Стеклоподъемники. Отвори потихоньку окошко…

Стеклоподъемники. Отвори потихоньку окошко…

Начнем с выбора. Здесь нужно помнить о таких нюансах, которые, увлекшись, иные не учитывают – например, шумность механизма, скорость подъема и опускания стекла, цену. А еще – то, что не всякий отказ стеклоподъемника легко устранить, особенно на обочине дороги. Если стекло замрет в закрытом состоянии – дело дрянь, особенно в жаркое время. Ничуть не лучше, если оно опущено, а за бортом дождь со снегом… Итак, поставим важнейший вопрос: можно ли будет опустить (поднять) стекло при отказе электропривода? Поинтересоваться следует не только у продавца, но и почитав описание устройства: оказывается, многие конструкции на это не рассчитаны. Те, что есть в продаже, можно довольно четко разделить на три категории.

К первой отнесем штатные стеклоподъемники, например, ныне устанавливаемые ВАЗом на «девятки» и последующие модели (фото 1). Важное их достоинство в том, что для установки нужно лишь снять прежние, ручные и прикрутить электрические (и конечно, подключить электропитание!). Что-либо сверлить, пилить, отрезать и т. п. не требуется. Ремонтопригодность – на высшем уровне: в продаже есть запчасти, цены вполне умеренные. Например, трапеция на фото 1 не дороже 200 руб., а мотор с редуктором – около 450 руб. Скорость работы стеклоподъемника достаточно высока, но не настолько, чтобы покалечить зазевавшегося человека. Шум несильный – в самый раз для контроля работы на слух. Когда автомобиль катит по неровной дороге, стеклоподъемник ничем не выдает своего присутствия – не грохочет, не скрипит. А вот недостаток – тот, о котором уже сказано: в случае поломки электропривода вы попадаете в неприятную ситуацию. Не исключено, что придется вскрывать дверь, разбирать механизм и, высвободив стекло, искать способ его фиксации в подходящем положении.

Вторая категория – стеклоподъемники, поставляемые в торговлю в расчете на интерес покупателя. Вот, например, на фото 2 механизм одной уральской фирмы, который мы опробовали на «десятке». Детали привлекают солидностью: впечатляют могучие зубчатые «рельсы» и рычаги, японского производства моторедуктор, здесь же в комплекте необходимые кнопки и пучок проводов. Однако установка стеклоподъемников оказалась довольно хлопотной. Рамка, удерживающая стекло, движется вместе с мотором по направляющему «рельсу», и нам пришлось позаботиться о правильной длине проводов, идущих к мотору, и их разумной прокладке – чтобы не натягивались, но и не провисали, грозя попасть куда не следует. Повозились с ними!

А вот еще один недостаток: «рельс», хотя и выглядит внушительно, оказался недостаточно жестким. При подъеме стекла выгибается наружу, на ходу погромыхивает. Наконец, этот стеклоподъемник довольно медлителен, а его ремонтопригодность – никакая. Во всяком случае, нам (в Москве!) найти какие-либо запчасти не удалось.

Иногда в продаже встречаются другие варианты. Например, мотор крепится к двери на уровне подлокотника – причем наглухо, никаких шумоподавляющих втулок нет и в помине. О том, что мотор включился, тотчас узнают водители других автомобилей. Панель двери резонирует, выпучивается так, что, того гляди, пистоны обшивки выскочат.

[caption id="attachment_184348" align="aligncenter" width="150" caption="Накладной стеклоподъемник SPAL.

1- трос 2 - ручка"]

[/caption]Третья категория – накладные стеклоподъемники. На фото 3 – итальянские SPAL. Очень удобны в монтаже. Независимо от конструкции двери достаточно снять ее обшивку, вместо ручки установить тросик 1, а сам мотор расположить так, чтобы ничто внутри двери не мешало его работе. Освободившуюся ручку положить в «бардачок». Или пусть там лежит ручка 2 из комплекта: в случае отказа электропривода стекло можно двигать, вращая валик ручкой. Медленно, но верно. Итальянский электропривод показался нам самым малошумным – и при том довольно быстроходным.

Цены стеклоподъемников двух последних категорий – 2200–2800 руб. Мы считаем, что предпочтительнее, конечно, третья. Кстати, запчасти для SPAL мы встречали в магазинах.

Схемы подключения стеклоподъемников указаны в прилагаемых инструкциях. Но кнопки управления заслуживают отдельного разговора. Если предполагаете сделать дублированное управление (рис. 1), то для этой цели необходимые кнопки, показанные на фото 4 и 5 (поз. 1). Их внутренняя коммутация для этого самая подходящая. Для более простых схем подходят любые кнопки, в том числе и такие, как на фото 5 (поз. 2).

Схемы управления стеклоподъемниками, запитанными от «+» зажигания, следует подключить через реле и предохранитель на ток не ниже 15 А (рис. 2).

Подпишитесь на «За рулем» в