Черное и голубое золото

ЧЕРНОЕ И ГОЛУБОЕ ЗОЛОТО

РЫНОК

/КАЛЬКУЛЯТОР

ЧЕРНОЕ И ГОЛУБОЕ ЗОЛОТО

ВЫГОДНО ЛИ ПЕРЕХОДИТЬ С БЕНЗИНА НА ГАЗ?

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

По неофициальным данным, Россия входит в мировую пятерку по количеству двухтопливных автомобилей. Но если Европа, Япония, Америка переходят на газ главным образом в угоду экологии, то наших людей интересует другое: низкие, по сравнению с бензином, цены на топливо. На этот раз калькулятору поручили подсчитать, сколько можно сэкономить... разорившись на газовое оборудование.

ПРЕДПОЧТЕНИЕ - ПРОПАНУ

В наши дни составить пару бензину могут сжиженный нефтяной (пропан-бутан) и сжатый природный газ (метан). Последний, правда, пока не заслужил большого доверия автолюбителей. Основная причина тому - неразвитая инфраструктура. В столице не больше пяти заправочных станций с табличками "Метан", в регионах ситуация не лучше. Да и 50-литрового баллона сжатого газа, отнявшего половину багажника легковой машины, хватает всего на 200-250 км. Поэтому сегодня на этом топливе чаще ездят коммерческие автомобили - они заправляются на собственных или близлежащих станциях. Частники, желающие сэкономить, выбирают более распространенное горючее - смесь сжиженного пропан-бутана.

Этот газ на 20-30% дороже метана - в столице литр стоит 4,5 рубля, в других регионах цены обычно ниже. На 50 литрах пропан-бутана "Жигули" проезжают примерно то же расстояние, что и на баке бензина. Да и колонки, особенно в крупных городах, не редкость.

ВЫБИРАЕМ АППАРАТУРУ

Условно рынок газовых установок можно разбить на три ценовые группы (табл. 1). Первая - изделия отечественных предприятий и заводов из бывшего СНГ. В числе наиболее дешевых - оборудование Новогрудского завода газовой аппаратуры (Белоруссия). Невысокая цена определяет качество: некоторые компоненты отказываются нормально работать уже на первых километрах. Надежнее ведут себя более дорогие рязанские установки, а на вершине этой ценовой группы две столичные фирмы - "Автосистема" и САГА. По цене московское оборудование приближается к импортному, лишь немного уступая ему в качестве.

Вторую группу составляют сплошь итальянцы: страна держит первое место в мире по количеству автомобилей, оборудованных газовыми установками. Наиболее известные у нас фирмы "Ланди Ренцо" (Landi Renzo), "Ловато" (Lovato), "Каргас" (Kargas) предлагают комплекты для всех российских моделей и многих иномарок, причем как для пропан-бутана, так и для метана. Продукция дороже отечественной, но если сравнивать с нашими передовыми изделиями - ненамного.

Третья группа - голландские системы. Продукцию фирм "Некам" (Necam), "Кольтек" (Koltec), "Виалле" (Vialle) и прочих обычно устанавливают на импортные автомобили. Стоимость такого оборудования высока, как, впрочем, и качество.

Системы не комплектуют баллонами - их покупатель выбирает отдельно, исходя из размеров багажника и своего кошелька. Минимальная цилиндрическая емкость, вмещающая 50 л пропан-бутана, поместится в любой багажник. Если свободного места достаточно или у двигателя хороший аппетит, можно подобрать что-нибудь еще. Для универсалов и хэтчбеков предлагают 45-литровые тороидальные баллоны, которые укладывают вместо запаски. Ее придется переселить в багажник или салон, зато сиденье можно по-прежнему раскладывать. Цена импортных "торов" в три-пять раз выше отечественных цилиндрических баллонов.

Для метана нужна более дорогая емкость из композитного материала. Есть любые - от 35 л и выше, а стоимость одного литра внутреннего объема равна 150-180 рублям. Таким образом, за 50 л отдадите 7500-9000 целковых. Так что, помимо дефицита заправок, потенциального покупателя отпугивает от природного газа и ценовой фактор.

ГАЗ + АВТОМОБИЛЬ

Большинство автолюбителей доверяют монтаж аппаратуры профессионалам: в Москве и крупных городах установка, проверка и регулировка обойдутся в 1500-2500 рублей (в зависимости от марки автомобиля и газового оборудования). В стоимость входит и гарантийное обслуживание, и стопка документов, необходимых, в частности, для прохождения техосмотра.

Другой вариант - поставить "газ" самостоятельно. Монтаж сложных электронных систем для впрысковых двигателей лучше все-таки доверить специалистам, но если под капотом карбюраторный мотор, умелый автолюбитель вполне может рассчитывать на свои силы (изучив, конечно, инструкцию). До первой заправки придется подъехать в районную газовую контору, где мастера проверят герметичность системы и выдадут положенные документы (в том числе для техосмотра в ГИБДД). За услугу в мегаполисах просят 100-150 рублей, в небольших городах - немного меньше. Кстати, проверять аппаратуру у "газовщиков" надо каждые пять лет.

ПОСТАВИЛИ, НО НЕ ЗАБЫЛИ

Помимо ежедневного осмотра, приходится регулярно сливать конденсат. Обычно даже далекие от техники люди проделывают эту операцию без посторонней помощи. А вот самостоятельно отрегулировать редуктор решаются не все. Вместе с проверками герметичности системы и дополнительными регулировками карбюратора и зажигания за эту работу в Москве берут 200-300 рублей.

Даже крепкие импортные диафрагмы не выдерживают российский газ - максимум через 50 тыс. км редуктор приходится перебирать. Работа со стоимостью деталей обойдется ориентировочно в 30% от цены нового узла, в среднем 200-700 рублей.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Сказать однозначно, полезен газ для двигателя или не очень, трудно. Но некоторые плюсы и минусы общеизвестны и не подлежат сомнению.

В общемировом масштабе самое большое достоинство газового топлива в сравнении с бензином: при сгорании выделяется меньше вредных веществ. Другой немаловажный фактор - цена. Литр пропан-бутана обходится в 2-3 раза дешевле АИ-92, а метана - втрое, в некоторых регионах вчетверо.

Посмотрим на обратную сторону медали - падение мощности двигателя на 10-15%. Баллон крадет драгоценное место в багажнике и мешает погрузке. Иногда приходится терять время в очередях на "заправку" или даже на ее поиски! Кроме того, нельзя не учитывать, что прогревать мотор нужно на бензине, и за тысячу километров в трубу вылетают-таки литры дорогого топлива. Наконец, многим газ кажется опасным.

Впрочем, о расходах лучше всего поведает жизненная ситуация, просчитанная калькулятором. Бывший таксист подрабатывал на своей "Волге" GAZ 3110 с впрысковым мотором, оснащенным газовой аппаратурой (табл. 2). Всего на установку, обслуживание и заправки (ненадолго приходилось переходить на бензин - холодные пуски мотора, опустевший баллон и т.д.) "волгарь" потратил 61132,5 рубля. Если бы он ездил только на бензине (средний расход 13 л/100 км, цена 1 л АИ-92 - 9,5 руб.), расходы составили 86450 руб. Газ за 70 тыс. км не только окупил расходы, но и принес прибыль - 25317,5 руб. Сколько хозяин сэкономит в дальнейшем - считайте сами.

Общий вывод, подтвержденный, кстати, опытом эксплуатации редакционных машин, таков: газ доставляет некоторые неудобства, но приносит выгоду, и она тем весомее, чем больше годовой пробег и аппетит вашего автомобиля. Примерьте "на себя" газовую аппаратуру, оцените свои условия - и получите более конкретный ответ (см. также ЗР, 2001, № 6; 2000, № 1; 1999, № 8). Редакция, в свою очередь, намерена пополнить свой опыт - с этой целью, как мы сообщили в № 10 с. г., под газ переоборудована "Ода". Следите за публикациями.

КСТАТИ

В начале осени в ОАО "Газпром" прошло XI расширенное заседание, посвященное использованию в качестве моторного топлива природного газа. Там утвердили программу постепенного перевода автомобилей на экологически чистый и дешевый метан, а также развития сети стационарных и мобильных заправочных станций. В 2011-2020 гг. количество автомобилей, работающих на природном газе, вырастет до 1 млн., а число заправочных станций увеличится до 1000. Газовым оборудованием в основном будут оснащать легковые автомобили и малотоннажные грузовики. По расчетам специалистов, благодаря голубому топливу в 2015 году масса вредных веществ в отработавших газах снизится на 750-850 тыс. тонн, а в последующие пять лет - еще в полтора раза. После небольшой доработки решено вынести программу на рассмотрение правительства.

Подпишитесь на «За рулем» в