Все четыре колеса

Все четыре колеса

По порядку, сложившемуся в Германии 30-х годов, проектировать автомобили для вермахта поручалось непосредственно производителям. Лишь тип легкого армейского вездехода был разработан самим управлением вооружений сухопутных войск, после чего запущен в производство одновременно на трех фирмах. В результате свет увидели несколько моделей: Stoewer R180, Stoewer R200, Stoewer Type 40, BMW Type 325 и Hanomag Type 20B (о Stoewer Type 40 мы уже писали в номере 7 (83) за 2008 год). Машины были унифицированы по шасси и кузову, но различались силовыми агрегатами. У некоторых из них колеса были полноуправляемые, поворачивающиеся – так решили чиновники немецкого управления вооружений. Еще там сочли, что все машины должны быть обезличены, поэтому ни один из вышеперечисленных автопроизводителей не имел права ставить фирменный знак на свою продукцию.

Еще тот тип

Основой конструкции этого типового вездехода служила обычная рама коробчатого профиля. На нее ставился простейший кузов с легким тентом, причем для вездеходов BMW кузова поставляла фирма Ambi Budd и они были цельнометаллическими, а Stoewer и Hanomag довольствовались кузовами с деревянными каркасами собственного производства.

Каждая фирма устанавливала свой двигатель: фирма Stoewer снабжала модель R180 слабеньким 42-сильным 4-цилиндровым мотором, модели R200 и Type 40 – более мощным 50 л.с. Подобный двигатель ставился и на Hanomag Type 20B, 6-цилиндровый мотор BMW Type 325 развивал те же 50 л.с. Типовая трансмиссия представляла собой 5-ступенчатую коробку передач, привод на все колеса был неотключаемым. Обе подвески независимые, на пружинах и рычагах с гидравлическими амортизаторами, тормоза – с механическим приводом на все колеса. Электрооборудование поставляла фирма Bosch, оно было 12-вольтовым, взамен повсеместно распространенного тогда 6-вольтового.

Масса машины равнялась примерно 1750 кг, а скорость – не более 75 км/ч по хорошей дороге, больше худосочный силовой агрегат в 50 силенок выжать не мог. Расход топлива был внушительным даже для тех лет – моторчик пожирал аж 17 л при движении по шоссе и до 25 по проселку и бездорожью. Запас хода при таком раскладе составлял 350 и 240 км соответственно.

По спецификации вермахта легкие армейские автомобили делились на четыре типа, обозначаемых аббревиатурой Kfz – Kraftfahrzeuge, или в переводе– «автомобиль», а также цифрами, обозначавшими модификацию. Первый тип – Kfz.1 – представлял собой обычный 4-местный 4-дверный автомобиль. Kfz с индексом 2 был 3-дверным, а пространство за водителем занимали либо радиостанция, либо ремонтное оборудование. Тип с цифрой 3 располагал четырьмя дверьми и огромным ящиком сзади – машина предназначалась для геодезистов. На 3-местный Kfz.1 устанавливали либо пулемет MG-34, либо 42-миллиметровое зенитное орудие. Такая классификация применялась ко всем легким вездеходам, произведенным компаниями BMW, Hanomag и Stoewer.

С запада на восток

Производство типового вездехода началось в 1936 году. Первым стартовал Stoewer R180, который производили два года, пока ему на смену не пришел более мощный R200. В 1937-м начали производство BMW и Hanomag. Но машины не оправдали связанных с ними ожиданий: они были слишком сложными и дорогими в производстве, а главное – тяжелыми, маломощными и ненадежными. Попытку упростить машину предприняла только фирма Stoewer, результатом чего в 1940 году стал Type 40 с «нормальными», неповоротными, задними колесами, который выпускали до 1943 года, когда вермахт окончательно отказался от таких машин.

В 1940 году концерн Bayerische Motoren Werke AG мог отчитаться только лишь о 3225 выпущенных экземплярах полноприводного и полноуправляемого вездехода BMW Type 325. Всего же сделали около 13 000 всех представителей типов легких армейских автомобилей. Большая часть из них оказалась потерянной на Восточном фронте, причем причиной гибели машин стали отнюдь не советские бомбы и снаряды, а дороги и морозы. Ни к первому, ни ко второму легкие немецкие вездеходы оказались не приспособлены. И уже зимой 1941 года немецкая машина потерпела крах, оказавшись совершенно неподготовленной к погодным условиям Восточного фронта.

Задолго до Сталинграда

Сейчас в немецких концернах об этих автомобилях предпочитают не вспоминать, как и об их заказчиках. А если и промелькнет где-то информация, то в названии моделей, изготовленных для вермахта, можно встретить довольно странные словечки вроде Jagdwagen – «автомобиль для охоты» или Bergwachtwagen – «горный вахтенный автомобиль». Иногда пишут просто Gelaendewagen, что в переводе означает «вездеход», и стараются как можно реже писать о том, для чего предназначались такие автомобили, но знаток и так все поймет. Хотя в одной из последних книг по истории баварского концерна, озаглавленной просто и ясно – BMW, авторы Райнер В. Шлегельмильх, Хартмут Лебринк и Йохен фон Остеррот, уделили модели 325 целую главу, не забыв перечислить все недостатки ее конструкции. «Эти машины переживали свой собственный Сталинград еще задолго до начала русской кампании» – так отзываются сами немцы о BMW Type 325.

В этой же книге есть и фотосессия сохранившегося экземпляра в модификации Kfz.2 – радиомашина. Этот автомобиль сберег некто Удо Бекман – механик из Зигена, а сам BMW Type 325 в послевоенное время использовался в горах Австрии в качестве спасательной и пожарной машины. Авторы книги утверждают, что этот автомобиль является единственным уцелевшим до наших дней экземпляром 325-й модели. Однако их утверждение не соответствует истине. BMW Type 325 сейчас хоть и настоящий раритет, но из 3225 выпущенных баварским концерном автомобилей сохранился далеко не один, хотя число ныне существующих вездеходов можно пересчитать по пальцам одной руки.

Так, недавно в России появился один экземпляр BMW Type 325 в модификации Kfz.1, который коллекционер и реставратор Вячеслав Евгеньевич Лен приобрел в Германии у собирателя военной техники и амуниции периода Второй мировой. Автомобиль находится в идеальном состоянии, так как несколько лет назад пережил профессиональную реставрацию – именно он и представлен на фотографиях. Еще один автомобиль находится в Скандинавии и существует в виде комплекта деталей от разных экземпляров, который владелец никак не может собрать воедино. Также попадаются остатки различных машин BMW Type 325, выкопанные из лесов, в основном российских...

Подпишитесь на «За рулем» в