"десятая доля

"ДЕСЯТАЯ ДОЛЯ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ВТОРЫЕ РУКИ

"ДЕСЯТАЯ ДОЛЯ"

НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ VAZ 2110 ЗАНИМАЕТ ОСОБОЕ МЕСТО

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ФЕСЬКО, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ "КОМАВТОТОРГ"

В комиссионках и на рынках "бэушные" автомобили наших марок появляются, как правило, года через два после начала выпуска. Кое-кто, конечно, готов расстаться с "последним словом техники" и раньше, но у них новинку охотно перекупают родственники и знакомые - престижно и не очень дорого. Лишь насытив ближний круг, машины попадают на рынок. Не стало исключением и "десятое" семейство. Но на этом сходство с продажей других ВАЗов, пожалуй, кончается.

ДЕШЕВЫЕ НАЙТИ ТРУДНО

Спрос на "десяточный" секонд-хэнд оказался весьма специфичен. Обладание 2110, пусть даже подержанной, поднимает владельца в глазах окружающих. Значит, автомобиль должен выглядеть "на все сто", но стоить при этом не очень дорого - все же не первой свежести. Желающих отдавать конфетку за бесценок находится немного...

Потертые экземпляры за "разумные" деньги покупатели игнорируют. За ту же цену можно взять все еще пользующуюся спросом и куда более надежную "девяносто девятую" в лучшем состоянии. Лишь совсем старые "десятки" (1997 - 1998 гг. выпуска), потерявшие свой звездный статус, продаются наравне с остальными.

Сформировался даже целый клан потребителей вторичных "десяток". Они из тех, кого зовут наездниками: взял свежак, откатал до первой крупной неприятности, продал. Люди это не бедные, не делают из машины культа - ездят, пока колеса крутятся.

ДЕТАЛИ РОССЫПЬЮ

Здесь - как повезет. Хотя некоторые закономерности все же существуют. Так, у каждой второй машины негерметична система охлаждения. Опасный возраст - от полугода до четырех лет. Дальше дефект сходит на нет. То ли шланги намертво прикипают к патрубкам, то ли хозяева наконец решаются заменить родные хомуты фирменными...

В свое время много шума наделал массовый выход из строя коробки передач. Из-за конструктивного дефекта ломались вторичные валы. Такая неприятность по сей день подстерегает владельцев авто, выпущенных до мая 2000 года. Если, конечно, агрегат прежде не отремонтировали. К 30 тысячам километров может выйти из строя механизм выбора передач. Косвенный признак - затрудненное включение одной из них.

В первые год-два на "десятках" часто лопаются задние стекла. Дальнейшее зависит от качества запчастей и квалификации мастера. Еще на их прочность негативно влияют тонирование и наличие фаркопа.

Притча во языцех - датчики системы управления двигателем. Чаще дефект встречается на свежих машинах. С возрастом его удается победить, перейдя на импортные изделия, хотя обходится это недешево. При покупке стоит обратить внимание на надписи "Made in...". Сами моторы весьма долговечны (150 тыс. км - не предел), причем шестнадцатиклапанные при равном пробеге сохраняются лучше.

На отметке 50 тыс. и более возникают отказы стартера и генератора. Не спасает даже фирменное клеймо "Bosch". "Наши" предпочтительней - служат столько же, а стоят в пять раз дешевле. И еще: любите климат в салоне по сезону, остерегайтесь машин старше 2000 года - многие мучаются с блоком управления "печкой".

Сюрпризов можно ждать и от электроприводов стеклоподъемников и зеркал. Жгуты приводов проложены вблизи рычага ручного тормоза. К 40 тысячам изоляция может перетереться (если, конечно, пользоваться ручником), вызвав короткое замыкание и пожар.

Самая беспроблемная часть "десятки" - кузов. Оцинковка и катафорезное грунтование - надежная защита от коррозии. Есть гнилые места - машина, скорее всего, побывала в ремонте.

ПОЧЕМ БЕРУТ

У "десяток" самый большой разброс цен на автомобили одного года выпуска. Разница может доходить (в среднем) до тысячи долларов против трехсот-четырехсот у "девяток". Общая же тенденция такова: в первые три года автомобиль дешевеет равными порциями по $600 ежегодно. Далее, как придется, но меньше чем за три тысячи "живой" экземпляр не найти. Пробег решающей роли не играет. Встречают по одежке: поездивший, но ухоженный лимузин предпочтут затертому с нулями на счетчике.

Сезонных колебаний спроса не отмечено. Особенно хорошо уходят "сто третья" и "двенадцатая" модели. Единственное исключение - универсал. Машину для дачников покупают в сезон - с мая по сентябрь.

Современная система питания добавляет шику, так что карбюраторные версии не в почете. Замечу, практичные покупатели "девяток" предпочитают проверенный карбюратор - с ним, они считают, меньше хлопот. На рынке карбюраторные "самары" дороже впрысковых!

Большую роль играет цвет. Чем богаче, тем лучше. Особенно популярны светлые металлики. Темные берут чуть хуже, а вот белые не идут совсем. Чтобы уговорить покупателя, приходится снижать цену на 400-500 долларов! Между тем при покупке в автосалоне за модный цвет новой машины редко просят доплатить больше $100.

Приветствуются хорошая "музыка" и простая сигнализация. "Навороченная" многоуровневая защита пугает стоимостью возможного обслуживания и ремонта. Тем более, что из бесчисленных "наворотов" используют только два: снял-поставил. Высоко котируется импортная резина на блестящих (литых или кованых) дисках - ясно без комментариев.

А вот почему тюнинг не в цене, стоит разобраться. Очевидно, многие не хотят тратить деньги на бесполезную мишуру, даже если учесть, что наценка не так высока - максимум $200. Кое-кого не устраивает варварский способ крепления пластика - саморезами по-живому. "Доведенные" агрегаты обычно не столь надежны, сложны в ремонте, да и запчасти могут потребоваться нестандартные. Большинство предпочитает не рисковать.

НА РАСПУТЬЕ

Есть несколько способов приобрести подержанное авто или избавиться от него. Самый, пожалуй, популярный - по объявлению в газете. Неудобство в том, что первое знакомство происходит заочно. И нередко расхваленный за глаза товар при ближайшем рассмотрении оказывается "помойкой". В поисках мечты приходится истратить не один проездной... Нелегко сориентироваться и по ценам (про разброс среди погодков мы уже сказали).

На рынке все наглядно. Смотри и сравнивай. Главное - не ошибиться. Здесь не автосалон и машины со скрытыми дефектами возврату и обмену не подлежат. Тем более, что все изъяны, как правило, тщательно замаскированы. Да и цены традиционно выше.

Еще вариант - комиссионка. Цены примерно те же, что и в газетах, однако тут машины проходят некий отбор и сортировку.

ПОЩУПАЕМ, ПОНЮХАЕМ, ПОСЛУШАЕМ...

Нашли вариант? Приступим к осмотру. Сначала тщательно сверим номера. Дело не в злом умысле продавца - порой на подкапотных табличках неточно указана модификация (например, 2110 вместо 21102). Такие накладки очень не любят в ГИБДД.

Следующий этап - кузов. Как-никак это 80% стоимости автомобиля. На слова хозяина полагаться не стоит. Некоторые откровенно лукавят, часть искренне заблуждается. Машину могли подкрашивать на заводе (допускается технологией), рихтовать и красить у дилера еще до продажи (авто, пострадавшие при перегоне, тоже надо реализовывать). А уж если машина не из первых рук, то и говорить нечего.

Весомый показатель - качество окраски. Зачастую ремонтная не хуже заводской. Был случай, когда один владелец восстанавливал любимую "десятку" в дорогущем "мерседесовском" сервисе. Мастера постарались на славу. Сверкающие свежим лаком поверхности заметно отличались от остальных...

Следы кузовного ремонта не всегда бросаются в глаза. Выявить их можно только при внимательном осмотре. Явный признак - кузовной крепеж со следами инструмента. Для маскировки часто используют "Мовиль". Наплывы краски можно обнаружить на стыках металлических, пластиковых и резиновых поверхностей. Должен насторожить и неровный слой герметика у вклеенного стекла (зачем меняли?). А вот неравномерные зазоры дверей - еще не признак битой машины. Приглядитесь к новым, ведь все вкривь да вкось!

Считают, что верный способ омолодить машину - скрутить спидометр. Даже электронные модификации умельцам не препятствие - они давно освоили и эту начинку. Пробег же определяют иначе. В салоне при эксплуатации в первую очередь истираются накладки педалей, руль и сиденье водителя. Косвенным показателем служит потолок. Обивка же дверей только сбивает с толку. Ее материал подобран так, что уже через год обретает затрапезный вид. Ценный свидетель - радиатор. Пройденные километры оставляют на лицевой стороне неизгладимые отметины.

Дальше - проверка двигателя, ходовой, тормозов. В данном случае диагностика не ставит целью скрупулезно выявить все дефекты. Задача проще - оценить общее состояние, влияющее на стоимость. Как правило, ограничиваются пробной поездкой. Заодно проверяют поведение контрольных приборов.

Наконец, цена, которая устроит торгующие стороны. Четкого алгоритма сбить цену, разумеется, нет. Хотя приемов и методов немало. Замечу лишь, любой обнаруженный дефект заставит продавца пересмотреть даже самую жесткую, окончательную позицию.

Кстати, цены на "бэушные" "десятки" (май 2002 г., Москва) самые выгодные, несмотря на то что новые ВАЗы подорожали. Виноват, похоже, "иномарочный" бум. В ожидании заоблачных пошлин зарубежные "тачки" хватают даже те, кто и не собирался их приобретать. Последний шанс! А отечественные машины никуда не денутся. Спрос на подержанные авто упал, цены тоже. Для патриотов - самое время.

Номера на чашке кузова...

...и подштамповке запаски...

...сверяем с подкапотной табличкой.

Так маскируют следы снятия деталей.

Нетронутый крепеж - признак "целого" кузова.

Пистоны накладки другого цвета - подозрительно.

Щели случаются и на новых машинах.

Герметик не заводской - агрегат из ремонта.

"Визитки" зимы на дверных ручках...

...и поводках стеклоочистителей.

Подпишитесь на «За рулем» в