Механическая симфония

МЕХАНИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ

Каждой модели автомобиля присущ «акустический портрет», который можно считать нормой. Отличия от нее чаще всего указывают на тот или иной дефект.

Неподготовленный человек, вооружившись автомобильным стетоскопом, неизменно приходит в восторг от услышанного, но дальше дело не идет: некоторые шумы очень схожи и уверенно указать их источники даже мастеру непросто. Бывает, что едва различимый гул указывает на гораздо более опасные события, чем резкий стук. Недавно нам позвонил один из постоянных заказчиков и с испугом в голосе поведал о страшном «клацании» в моторе, возникшем после замены масла и фильтра. Завершив «допрос с пристрастием», я предложил клиенту внимательно осмотреть масляный щуп. Минутой позже – новый звонок: захлебываясь от счастья, хозяин сообщил, что дефект уже устранен! Погнутый щуп задевал противовес коленвала. Разогнуть – дело одной секунды. Конечно, такие «попадания в десятку» бывают не всегда.

Когда в голосе двигателя появляются низкие нотки с неравномерным «харканьем», пора проверить водяной насос. Если заклинит на «классике», мотор, продолжая работать, перегреется. Итоги зачастую плачевные. На переднеприводных автомобилях ВАЗа (кроме 1,5-литрового восьмиклапанного) перегрева не случится… так как мотор с оборванным ремнем ГРМ и погнутыми клапанами не работает. Но ремонт в обоих случаях не из дешевых!

Перетянутый зубчатый ремень воет, как сбитый «мессершмит» в советских фильмах. Но шум изношенных подшипников генератора почти такой же. Порой приходится проводить небольшое исследование: первым делом – снять ремень генератора. Звук исчез? Подшипники нужно менять. Сохранился? Значит, переключаем внимание на привод ГРМ.

Иначе ведет себя цепь. Даже новая сильно колеблется – задача успокоителя не дать ей разбушеваться. Изношенную сдержать еще сложнее: она бьет по башмаку натяжителя и успокоителю, и если, не ровен час, перескочит через зубья звездочки, то не миновать гнутых клапанов! Если шум возник в пути, можно отпустить до конца натяжитель (путь выбирает «слабину», сколько сможет) и потихоньку тянуть до ближайшего сервиса. Подобные происшествия совершенно обыденны на «нивах» VAZ 21213 – у них башмак натяжителя редко ходит больше 20 тыс. км.

Стук клапанов, как правило, следствие чрезмерных зазоров в приводе. При плавном изменении числа оборотов не пропадает. Вывод: необходима регулировка. А вот в двигателях переднеприводных машин ВАЗа есть источник похожих несильных стуков: толкатели клапанов при работе покачиваются. Звук может появляться и исчезать. Такова врожденная особенность двигателя. Впрочем, безобидная – закроем на нее глаза.

Если застучат детали шатунно-поршневой группы, причин для тревоги побольше. Но и тут надо все разложить по полочкам. Стук поршней – результат сильного износа двигателя. Звук высокого тона, «колокольный». На первый взгляд, ничего страшного. В перспективе – угроза поломки поршней.

Стук шатуна иной – тяжелый, будто кто-то бьет рукояткой молотка по блоку. Обычная причина – задир шатунной шейки коленвала и вкладышей нижней головки шатуна. Зазоры большие, металл бьется в металл – ездить нельзя! Дело может завершиться поломкой шатуна, и тогда конец блоку цилиндров.

Определить, какой из шатунов виноват, просто: поочередно отключаем провода свечей. На какой стук пропал, там и «битый» шатун. Но простота часто обманчива.

Однажды прибыл владелец VAZ 2109 с жалобой на стук шатуна третьего цилиндра. Мы проверили. Хозяин прав! Когда же сняли поддон, с удивлением увидели шатунную шейку и вкладыши в образцовом состоянии! Загадка? Но тут звякнул в поддоне странный кусок металла. Ба! Да это же обломок юбки поршня! Оказалось, что в заводском поршне изначально была трещина – она и привела к поломке (см. фото). Кстати, звук треснувшего поршня не «колокольный». Этот случай пополнил копилку нашего опыта.

…Владелец VAZ 2110 забил тревогу, обнаружив в двигателе какое-то «потрескивание». Догадываясь, в чем дело, «просечку» в прокладке под выпускным коллектором мы все же нашли не сразу – работы тут немало, ведь двигатель «увешан» элементами системы впрыска… Причина же не нова. Заводские, почти необжимаемые прокладки годятся для уплотнения тщательно обработанных стыков, что не всегда соблюдается. На моторе клиента мы применили мягкую асбестографитовую прокладку – жалоб больше нет.

А вот история почти невероятная: коллега-мастер, своими руками собрав «жигулевский» двигатель, наслаждался результатом около 6 тыс. км, а потом услышал непонятный лязг. Созвали консилиум… Долго искали источник шума, пока заметили, что гайку храповика и винт крепления «паразитной» звездочки можно крутить голыми руками! Хозяин божился: при сборке, мол, «затянул насмерть». Мы поняли одно: и на старуху бывает проруха!

Подпишитесь на «За рулем» в