У нас не каплет!

У НАС НЕ КАПЛЕТ!

АВТОКЛУБ

ОХЛАЖДЕНИЕ - ПОД КОНТРОЛЬ

У НАС НЕ КАПЛЕТ!

ГЕННАДИЙ НЕПРЯЖИН

Скверное дело запороть двигатель. Неважно, каким способом - например, не заметив, что ушла жидкость из системы охлаждения. Потому-то на современных автомобилях контролируют не только температуру антифриза, но и его уровень.

А как быть миллионам владельцев "жигулей" и им подобных? Опишем один из вариантов усовершенствования системы охлаждения, опробованный на VAZ 2104. Здесь о существенной потере "Тосола" сразу сообщает лампочка на приборной панели.

Переделки несложны. Мы купили расширительный бачок от VAZ 2110 с датчиком уровня жидкости. Осталось найти для него место под капотом (подошло прежнее, только немного доработали ремень крепления) и соединить шлангами с радиатором двигателя.

В отличие от штатного "жигулевского" расширительного бачка, тот что от "десятки" снабжен тремя штуцерами: большой - снизу, а два поменьше - сверху. Один из них заглушили, другие задействовали. Верхний пароотводящий шланг (черный, связывающий расширительный бачок с заливной горловиной радиатора) - от "Оки".

На фото вы видите доработанную (без клапанов) пробку горловины - в новой схеме эти клапаны не нужны, те же функции выполняет пробка расширительного бачка с клапанами.

Нижний, большой штуцер расширительного бачка соединили с нижним штуцером бачка радиатора, воспользовавшись штатным пластиковым ("рыжим") шлангом автомобиля. Все ясно? Но есть и некоторые проблемы. У нашего радиатора пластмассовые бачки, а сечения штуцеров не соответствуют расширительному бачку от VAZ 2110. Так, "рыжий" шланг хорошо стыкуется с нижним штуцером расширительного бачка, но не соответствует штуцеру внизу бачка радиатора. А черный от "Оки" маловат по сечению для верхнего штуцера радиатора.

Чтобы решить эти противоречивые задачи, пришлось поискать в автомагазинах переходные металлические штуцеры. В конце концов удалось их купить. Частично видимый на фото заливной горловины переходник - в прошлом "волговский" штуцер прокачки тормозов, избавленный от конусной части. Кроме того, напильником ему укоротили грани, чтобы пароотводящий шланг сел плотнее. Слив из радиатора жидкость, в пластмассовом штуцере-"отростке" нарезали метчиком резьбу М10х1 - вот это, учтите, требует исключительной осторожности! Ведь если пластик треснет, то заварить его сумеют немногие, и тогда утечка "Тосола" здесь неизбежна. Сказанное касается и нижнего штуцера радиатора, где более удобной оказалась другая конструкция: в пластмассовый "отросток", нарезав резьбу М12, завернули прямой переходник (от бензонасоса "Волги"), а затем в него - "угловой", того же происхождения. Последний тоже доработали, аккуратно спилив большую часть резьбы и оставив небольшой поясок, своего рода "хамп", не дающий пластиковому ("рыжему") шлангу с затянутым хомутом соскочить.

Все резьбовые соединения собраны на герметике. Имейте в виду: монтаж пластикового шланга, довольно жесткого, требует осторожности. В некоторых случаях придется его нагреть, а то ведь недолго и детали радиатора сломать!

Собрав систему, залили "Тосол", проверили герметичность - все в порядке. Осталось определить место для лампочки-сигнализатора. На приборном щитке есть незадействованный индикатор пристегнутых ремней безопасности - воспользуемся им. Сняли комбинацию приборов и нашли, что к нужной лампочке подходят два провода - от разъема самого блока. А в разъеме пучка проводов автомобиля - соответствующие две "пустышки". Дополнили разъем двумя проводами, и один соединили с цепью зажигания (провод питания вольтметра), а другой вывели к датчику уровня "Тосола" (через уплотнитель корректора фар). Второй провод датчика соединили с "массой".

Полученная схема простейшая. Стоит помнить, что характер поведения нашего "индикатора" такой же, как у лампочки остатка топлива в бензобаке: на неровностях дороги или при резком ускорении автомобиля они могут мигать. Чтобы свести этот эффект на нет, добавили в бачок немного "Тосола".

От отдела эксплуатации. Посадка металлических переходников на резьбе в пластмассовые штуцеры радиатора в условиях многократного изменения температуры может оказаться недостаточно надежной, со временем не исключено появление трещин. Поэтому автор будет держать под контролем состояние штуцеров на этом автомобиле, а окончательный вердикт мы вынесем позднее.

Эдесь лампа говорит о низком уровне "Тосола"...

"Десяточный" расширительный бачок на "четверке".

Можно заливать "Тосол"...

Переходник в нижней части бачка радиатора.

Доработанная и стандартная пробки радиатора.

Подпишитесь на «За рулем» в