Система координат

Система координат

По официальной версии, легковой автомобиль должен располагать тремя видами тормозных систем – рабочей, запасной и стояночной. Их исправность и проверяют при инструментальном контроле.

СТОП-МАШИНА

Рабочую систему тестируют двумя способами – в дорожных условиях либо на стенде. «В поле» эффективность оценивают по длине тормозного пути при заданном усилии на педали (соответствующем экстренному торможению). Правомочен и другой вариант, когда вместо пройденного пути измеряют время срабатывания системы и установившееся замедление. В любом случае тормозить надо с 40 км/ч, а машина должна сохранить траекторию до полной остановки, оставаясь внутри нормативного коридора шириной 3 метра. При наличии АBS добавляется еще одно требование – двигаться без видимых следов увода, заноса и не юзить вплоть до той скорости, при которой отключится система (не более 15 км/ч). Испытания проводят на чистой и сухой поверхности, при холодных тормозах. Масса авто не должна превышать разрешенную максимальную (см. ПТС или свидетельство о регистрации).

Увы, тестировать тормоза в естественных условиях хоть и просто, но некомфортно – климат по большей части неподходящий. На стенде – иное дело: тепло, светло и за шиворот не каплет. Эффективность системы здесь проверяют иначе, хотя и при том же усилии на педали – по величине удельной тормозной силы на каждом колесе (как вариант, допускается одновременное их блокирование). Выводы, вытекающие из нехитрой формулировки, весьма интересны. Во-первых, автомобиль предварительно надо взвесить, причем по частям – дабы определить нагрузку, приходящуюся на каждое колесо. Внимание! Здесь и далее, до окончания процесса, рядом с водителем должен находиться пассажир – таково требование ГОСТа. В отсутствие весов стандарт допускает использование справочных данных. Цифры, указанные в распечатке, в любом случае стоит тщательно проверить – не ровен час, «жигуленок» окажется тяжелее Кам-АЗа!

Помимо абсолютных значений, умная техника выдаст и разность удельных тормозных сил – эта величина (в процентах от наибольшего значения) не должна превышать 20.

Но будьте бдительны – результат во многом зависит от состояния контактирующих поверхностей! Убедитесь, что ролики стенда не изношены до конца (до полного стирания рифленой поверхности или разрушения абразивного покрытия), а шины чистые и сухие. Никто не видел, чтобы на ПИКе измеряли давление в шинах, хотя технология того требует. Присесть придется заинтересованному лицу – автовладельцу. Есть в техосмотре и другие национальные особенности. Стандарт узаконил их в пункте 5.1.2.10, предписав исполнителю руководствоваться инструкцией по эксплуатации стенда. И если там написано, что его ролики не переваривают шипов – так тому и быть. Разумеется, существуют в природе и специальные ролики, и приставки, учитывающие влияние АBS, и даже конструкции, нейтрализующие вискомуфты (последние устроены до гениальности просто – барабаны вращают колеса оси в разные стороны, оставляя кардан неподвижным). Только выяснять, что вам нужно и где оно находится, придется самим. А иначе – отключайте приводы дополнительных ведущих мостов и разблокируйте трансмиссионные дифференциалы (п. 5.1.2.3). Не секрет, что многие предпочитают куда более простой выход...

Со стояночной (она же на легковушках и запасная) системой все куда проще. На стенде измеряют удельную тормозную силу на соответствующей оси из расчета приходящейся на нее части снаряженной массы. В дорожных условиях оселком служит эстакада с уклоном не менее 23%. Здесь оговорена и последовательность – сначала машину фиксируют ножным тормозом, а затем – ручником. Контрольное время – одна минута. В любом варианте нормируется и усилие на рычаге.

ВРАГ ХОРОШЕГО

Главное – не стремитесь ничего улучшать: с тормозами не шутят! Так, удаление «колдуна» аукнется неустойчивостью машины при экстренном торможении. Та же беда ждет любителей заменять барабаны на диски в тормозах задней оси. Ссылки на то, что сам механизм-де сертифицирован, критики не выдерживают. Ведь сертификат только подтверждает качество конструкции и надежность изготовления. Для ГИБДД этого недостаточно – соискателю необходимо оформить внесение изменений в конструкцию транспортного средства.

А вот озаботиться состоянием штатных деталей при подготовке стоит. Список не так велик – удостоверьтесь, что движущиеся части системы (включая шток регулятора) не закисли, поверхности трения не изношены больше нормы, нигде ничего не течет. Протестируйте также вакуумный усилитель (подробности – в любой инструкции), оцените работоспособность АBS (по дрожанию педали и отсутствию юза на скоростях выше 20 км/ч) и всех стоп-сигналов. По случаю (если вышел срок или температура кипения упала ниже допустимой) неплохо заменить рабочую жидкость и прокачать контуры. Вновь установленные колодки следует обязательно притереть (то есть в течение первых 200 км пробега избегать резких торможений). Не сомневайтесь, труды окупятся сторицей – ведь тормоза нужны не только на техосмотре.

При подготовке материала использован ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Подпишитесь на «За рулем» в