По завету ломоносова

ПО ЗАВЕТУ ЛОМОНОСОВА

Читатели живо откликнулись на призывный клич Палыча - "у-йе": судя по всему, с поломкой метчика сталкивались многие.

Ответы одних проникнуты состраданием к Палычу: его жалели, понимая, как легко потерять авторитет у клиентов. Другие же ругали за то, что не рассверлил на полмиллиметра отверстие под новую резьбу, за плохой инструмент, справедливо пеняя на ненадежность сварки метчика с шестигранником.

Ну а как насчет конструктивных предложений? Их немало - от заслуживающих внимания до несерьезных. Начнем с последних. По предыдущим задачам конкурса мы уже поняли - желающих высказаться всегда больше, чем тех, кто знает, о чем идет речь! Нет, мы не против такого "расклада" - это оживляет обсуждение. Хотите пример? Шпильки, о которых говорится в задаче, на двигателе ЗМЗ-402 ввернуты в резьбовые гнезда, а те - на дне глубоких отверстий - колодцев чуть большего диаметра. Хотя метчик у Палыча и оказался плохо сварен со стержнем, само это решение - не случайное. Видно, длинного ("машинного") метчика у мастера не было, вот и пришлось удлинить обычный.

Не обратив внимания на эти "пустячки", добрый десяток читателей предлагает... "вывинтить выступающий (!) обломок" газовым ключом. Или предварительно приварить к нему гайку, стержень и т. п. (А то Палыч сам бы не догадался, будь такое возможно!).

Понимая, что обломок метчика скорей всего заклинен, умельцы предлагают налить в канал масла (в том числе касторки), олеиновой кислоты, солярки, керосина, заодно хорошенько обстучать огрызок. Можно, считают другие, нагреть блок паяльной лампой или горелкой градусов до 150-200 - глядишь, метчик освободится!

Ну а как потом вывинтить? Тут опять читатели разделились - на тех, кто знаком с конструкцией, и тех, кому некогда. Вот остроумное предложение сделать простейший "торцовый" ключ... из ножки стула. Это дерево произрастает в каждом российском доме - и прочностью превосходит дуб, бук, самшит. Даже знаменитому эбеновому дереву даст сто очков вперед: только вколоти три дюбеля - и ключ готов. Один лишь недостаток - в "колодец" не войдет. Другие читатели прислали эскизы подобных ключей из металла. Минус у многих тот же.

"Продвинутые", как нынче говорят, технологи предложили... высверлить твердый обломок (HRC > 60) - конечно же, не простым, а алмазным сверлом! Но как сделать, чтобы оно не ушло в сторону, не продырявило мягкий алюминиевый блок? Дрелью - не выйдет.

Сильнее других поразил наше воображение студент уважаемого вуза, предложивший высверлить (!) в метчике целый ряд (!) отверстий, да еще так, чтобы потом вывернуть обломок шлицевой отверткой. Похоже, в обучении есть перекос в сторону высоких технологий - о "земном" размышляют мало.

Самые изощренные способы ремонта навевают воспоминания о популярном сериале "Скорая помощь". Предлагается вырезать кусок блока с обломком, выбить метчик (теперь-то зачем?), образовавшуюся прореху заварить аргоном, обработать. Последняя стадия - сделать отверстие и нарезать новую резьбу. Только и всего. Вас смущает аргонно-дуговая сварка? Полноте, в стране столько развалившихся предприятий ВПК - там и не такое можно купить!

Самый простой и очень надежный способ удалить обломок - химический. Еще М. В. Ломоносов, счастливо избежавший ремонта автомобильных двигателей, говорил: "Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие..."

Студент ЛПИ Андрей Пономарев удалил обломок шпильки раствором азотной кислоты (примерно 10-процентным). Алюминий от нее не страдает. Налил в отверстие, часа через два удалил образовавшиеся соли, промыл дистиллированной водой, снова налил кислоту... Два дня - и дело сделано! Так же, только гораздо быстрее, растворится и обломок метчика - настолько, что его остатки легко вынуть.

Хорошо Андрей учил школьную химию. Результат - премия!

По осени, прослышав о небывалом грибном изобилии, я оседлал "четверку" и, несмотря на дожди, двинулся на промысел. В полутора часах езды - леса что надо! И верно: когда свернул с шоссе на мягкую, усыпанную размокшей хвоей колею, разом про сырость забыл. Стоят березы одна другой краше, как в шубы, одетые... опятами! Море опят! Надев сапоги, схватил корзину, ножик - и вперед! Дело я знаю: режу одни шляпки, "деревянистые" ножки нам ни к чему...Оглянуться не успел, а корзина уже полна. В багажник ее! Беру другую...

К полудню - проблема: куда грибы класть? Решил перекусить, а заодно поразмыслить. И тут, накрывая "на стол" (старый "За рулем" поверх пенька), я оплошал. Выложил огурчики, помидорчики, колбаску... и захлопнул ключи в машине! Перочинный ножичек - в корзинке с грибами, а та - в багажнике. Вокруг - лес. Тишину нарушает только дятел на елке. Издевательски стучит, стервец, будто знает о моих грешках. Ведь хотел же еще года полтора назад закрепить запасной ключик "в доступном месте", как советовал журнал! Да так и не сделал этого.

Короче, мужики, мне сейчас не до помидорчиков. Могу, конечно, разбить стекло, но жалко. А тут, как назло, дождик снова зарядил. Покурить бы в салоне, послушать, как он барабанит по крыше, а не по лысине...

Караул, мужики. Выручайте!

Подпишитесь на «За рулем» в