Грузовик - на газ

ГРУЗОВИК - НА ГАЗ

Альтернатива

ГРУЗОВИК - НА ГАЗ

В последнее время активно переоборудуют частные "газели", "бычки" и другие грузовики. О выгодах рассказывает специалист московского автокомбината № 41, где это топливо используют уже 20 лет.

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Конечно, главное, что привлекает частных "извозчиков", - цена сжиженного газа, которая всегда остается в два-три раза ниже цены бензина. Но и менее вредный выхлоп - моральный стимул для многих водителей.

Для грузовиков выбор аппаратуры гораздо скромнее, чем для легковых автомобилей, хотя газификация начиналась именно с них.

Здесь больше всего систем, предназначенных для автомобилей малой грузоподъемности - "газелей", "соболей, "уазиков". Их производят все заводы газобаллонного оборудования - отечественные и зарубежные. Отличия от "легковых" только в баллонах. Наиболее заметен (30-40% поставок) Новогрудский завод газовой аппаратуры (НЗГА), оборудование которого отличается простотой и привлекательной ценой, чего не скажешь о качестве.

Ступенькой выше по комплектации и по цене располагаются изделия Рязанского завода автоаппаратуры (РЗАА), московских фирм-разработчиков - САГА и "Автосистема", которые совместно обеспечивают 10-20% поставок.

В последнее время вырос импорт оборудования из Италии и Южной Кореи, которое заметно потеснило отечественных конкурентов. Зимнее снижение спроса выровняло цены на рынке газобаллонного оборудования, и теперь отечественные комплекты для "газелей" обходятся в 200-230 долларов, а импортные - в 220-280 долларов.

Объем газового баллона для грузовиков ныне стал решающим фактором - слишком много времени отнимают очереди на газовых заправках. Если в прошлом году самым популярным для "Газели" был баллон объемом 103 л, то теперь повышенным спросом пользуются 130-литровые. Некоторые умельцы приспосабливают к "газелям" даже баллоны от "газонов" объемом 170 и 200 л, и только слишком большие габариты удерживают от применения баллонов для ЗИЛов (250-270 л).

Неплохие возможности сэкономить дает газификация владельцам автомобилей средней грузоподъемности типа ЗИЛ-130 и ГАЗ-53, особенно при внутригородских перевозках. Здесь выбор оборудования для сжиженного газа ограничен продукцией тех же отечественных производителей - РЗАА и НЗГА. Изделия этих заводов относятся к разным поколениям - старшее представлено рязанской аппаратурой, а младшее - новогрудской. Рязанское оборудование хотя и надежно в работе, но уже морально устарело. Под капотом такого ЗИЛа или ГАЗа размещается внушительная конструкция - испаритель и редуктор на специальной раме, установленной на двигателе. При переводе бензинового ЗИЛа на газ его карбюратор К-88 специалисты заменяют газобензиновым К-91. Весьма слабое место "рязанки" - баллонная арматура: она не защищена от дорожной грязи и неудобна в обслуживании.

В новогрудской аппаратуре баллон снабжен компактным мультиклапаном под прочным кожухом, как на баллонах для "газелей". Газовый смеситель выполнен в виде проставки под карбюратор и не требует существенной переделки штатной конструкции. Остальные элементы новогрудского оборудования для грузовиков также идентичны "газелевским". Простота конструкции и унификация новогрудской аппаратуры привлекательны с точки зрения ее надежности и ремонтопригодности. Полностью сильные и слабые стороны новогрудского оборудования выявит опыт эксплуатации. Пока он невелик, но с осторожным оптимизмом можно признать, что "новогрудка" достойно конкурирует с "рязанкой". Комплекты аппаратуры для ЗИЛ-130 продаются в Москве за 300-350 долларов.

Что приобретают и чем жертвуют владельцы газобаллонных грузовиков? Если переоборудование "Газели" обходится в 8-10 тыс. руб., а экономия на топливе составляет более 60 руб./100 км, то затраты окупятся за 12-15 тыс. км пробега. Перевод на газовое топливо ЗИЛ-130 обходится в 12-14 тыс. руб., а окупается за 10-12 тыс. км.

Вследствие низкой степени сжатия двигателя грузового автомобиля потеря мощности при работе на газе здесь чуть больше, чем у легкового. Случается, что сразу после перевода грузовика на газ водители сталкиваются с проблемой пуска и устойчивости работы мотора, особенно в сильный мороз. Причина кроется в свойствах самого газа. Например, при низком давлении в баллоне недостаточна подача топлива в редуктор, холодная газовоздушная смесь неохотно воспламеняется в камере сгорания. Последнее обстоятельство проявляется также при неотрегулированной системе зажигания.

Если в одном-двух цилиндрах из восьми низкая компрессия, то при работе на бензине это мало ощущается. На газовом же топливе, температура воспламенения которого значительно выше, чем бензиновой смеси, падение мощности заметно.

Владельцам "газелей" следует учитывать особенности карбюратора К-151. При постоянной езде на газовом топливе он надолго выключается из работы и постепенно накапливающиеся дефекты не сразу проявляют себя, поэтому нелишними оказываются регулярные проверки работы карбюратора во время небольших пробегов автомобиля на бензине.

В общем, газобаллонное оборудование экзаменует и двигатель, и владельца автомобиля, заставляя уделять больше внимания работе систем питания и зажигания. Обычно все детские болезни газотопливной аппаратуры проявляются в первый месяц эксплуатации, когда их по гарантии устраняют специалисты-установщики. В дальнейшем и водитель приобретает опыт регулировки оборудования.

Газовый редуктор в моторном отсеке.

Подпишитесь на «За рулем» в