос или генератор, которыепередают момент гидро- или электромоторам, встроенным в колеса.Второе перспективное направление – получение электроэнергии извне.Достаточно оснастить машину – такназываемый ВЧ-мобиль – токоприемником и трансформатором, а ток онабудет получать от сетей, проложенныхпод дорогами. Источник дешевогоэлектричества человечество обретет,развивая атомную энергетику. А может,и автомобили начнут ездить благодарякомпактным реакторам. С должнойзащитой, конечно, подчеркивал ЮрийАронович.Веры во всемогущество человекас тех пор поубавилось. Но электричество, хоть и неторопливо, все же проникает в машины в виде гибридныхда и чисто электрических силовыхустановок.В размышлениях об органах управления Долматовский оказался ещеближе к реальности. Он предсказалпостепенный отказ от механическихсвязей. Отмена тяг и тросов упростит регулирование руля и педалей.В идеале, считал автор, в машинедолжна остаться лишь одна педаль.Отпустил ее – автомобиль разогнался,нажал – затормозил. Ну, до этогопока не дошло. Важные шаги на путик управлению по проводам сделаны,но до победного финиша еще далеко.Говорят, предсказывать будущее –занятие неблагодарное. Но уж оченьинтересное! Не менее занимательнооценивать труд футурологов прошлого:что они угадали, а в чем ошиблись?Может, стоит пойти путем ЮрияАроновича и дать потомкам, которыебудут просматривать сегодняшний«За рулем» через полвека, почву дляснисходительных усмешек по поводунаших предсказаний? Конечно, еслиони не утратят привычку листать обычный, бумажный журнал...154 За рулем 01/2013152-154_Future.indd 15430.11.2012 13:47:04