«евро-окно» второго поколения

«ЕВРО-ОКНО» ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

«СТАРИЧКИ» ДОЕЗДЯТ СВОЙ ВЕК

Итак, с 21 апреля 2006-го все автомобили, выпущенные на российских автозаводах, обязательно должны быть оснащены двигателями Евро II. Это понятно. А как быть тем гражданам и организациям, чьи «железные кони» не укладываются в жесткое ложе новых требований? Правительственные чиновники в очередной раз проморгали разъяснительную кампанию, и весной посыпались вопросы от граждан и организаций. Объясняться пришлось главе Федерального агентства по промышленности Борису Алешину.

– Те, кто ездил и ездит на автомобилях, приобретенных до введения норм Евро II, могут не беспокоиться. Никаких санкций для них нет! Нормы были заранее закреплены законодательно, они касаются компаний-производителей, которые должны были на них перейти.

ВЫНУЖДЕНЫ ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ

Сегодня понятно, что совершенствование двигателя до норм Евро II обойдется потребителю в лишние 15–18 тысяч рублей. Для самых дешевых машин такая прибавка в цене становится крайне весомой, почти «на грани».

Какие же модели потеряет покупатель из привычной линейки продукции отечественных заводов?

Судьба микролитражки «Ока», как оказалось, полностью зависит от основного поставщика силовых агрегатов – АВТОВАЗа. Тольяттинцы не проявили инициативы по доводке двухцилиндрового двигателя и установке на него системы распределенного впрыска. Других силовых агрегатов для перевода машины в разряд «зеленых» в стране нет. Исходя из этого, жизненный цикл автомобиля завершится 30 июня 2006 года, когда закончится «Одобрение типа транспортного средства». С 1 июля 2006 года машина будет снята с производства на ЗМА. Серпуховский автозавод, где тоже собирают «Оку», решил не сдаваться и занялся поисками иностранного партнера. В Серпухове надеются решить проблему до 1 июля 2006 года и вместе с другими перейти на Евро II. Правда, сколько будет стоить обновленная «Ока» (скорее всего – дороже, чем сейчас) и найдет ли она покупателей, неизвестно.

Не будет больше и дешевых УАЗов. Легковой модельный ряд – «Патриот» и «Хантер» – теперь оснащается бензиновым 16-клапанным впрысковым ЗМЗ-409 с нейтрализатором (128 л.с.); возможна комплектация и с новым заволжским дизелем ЗМЗ-514 (98 л.с.). Оба удовлетворяют требованиям Евро II. А вот с коммерческими машинами могут возникнуть трудности: впрысковые бензиновые двигатели или дизели не помещаются в крошечные моторные отсеки этих автомобилей. Установка их требует переделки многих кузовных деталей. Но решение все же существует: к серийному производству готовится впрысковая версия классического двигателя УМЗ-421. Мотор без проблем устанавливается на «буханку», но его массовый выпуск стартует не раньше августа 2006 года. К тому же экологически чистые грузовички и автобусы станут заметно дороже – минимум на 13–15 тыс. руб.

На ГАЗе вопрос вроде бы решен: с начала года все «волги», «газели», «соболи» и «валдаи» уже выпускают с системами нейтрализации отработавших газов и улавливания паров топлива. С 21 апреля к ним добавились и среднетоннажные грузовики ГАЗ-3307 и 3308.

На Волжском автомобильном заводе все семейство «Лада-Самара» уже давно комплектуют электронной системой управления двигателем и каталитическим нейтрализатором. Это позволяет выполнять нормы Евро II (с возможностью выхода на Евро III). Все автомобили «Лада-110» также оснащают устройствами снижения токсичности под стандарты Евро II и Евро III. Ну а «калины» с самого начала выпуска соответствуют нормам Евро III и Евро IV. Как заявляют в пресс-службе, сертификат уже получен. Что касается «классики», то еще в июне 2005 года на ВАЗе начали опытную сборку «пятерок» с электронным управлением двигателем и каталитическим нейтрализатором. А к началу июня вся «классика», включая автомобили, которые собирают в Ижевске, будет в нормах Евро II.

ТАМОЖНЯ НА ПЕРЕПУТЬЕ

Еще одна сложность возникла буквально на ровном месте. Согласно регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой загрязняющих веществ» запрещен ввоз в Россию подержанных автомобилей, не соответствующих Евро II. Вроде бы тут проблем быть не должно, но… Если в Европе такие требования обязательны для всех машин, выпущенных с 1996 года, то США и Япония присоединились к единому евростандарту лишь с 2003-го. А до этого у них были свои, региональные нормы (порой даже более жесткие), но об этом в правительственном постановлении нет ни слова. Поэтому формально, чтобы понять, соответствует ли ввозимая техника нашим новым стандартам, она должна пройти экологическую экспертизу-сертификацию.

Федеральная таможенная служба к такому развитию событий не готовилась, так что таможенники будут работать на основании разрешения, выданного специалистами Ростехрегулирования (агентства в структуре Минпромэнерго). Там за прошедшие полгода должны были разработать порядок выдачи этого документа, а также регламент, как действовать сотрудникам таможни и ГАИ, но только в день вступления в силу регламента на таможенные посты и в органы ГИБДД была разослана таблица, по которой можно определить, соответствует ли новым требованиям тот или иной автомобиль.

НЕФТЯНИКИ ОПЕРЕДИЛИ АВТОПРОМ

Двадцать первого апреля, когда страна стала жить по нормам Евро II, «ЛУКОЙЛ» начал продажи бензина «ЭКТО». Это, можно сказать, элитные сорта 92-го и 95-го бензина, который не только соответствует нормам Евро III, но и содержит ряд присадок и добавок, улучшающих чистоту выхлопа, повышающих мощность двигателя и даже (по заверениям производителей – А.М.) «очищающих узлы и механизмы». Впрочем, пока новый бензин от «ЛУКОЙЛа» появился лишь на девятнадцати АЗС Москвы и области – капля в море. К сожалению, на широких российских просторах правят бал совсем другие автозаправки; даже в цивилизованной Москве, по данным проверок, треть всего бензина не соответствует нормам. И если сходящие с конвейера автомобили достаточно легко проверить на соответствие стандартам Евро II, то на каждой российской АЗС инспектора, определяющего качество бензина, не поставишь…

Впрочем, это только начало. «Подписав» нормы Евро II, Россия тут же вынуждена начать подготовку к новому переходу – уже на Евро III. Эти экологические стандарты будут введены в России в 2008 году. А в 2010-м мы уже должны жить по нормам Евро IV.

Подпишитесь на «За рулем» в