Помоги слабаку

Помоги слабаку

Плохи сами щетки? Это просто. Заменим. Не работает омыватель ветрового стекла? Это хуже. Найти причину и устранить иногда бывает трудно. И, наконец, третье, самое серьезное: по той или иной (чаще всего неизвестной) причине щетки движутся по стеклу медленно, рывками, а то и останавливаются. Смочишь стекло, слегка оживут, но ненадолго. Тут надо понимать простую физику: на одной чаше весов всевозможные силы сопротивления, на другой – сила, с которой электромотор дворников с этими недругами борется. Если первые велики, а мотор слаб – толку не будет.

Чтобы уменьшить силы трения в шарнирах трапеции, их периодически смазывают. Порой помогает, особенно если виновата коррозия, а с электродвигателем еще нет проблем. Но вот с ним-то часто и случается беда – не тянет… Не будем касаться ситуаций, при которых хворь в сердце самого моторчика – такой лучше просто заменить. Гораздо чаще он оказывается «слабаком», оставшись на голодном пайке. В штатных условиях работы на него должно поступать такое же напряжение, как в бортовой сети – то, что задают генератор или АКБ. Это в идеале. В действительности в электроцепях (в первую очередь – в переходах различных разъемов, контактов и т.д.) есть какие-то потери, о чем мы не раз говорили. При полной исправности контактов потери невелики, но грязные, окисленные могут подсадить напряжение весьма существенно.

Проверим, какое же напряжение поступает на электродвигатель. Схема измерения – на рис. 1.

Напряжение в точке А (после биметаллического выключателя) должно быть в пределах 11–13 В при включенных (подчеркнем это) дворниках и щетках, движущихся уже по высохшему стеклу после омывателя. Если напряжение ниже 10 В, электромотор с трудом справляется с работой – и может остановиться.

Где же конкретно потерялось напряжение? Если автовладелец из тех самоистязателей, которым важен не столько результат, сколько процесс, – ему останется дотошно исследовать все элементы цепи: подрулевой переключатель, монтажный блок, контакты в замке зажигания и т.д. Дело хлопотное.

Когда на наших «Ниве» и VAZ 2104 стеклоочистители стали сдавать, мы, конечно, начали с механики. Прочистили, смазали. Результат, надо признаться, не впечатлил. Тогда решили подать питание на электродвигатель через разгрузочное реле – по схеме на рис. 2. Вот когда дворники заработали по-настоящему! По нашим впечатлениям даже лучше, чем на новых, с конвейера, автомобилях, где применяется обычная (см. рис. 1) схема.

Ну а сколько стоит переделка? Реле мы покупали по 12 руб. за штуку. Остальное – нехитрая работа своими руками.

Подпишитесь на «За рулем» в