Сгорел на работе

СГОРЕЛ НА РАБОТЕ

С чаплинских времен (а может, и раньше) обозначилась проблема "маленького человека" - его не замечают, порой презирают, но в итоге не могут без него обойтись. Такими маленькими человечками в бортовой сети автомобиля являются предохранители - о них сегодня и речь.

ЧЕЛОВЕЧЕК - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

Древние цилиндрические предохранители уже почти полностью сдали позиции своим преемникам - плавким плоским предохранителям штекерного типа (иногда их называют штыревыми). Тем не менее, обязанности "маленьких человечков" не изменились - безропотно сидеть на рабочем месте, пропуская через себя номинальные токи, и вовремя жертвовать собой, если сопротивление нагрузки почему-либо уменьшилось. Несколько изменились лишь нормативы - при удвоенном токе нагрузки штекерный "человечек" должен сгореть за время от 0,15 до 5 с, а при утроенном - от 0,08 до 0,5 с. Кроме того, при токе 100 А не должно иметь место оплавление и обугливание изолятора. Определено также падение напряжения на выводах предохранителя - не более 150 мВ при токах до 15 А, 130 мВ при 20 А, 125 мВ при 25 А и 115 мВ при 40 А. Вот, собственно, и все.

Любопытный факт - даже заведомо бракованные предохранители могут на практике не вызвать ни малейших нареканий со стороны пользователя! Тем, кто в этом сомневается, предлагаем ознакомиться с результатами испытаний семи комплектов "человечков", приобретенных нами в различных торговых точках Москвы.

Экспертизу проводили специалисты по автомобильной электронике и электрооборудованию московского испытательного центра "Эталон". Полутонов в их оценках не было - либо "отлично", либо "плохо". Комментарии по каждому набору предохранителей приведены рядом с соответствующими фото. Верхние снимки отражают "магазинный" облик изделий, а нижние - то, что осталось после испытаний.

Для тех, кому не хочется вникать в суть, сообщаем: изделия № 5, 6, 7 к эксплуатации недопустимы. А любителей подробностей приглашаем прочитать все до конца.

ГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ...

Таким образом, налицо забавная ситуация. Самое время вспомнить один из законов Мерфи: "Прибор, защищаемый быстродействующим плавким предохранителем, сумеет защитить этот предохранитель, перегорев первым".

Смешно? Да, если не задумываться о том, что в роли такого прибора однажды может выступить ваш собственный автомобиль... Хороший предохранитель должен сгорать вовремя и не должен сгорать не вовремя - это понятно, но... Если изготовитель наших "маленьких человечков" по каким-то причинам не может уложиться в требуемые стандартами "ворота", то он спокойно ограничивается лишь второй частью этих требований, выпуская заведомо несгораемые изделия. А если электрооборудование вашего автомобиля абсолютно исправно, то никаких претензий к этому браку у вас никогда и не возникнет. Мотор заводится, фары зажигаются, "дворники" работают, вентилятор жужжит - ну кому придет в голову в такой ситуации жаловаться на "непрофессиональность" предохранителя? Зачем грешить на охрану, если на вас никто не нападает?

И все же не стоит полагаться на "авось". Конечно, проверить исправность новеньких предохранителей в момент покупки практически невозможно, но зато в наших силах по крайней мере не приобретать заведомое барахло... По итогам нашей экспертизы мы рекомендуем применять псковские, польские и чешские наборы предохранителей, старательно обходя стороной "южную африку" и "венский лес", какой бы соблазнительной ни казалась их цена. И пусть продавец сколько угодно убеждает нас, что все они "из одной бочки" - мы-то знаем, что это не так.

А тем, кто думает иначе, предлагаем повнимательнее приглядеться к фотографиям предохранителей, которые не прошли наши испытания. Как говорится, вам это надо?

1 Заявленная торговая марка и обозначение

AVAR (Flat Fuses)

Ориентировочная цена - 20 руб.

Полное название псковского набора - "Предохранители автомобильные плоские AVAR (Flat Fuses)". Как это часто бывает, сказать про добротное изделие нечего. Десятичасовой прогон при нормальном токе замечаний не вызвал, падение напряжения - в норме. При двойном токе все сгорели быстрее чем за секунду - напомним: норма составляла от 0,15 до 5 с. То же - при тройном: ждать полсекунды не потребовалось. При подаче тока 100 А обугливания не возникает. Короче - можно смело брать.

Оценка: (отлично).

2 Заявленная торговая марка и обозначение

TESLA

Ориентировочная цена - 50 руб.

Честно говоря, чешский набор был приобретен, скажем так, не в самом фешенебельном магазине, а потому сомнения насчет его работоспособности возникали. Тем не менее обошлось без приключений - ни единого замечания (кроме цены) изделия не вызвали. Кстати, только в этом наборе присутствовал предохранитель с номиналом 40 А - все другие изготовители ограничились 25 или 30 амперами. Дороговато, но если хочется приобрести именно зарубежный комплект, то почему бы не остановиться именно на "Тесле"?

Оценка: (отлично).

3 Заявленная торговая марка и обозначение

LEMAR-NEON

Ориентировочная цена - 40 руб.

Полноправный иностранец польского происхождения. Кстати, если встречать "по одежке", то этот, пожалуй, выглядит лучше всех. Впрочем, "проводы" тоже оказались удачными - никаких нареканий "шляхтич" не вызвал. Падение напряжения - в норме, сгорают вовремя, а при прохождении тока 100 А не обугливаются. А в качестве приятного и полезного дополнения - пинцет для оперативной замены предохранителей (не потерять бы только...). Таким и должно быть импортное изделие.

Оценка: (отлично).

4 Заявленная торговая марка и обозначение

CAR FUSES AUTO SICHERUNGEN

Ориентировочная цена - 30 руб.

Издали упаковка походила на импортную, однако надпись "Предохранители автомобильные CAR FUSES AUTO SICHERUNGEN" породила сомнения. После вскрытия выяснилось, что перед нами... еще одно обличье псковского "Авара" - разве что нет номинала на 7,5 А. Что касается технических характеристик, то они оказались практически такими же, как у "однополчанина", - полное соответствие нормативным требованиям, в общем - нормальные предохранители. Кстати, в комплект входит "прищепочка-пинцетик", облегчающая их замену.

Оценка: (отлично).

5 Заявленная торговая марка и обозначение

10 PC AUTO PLUG IN FUSES

Ориентировочная цена - 20 руб.

По привычке изучаем штрих-код - повеяло сказками венского леса... А вот сказкам про австрийское происхождение верить не хочется - кривоногие предохранители не внушали никакого доверия с самого начала. Пессимизм оправдался полностью - даже нормальный ток выдержали только три "защитника". При двойном токе вовремя не сгорел ни один, да и тройной ток не вызвал никаких эмоций. Правда, при ста амперах шипящие раскаленные изделия потихоньку начинают перегорать, но нам такие "подачки" уже не нужны.

Оценка: (плохо)

6 Заявленная торговая марка и обозначение

ТХ

Ориентировочная цена - 15 руб.

Изучение нанесенного на упаковку штрих-кода привело к выводу о наличии у незнакомца родственников в... ЮАР! Даже если это верно, то везти такое из страны Нельсона Манделы явно не стоило. Уже при номинальном токе предохранители стали дурить - на изделиях с номиналом 7,5 и 10 А от перегрева разболтались штыри, а на остальных расплавились корпуса. На 30-амперном предохранителе, кроме того, отмечено повышенное падение напряжения - 170 мВ вместо положенных 115. При тройном токе отказались вовремя сгорать предохранители на 15 и 30 А.

Оценка: (плохо)

7 Заявленная торговая марка и обозначение

PV

Ориентировочная цена - 15 руб.

Изделие подозрительно похоже на предыдущее - и логотипом, и южноафриканским штрих-кодом. Разве что качество еще хуже... Судите сами: во время десятичасового прогона при номинальном токе поплавились все корпуса, зато при двойном токе не сработал ни один предохранитель - через 60 с испытания прекратили! При тройном токе - та же история: только 15-амперник изволил сдаться через 1,4 с! Даже при 100 А (!!!) изделия размышляют, сгорать им или нет... В общем, если уже купили, то выбросьте сразу.

Оценка: (плохо)

Подпишитесь на «За рулем» в